УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ
Управление спросом
Управление спросом - использование методов фискальной и монетарной политики в целях увеличения или сокращения совокупного спроса.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Управление спросом (demand management)
использование денежно-кредитной и бюджетно- налоговой политики для изменения уровня совокупных ожидаемых расходов с целью достижения ожидаемого уровня реального дохода, занятости и цен.
УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ
использование методов фискальной и денежно-кредитной политики в целях увеличения или сокращения совокупного спроса. Примером может служить расширение дотаций, уменьшение налоговых ставок.
УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ
совокупность мер и действий фискальной и денежно-кредитной политики, осуществляемых государством с целью воздействия на размер совокупного спроса. У.с. осуществляется с помощью изменения налоговых ставок, предоставления государственных дотаций и субсидий и др.
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ
управление уровнем совокупного спроса в экономике с помощью фискальной политики и кредитно-денежной политики с целью смягчения или устранения колебаний уровня экономической активности, связанных с деловым циклом. Главная цель У. с. – не допускать ни его недостаточности (предотвращая безработицу), ни его избыточности (предотвращая инфляцию). Политика У. с. предложена Дж. М. Кейнсом (см. разд. 1.1).
УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ
обеспечение равновесия совокупного спроса и совокупного предложения методами государственной финансовой и кредитно-денежной политики. Введено представителями кейнсианства в 50-е гг. По их мнению, У.с. позволяет достичь осн. целей гос. экономич. политики: экономич. роста, стабильной покупательной способности денег, полной занятости, равновесия платежного баланса. Осн. инструменты У.с. в соответствии с кейнсианской теорией – гос. финанс. политика (политика расходов, налоговая политика), кредитноденежная политика (процентная политика, операции на открытом рынке, политика минимальных резервов), политика доходов, призванная обеспечить приемлемую с учетом целей гос. регулирования динамику заработной платы, прибыли и цен. Практика гос. регулирования показала огранич. возможности У.с., что проявилось в развитии в 70-е гг. феномена стагфляции – росте бюджетных дефицитов, усилении конъюнктурных колебаний вследствие непредсказуемых лагов фискальной и ден. политики. В результате усилились позиции неоклассической теории и произошел переход ряда стран в кон. 70-х – нач. 80-х гг. к преимущественно монетаристским средствам воздействия на экономику.
Управление спросом
комплекс мероприятий, направленных на стимулирование спроса или регулирование его колебаний. Стимулирование спроса предполагает повышение привлекательности, формирование потребности в ее продукции. Регулирование колебаний спроса призвано сгладить «скачки» в величине спроса, обусловленные его сезонными колебаниями и другими причинами. Основным инструментом управления спросом является реклама. Она воздействует сразу на большое количество потенциальных потребителей, и расходы на одного потребителя оказываются незначительными. Однако реклама требует достаточно больших абсолютных затрат (например, стоимость минуты рекламы на общенациональном телеканале составляет несколько тыс. долл.), рекламные объявления стандартизированы, их трудно приспособить к нуждам и потребностям аудитории. Поэтому предприятия параллельно с рекламой организуют выставки, конкурсы, лотереи, распространяют купоны, дающие право на покупку товара со скидкой, посылают коммивояжеров и т.п. Хотя интенсивность реакции большинства потребителей в целом обратно пропорциональна интенсивности использования инструментов управленя спросом, все же объемы продаж многих предприятий, пытающихся управлять спросом, растут.
УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ
или СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА (demand management or stabilization policy) — управление уровнем совокупного спроса в экономике с помощью фискальной ПОЛИТИКИ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ С целью смягчения или устранения колебаний уровня экономической активности, связанных с деловым циклом. Главная цель управления спросом — это «точная настройка» совокупного спроса для того, чтобы не допускать ни его недостаточности по сравнению с ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ВАЛОВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОДУКТОМ (таким образом, предотвращая потери в выпуске и БЕЗРАБОТИЦУ), ни его избыточности (предотвращая таким образом инфляцию).
Нерегулируемая экономика проходит через периоды депрессией и бумов, как это изображено в виде сплошной линии на рис. 130. Государство обычно пытается сгладить эти колебания путём стимулирования совокупного спроса, когда экономика находится в депрессии, и сокращения совокупного спроса, когда экономика «перегрета». В идеале государство хотело бы управлять совокупным спросом таким образом, чтобы в своем увеличении он точно следовал росту лежащего в его основе потенциального ВНП (штриховая линия на рис. 130), полностью погашая амплитуду делового цикла.
Однако существуют две основные проблемы: (а) установление точного момента, когда государство должно провести изъятия или вливания, чтобы сгладить колебания делового цикла; (б) установление точной величины изъятия или вливания, чтобы преодолевать бумы и депрессии. Если бы можно было правильно рассчитать время и объём, экономика следовала бы точно вдоль тренда потенциального ВНП.
