Управление производством

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Управление производством
особая функция бизнеса, связанная с планированием производственного процесса, объемом производства и используемых ресурсов.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
детальное уточнение производственной программы и производственного процесса, а также их запуск и проведение. У.п. предполагает также производственный контроль.

Источник: Большой бухгалтерский словарь

Управление производством
форма деятельности хозяйственных органов, в соответствии с требованиями объективных экономических законов развития производства, обеспечивающая целенаправленное воздействие на процесс общественного труда.
Основные принципы управления: научность, системный подход, единство политического и хозяйственного руководства, единоначалие и коллегиальность, сочетание отраслевого и территориального управления, демократический централизм, плановость, кадровая политика, моральная и материальная заинтересованность, контроль исполнения решений и ответственность.

Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Управление производством
рациональная организация использования ресурсов аграрного предприятия, задействованных в производстве с учетом их пространственного и временного размещения, которая предполагает: управление основным производством (организационно-технологическое управление растениеводством и животноводством; управление технической подготовкой производства; управление материально-техническим обеспечением производства; управление транспортным и складским обслуживанием производства. Меры по управлению производством должны разрабатываться с участием непосредственных исполнителей на всех стадиях технологического процесса. Такой подход упреждает возникновение сбоев в производстве и способствует повышению технологической дисциплины за счет установления тесной обратной связи. Рассмотренные функциональные области должны быть представлены в организационной структуре управления любой коммерческой организации, ориентированной на сельскохозяйственное производство. В крупных товарных сельскохозяйственных организациях Беларуси имеют место территориальная, отраслевая, бригадная и комбинированная (смешанная) структуры организации и управления. Тип структуры не зависит от организационно-правовой формы хозяйства и предопределен спецификой предприятия, его размером, масштабами и количеством внутрихозяйственных производственных подразделений. Эффективность управления сельскохозяйственным производством зависит от методов управления. Под методами управления понимают совокупность приемов и способов воздействия на людей и стимулирования их трудовой деятельности. В зависимости от преобладания тех или иных приемов и способов воздействия на членов трудовых коллективов выделяют три группы методов управления: экономические, административные, социально-психологические. Экономические методы основаны на использовании экономических механизмов регулирования поведения людей. Когда экономические цели работников и предприятия совпадают, деятельность людей оценивается экономическими результатами, и они получают определенную плату за результаты труда, устанавливается некоторое равновесие между активностью работника, результатами его труда и оплатой. Административные методы основаны на приказах, распоряжениях, указаниях. Стимулируется не инициатива и результаты работы, а выполнение распоряжений. Социально-психологические методы управления включают способы и приемы воздействия на мотивацию человека и коллективов, их поведение с помощью стимулов и социальных интересов. В рыночной экономике создаются благоприятные условия для самоуправления, когда каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. Самоуправление предполагает самостоятельное принятие работником и трудовым коллективом решений, их обязательное выполнение и ответственность за их реализацию.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
конкретно-историч. способ упорядочивающего, целенаправленного воздействия на процесс обществ. труда в соответствии с объективными законами развития произ-ва; один из осн. видов социального У. Возникновение и развитие функций У. произ-вом — неизбежное следствие роста разделения и кооперации труда в системе обществ. произ-ва. Границы У., его содержание, цели и принципы зависят от господствующих экономич. отношений, характера социально-политич. строя.
Управление производством в досоциалистических общественно-экономических формациях. Зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда возникают на стадии первобытнообщинного строя. Функция У. осуществлялась сообща всеми взрослыми членами рода, племени, общины. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов. С возникновением классового общества У. приобретает двойств, характер. С одной стороны, сохраняется функция организации совместного труда, с другой — У. становится орудием эксплуатации. В условиях рабовладельч. и феод. способов произ-ва У. в основном сводилось к надзору за процессом труда, к физич. или адм. (внеэкономич.) принуждению.
В условиях капитализма выделяются три осн. этапа развития У. произ-вом. В период становления капитализма капиталистич. мануфактурой, фабрикой управляет сам собственник, а в качестве всеобщего регулятора капиталистич. произ-ва выступает стихийный механизм рынка. На стадии крупного машинного произ-ва функция У. отделяется от капитала-собственности, капиталист становится над У. Период гос.-монополистич. капитализма характеризуется формированием института проф. организаторов произ-ва — менеджеров, внедрением в процесс У. совр. технич. средств, гос. вмешательством в капиталистич. экономику. Элементы науч. У. капиталистич. произ-вом возникают и развиваются на стадии крупного машинного произ-ва и в эпоху гос.-монополистич. капитализма. В. И. Ленин придавал важное значение изучению организации У. капиталиста. предприятиями, особенно его организационно-технич. аспектов, считал необходимым «...перенять все действительно ценное из европейской и американской науки» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 206). В развитых капиталистич. странах (США, Япония, Франция, ФРГ и др.) накоплен интересный опыт применения электронно-вычислит. техники в У., совершенствования структур У. отд. фирмами, компаниями, конгломератами (У. по проектам, матричные структуры, структуры, построенные по принципу «внедрение нововведений», и др.), использования новейших методов организационно-технич. У. (системы «планирование — проектирование — разработка бюджета», исследование операций, системный анализ и т. п.). Однако сфера науч. У. при капитализме ограничена рамками частной собственности и распространяется лишь на отд. предприятия, компании, конгломераты. Гос.-монополистич. регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, и интеграц. процессы в капиталистич. экономике не меняют сущности «...анархически построенного капиталистического общества...», основной организующей силой к-рого выступает «...стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный» (Ленин В. И., там же, т. 36, с. 171).
