УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Найдено 1 определение
УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1) комплекс природных и социальных факторов, обычаев и традиций национальных рынков, соглашений и норм, инициированных транснациональными компаниями, международными организациями и финансовыми институтами; 2) показатель динамики экспортных и импортных цен внешней торговли страны. Интеграция России в мировое хоз-во опирается на экономическое пространство, где У.м.т. и условия ее хоз. деятельности наиболее благоприятны, поэтому интеграция со странами СНГ, близкими соседями и стратегич. партнерами, занимает приоритетное место в ее политике и внешнеэкономической деятельности. Эта деятельность направлена на: расширение рынка готовой продукции; обеспечение надежного функционирования транспортно-коммуникац. инфраструктуры, оставшейся на территории СНГ, а также доступа к сырьевым ресурсам; стимулирование эффективности вложения российского капитала в странах ближнего зарубежья. У.м.т. зависят от внешнеторгового режима и мер по регулированию внешней торговли, к-рые включают: тарифные меры; паратарифные меры – прочие платежи, сборы и налоги; финансовые меры – валютный и экспортный контроль; меры контроля за ценами; монополию гос-ва; автоматич. лицензирование экспорта (импорта); колич. контроль и технич. барьеры. Таможенный тариф становится осн. инструментом регулирования внешней торговли стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО). Применение иных средств регламентируется рядом положений Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Осн. режимами и принципами ВТО, определяющими У.м.т., являются: режим наибольшего благоприятствования (РНБ); национальный режим (НР). РНБ означает, что условия для ввоза товаров из страны, к-рой предоставлен такой режим, не менее благоприятны, чем для ввоза товаров из любой др. страны. НР предполагает равное отношение как к своим товарам, услугам и капиталу, так и к иностр. (подробнее об У.м.т. см. Базисные условия поставок, Внешнеэкономическая деятельность, Инкотермс, Контракт в международной торговле, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Торги международные и т.д). У.м.т. как показатель динамики экспортных и импортных цен отражается через индекс У.м.т., к-рый рассчитывается в статистике международной торговли как отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта и исчисляется как для отд. страны, так и для группы стран или региона. Оценка состояния и проблем развития внешней торговли страны основана на анализе динамики индекса У.м.т. В междунар. торговле индекс У.м.т. на сырьевые товары уменьшается, т.к. цены на них по сравнению с ценами готовых изделий снижаются. В результате такого товарообмена У.м.т. стран, экспортирующих сырье и импортирующих готовую продукцию, ухудшаются. В обмен на одинаковый объем импортируемых товаров эти страны должны, при прочих равных условиях, ежегодно увеличивать объем поставок сырьевых товаров на экспорт. Динамика цен на сырьевые товары и готовые изделия, получившая название «ножницы цен», распространяется не на все товары. Подобная ситуация – следствие политики монополий и(или) игры междунар. спекулянтов на валютных и сырьевых рынках, а также периодически повторяющихся мировых и регион. финанс. кризисов, когда цены падают по всему спектру сырьевых товаров и полуфабрикатов, начиная от металла, нефти, газа и заканчивая зерном.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Похожие термины:

  • Условия поставок в международной торговле

    основные принципы и обязательства сторон (контрагентов) в предстоящей внешнеторговой сделке, оговариваемые заранее, т. е. до момента ее заключения, в целях регулирования отношений по вопросам, им