Осуществление стабилизационной политики включает в себя ряд стадий, как это показано на рис. 130. Например, в момент времени О начало рецессии (депрессии) выражается в снижении экономической активности, но из-за затрат времени на сбор экономической информации данные об уровне безработицы ц т. п. зачастую становятся известными лишь к периоду 1. Когда необходимые данные получены, государство оказывается в со. стоянии выявить природу проблемы (период 2) и разработать план вмешательства, например снижение налогов или увеличение государственных расходов (период 3). В периоде 4 эти мероприятия осуществляются, хотя может пройти еще некоторое время, прежде чем они начнут оказывать влияние на потребление, ИНВЕСТИЦИИ, ИМПОРТ И Т. Д. (СМ. МУЛЬПИПЛИКАТОР). Если на все эти процессы ушло слишком много времени, то может случиться так, что государство будет стимулировать экономику в то время, когда уже начнется подъём после рецессии (депрессии), и, таким образом, его действия приведут к усилению исходного отклонения (пунктирная линия 1 на рисунке). Государство может также усилить отклонения (пунктирная линия 1), если оно неправильно рассчитало величину вливания в экономику и создало избыточный спрос.
Если бы государство правильно определило время и объём, то оно смогло бы уменьшить рецессию (депрессию) и повести экономику по траектории, указанной на рисунке пунктирной линией 2. Ослабление рецессии, таким образом, требует, чтобы государство заранее точно прогнозировало (см. прогнозирование) начало спада, возможно даже еще в период оживления экономики (период 6). На основе этих прогнозов государство может затем разработать план своего вмешательства с целью стимулирования экономики (период 7), принять меры (период 8) таким образом, чтобы эти меры начали оказывать влияние и стимулировать экономику, когда уровень экономической активности станет падать (период 9).
В значительной степени неточность расчёта времени и объёма государственного вмешательства обусловлена институциональными и поведенческими факторами. Если государство не преуспело в сглаживании колебаний делового цикла, его часто обвиняют в проведении политики «стоп—вперед» (см. цикл «стоп—вперед»), т. е. в осуществлении вливаний в экономику на подъеме, которая из-за этого «перегревается», и, соответственно, в изъятии ресурсов в неподходящее время и усугублении её спада.
Управление спросом — это один из аспектов макроэкономической политики государства. Другими важными направлениями являются политика предложения, воздействующая на темпы роста потенциального ВНП, и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на мировой рынок.
Нерегулируемая экономика проходит через периоды депрессией и бумов, как это изображено в виде сплошной линии на рис. 130. Государство обычно пытается сгладить эти колебания путём стимулирования совокупного спроса, когда экономика находится в депрессии, и сокращения совокупного спроса, когда экономика «перегрета». В идеале государство хотело бы управлять совокупным спросом таким образом, чтобы в своем увеличении он точно следовал росту лежащего в его основе потенциального ВНП (штриховая линия на рис. 130), полностью погашая амплитуду делового цикла.
Однако существуют две основные проблемы: (а) установление точного момента, когда государство должно провести изъятия или вливания, чтобы сгладить колебания делового цикла; (б) установление точной величины изъятия или вливания, чтобы преодолевать бумы и депрессии. Если бы можно было правильно рассчитать время и объём, экономика следовала бы точно вдоль тренда потенциального ВНП.
Осуществление стабилизационной политики включает в себя ряд стадий, как это показано на рис. 130. Например, в момент времени О начало рецессии (депрессии) выражается в снижении экономической активности, но из-за затрат времени на сбор экономической информации данные об уровне безработицы ц т. п. зачастую становятся известными лишь к периоду 1. Когда необходимые данные получены, государство оказывается в со. стоянии выявить природу проблемы (период 2) и разработать план вмешательства, например снижение налогов или увеличение государственных расходов (период 3). В периоде 4 эти мероприятия осуществляются, хотя может пройти еще некоторое время, прежде чем они начнут оказывать влияние на потребление, ИНВЕСТИЦИИ, ИМПОРТ И Т. Д. (СМ. МУЛЬПИПЛИКАТОР). Если на все эти процессы ушло слишком много времени, то может случиться так, что государство будет стимулировать экономику в то время, когда уже начнется подъём после рецессии (депрессии), и, таким образом, его действия приведут к усилению исходного отклонения (пунктирная линия 1 на рисунке). Государство может также усилить отклонения (пунктирная линия 1), если оно неправильно рассчитало величину вливания в экономику и создало избыточный спрос.
Если бы государство правильно определило время и объём, то оно смогло бы уменьшить рецессию (депрессию) и повести экономику по траектории, указанной на рисунке пунктирной линией 2. Ослабление рецессии, таким образом, требует, чтобы государство заранее точно прогнозировало (см. прогнозирование) начало спада, возможно даже еще в период оживления экономики (период 6). На основе этих прогнозов государство может затем разработать план своего вмешательства с целью стимулирования экономики (период 7), принять меры (период 8) таким образом, чтобы эти меры начали оказывать влияние и стимулировать экономику, когда уровень экономической активности станет падать (период 9).
В значительной степени неточность расчёта времени и объёма государственного вмешательства обусловлена институциональными и поведенческими факторами. Если государство не преуспело в сглаживании колебаний делового цикла, его часто обвиняют в проведении политики «стоп—вперед» (см. цикл «стоп—вперед»), т. е. в осуществлении вливаний в экономику на подъеме, которая из-за этого «перегревается», и, соответственно, в изъятии ресурсов в неподходящее время и усугублении её спада.
Управление спросом — это один из аспектов макроэкономической политики государства. Другими важными направлениями являются политика предложения, воздействующая на темпы роста потенциального ВНП, и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на мировой рынок.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988