Управление общественным производством при социализме — сознательное регулирование процесса социалистич. обществ. произ-ва в целях повышения его эффективности, ускорения научно-технич. прогресса и роста производительности труда, улучшения качества продукции и на этой основе обеспечения динамичного, планомерного и пропорционального развития нар. х-ва, роста благосостояния трудящихся. Объективные основы планового централизованного У. экономикой составляют социалистич. обществ. собственность и непосредственно обществ. труд. Роль единого общегос. экономич. центра У. выполняют Центр. хоз. органы.
Объектом У. в системе социалистич. обществ. произ-ва является нар. х-во, к-рое представляет собой систему хоз. объектов: отраслей произ-ва, территориальных комплексов, всесоюзных (респ.) пром. и производственных объединений, предприятий; единый нар.-хоз. комплекс охватывает все звенья обществ. произ-ва, распределения и обмена на территории страны. Цели У. в соответствии с его уровнями подразделяются на народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, отд. объединений или предприятий. Система целей окончательно формируется в социально-экономич. политике Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва, обеспечивающей рациональное сочетание экономич. интересов общества, коллектива с интересами каждого трудящегося; при этом общенар. интересы играют ведущую роль.
Осн. принципы У. социалистич. произ-вом разработаны В. И. Лениным, Коммунистич. партией: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и идеология, проблем; единство хоз. и политич. руководства; демократия. централизм — сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием инициативы трудящихся; партийность; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных закономерностей и их специфич. проявления в конкретных история, условиях; принцип осн. звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комплекс вопросов У.; территориально-отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать адм.-территориальный подход с отраслевым (гл. задачи отраслевого У.— определение потребности и обеспечение нар. х-ва продукцией отрасли, проведение единой технич. политики, организация внедрения достижений науч.-технич. прогресса, изучение и распространение передового опыта определение качеств. показателей работы хоз. объектов; осн. задача территориального У.— обеспечить комплексное развитие того или иного экономич. р-на путём единого планирования, наиболее рационального использования его природных ресурсов, организации межрайонного и внутрирайонного кооперирования), хозяйственный, расчёт и др.
Организация процессов У. характеризуется определ. последовательностью управляющего воздействия: целеполаганием, прогнозированием, планированием, оперативным У., распорядительством, координацией, стимулированием, учётом, контролем. При нар.-хоз. подходе к У. эти различные управленч. функции объединяются в единый целенаправленный процесс. Централизованное планомерное руководство представляет собой органич. единство планирования и оперативного У.
Планирование народного хозяйства, осуществляемое системой органов — от Госплана СССР до планового отдела предприятия, представляет собой специфич. вид управленч. деятельности. Оперативное У. отраслями осуществляется Центр. хоз. органами мин-в и ведомств; к органам оперативного У. в производств. объединении (на предприятии) относятся производств. отдел, диспетчерская служба, технологич. отдел и др. (их задачи — организация конкретного процесса произ-ва, его регулирование и т. п.).
Методы управления обществ. произ-вом классифицируются по содержанию (экономич., социально-психологич., правовые и др.), а также с точки зрения воздействия на работников с учётом мотивов их деятельности (организационно-административные, методы, основанные на материальном и моральном стимулировании работников и трудовых коллективов).
В состав кадров У. входят хоз. руководители всех уровней, а также функциональные руководители, специалисты и вспомогат. персонал (операторы, секретари, учётчики и др.) (см. Управленческий труд).
Современная система органов управления. В соответствии с демократия, характером У. при социализме функцию руководства обществ. произ-вом осуществляют как гос., так и негос. органы. Руководящая роль в У. нар. х-вом принадлежит Коммунистич. партии, разрабатывающей программные вопросы развития социалистич. экономики.
В СССР по важнейшим вопросам ЦК КПСС принимает решения совместно с Верх. Советом и Сов. Мин. СССР, который является высшим гос. органом У. Он объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-респ. мин-в и ведомств, принимает меры по разработке и осуществлению нар.-хоз. планов, гос. бюджета и укреплению кредитно-ден. системы. Органы Сов. Мин. СССР подразделяются на органы преим. отраслевого и органы межотраслевого назначения (гос. к-ты, нек-рые мин-ва, гл. управления). В группе межотраслевых органов различают ведомства: осуществляющие прогнозирование, планирование, учёт и контроль (Гос. плановый к-т, Центр. статистич. управление, К-т нар. контроля СССР); ведающие отд. сторонами обществ. произ-ва (Гос. к-т СССР по труду и социальным вопросам, Госстандарт СССР и др.); ведающие соответствующими отраслями нар. х-ва (напр., материально-технич. снабжением) и в то же время по характеру своей деятельности являющиеся межотраслевыми (Госснаб СССР).
В общем плане отраслевые органы У. нар. х-вом подразделяются на органы, ведающие обществ. произ-вом (пром-стью, с. х-вом, стр-вом, транспортом) и сферой обращения (торговлей, заготовками).
Структура пром-сти обусловливает необходимость отраслевого У., к-рое наиболее полно отвечает требованиям науч.-технич. прогресса и направлено на упрочение и совершенствование производств.-технич., организац., экономич. и имуществ. связей как внутри
отрасли, так и межотраслевых. При этом в системе социалистич. нар. х-ва обеспечивается достаточная хоз. самостоятельность отрасли. Единство отраслевого и территориального У. проявляется: в функционировании союзно-респ. мин-в (мин-ва лёгкой, пищевой и др. отраслей пром-сти в союзных республиках находятся в двойном подчинении — союзного мин-ва и Сов. Мин. союзной республики, что позволяет сочетать единую технич. политику в рамках отрасли с потребностями комплексного развития экономич. р-на); в расширении прав союзных республик по руководству подчинённой им пром-стью, а также по рассмотрению планов предприятий общесоюзного подчинения; в создании плановых комиссий Госплана СССР в экономич. р-нах.
Непосредственное У. отраслями пром-сти осуществляют соответствующие отраслевые мин-ва. Функции У. распределяются между внутр. структурными подразделениями аппарата мин-ва: коллегией, науч.-технич. советом, функциональными управлениями (отделами), спец. подразделениями, а также гл. отраслевыми управлениями. Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 2 марта 1973 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» предусматривает упразднение главков и переход к всесоюзным и республ. объединениям в качестве среднего звена У. отраслью, а в ряде случаев и к двузвенной системе путём прямого подчинения мин-ву производств. объединений и крупных предприятий. В связи с этим возрастают требования к деятельности функциональных управлений мин-ва. Происходит перераспределение функциональных обязанностей главков между отделами мин-ва и аппаратом всесоюзных и респ. пром. объединений. Часть управленч. полномочий главков передаётся производств. объединениям и предприятиям.
Специфика организации У. др. отраслями нар. х-ва определяется особенностями их функционирования, а также ролью в системе обществ. воспроиз-ва.
У. сельским х-вом осуществляют неск. мин-в и ведомств. Общее руководство с. х-вом возложено на союзно-респ. Мин-во с. х-ва СССР. Оно отвечает за состояние с.-х. произ-ва в совхозах и колхозах. У. совхозами осуществляется централизованно системой гос. органов: Мин-во с. х-ва СССР — мин-ва с. х-ва союзных республик — тресты и объединения или районные управления с. х-ва — совхозы. Роль гос-ва при У. колхозами проявляется в установлении планов поставок, координации планов произ-ва и контроле за использованием неделимых фондов. Кроме того, гос-во использует ряд методов косвенного воздействия на развитие колх. произ-ва: регулирование закупочных цен, целевое кредитование и др.
У. строительством осуществляют 9 общесоюзных и союзно-респ. мин-в. Гос. к-т СССР по делам стр-ва (Госстрой СССР) —межотраслевой союзно-респ. орган, проводит единую технич. политику в области стр-ва, координирует работу ведущих проектных орг-ций, развитие строит, индустрии. При Госстрое СССР организован Гос. к-т по гражд. стр-ву и архитектуре, который проводит единую градостроит. политику, руководит разработкой типовых проектов жилых домов, культурно-бытовых учреждений и т. п., а также производит экспертизу проектов планировки и застройки городов и посёлков.
У. транспортом организуется по отраслевому принципу. Общегос. У. ж.-д., мор. и возд. транспортом осуществляется мин-вами путей сообщения, мор. флота и гражд. авиации СССР, У. автомобильным транспортом и речным флотом — соответствующими мин-вами союзных республик.
У. торговлей организуется в соответствии со спецификой различных её видов (государственная, кооперативная и колхозно-рыночная). У. гос. торговлей осуществляется союзно-респ. Мин-вом торговли СССР и респ. мин-вами торговли.
Совершенствование управления нар. хозяйством. В развитом социалистич. обществе значительно возросли возможности У. в связи с резким повышением уровня знаний и проф. подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. значит. развитие получили наука и технич. средства У., в особенности электронно-вычислит. техника, создаются автоматизированные системы управления (АСУ) (напр., АСУ отраслью, предприятием, технологич. процессом). Программа совершенствования У., разработанная Коммунистич. партией, предусматривает: 1) повышение науч. уровня планирования, организацию долгосрочного прогнозирования, разработку ген. программ развития социалистич. экономики, ориентацию У. на конечные нар.-хоз. результаты; 2) улучшение организац. структуры и методов У. нар. х-вом, сокращение расходов на содержание аппарата У.; 3) концентрацию сил и ресурсов на выполнении важнейших общегос. целевых программ, рациональное сочетание отраслевого и территориального планирования с учётом обеспечения всестороннего развития союзных республик, экономич. р-нов, крупных городов и территориально-производств. комплексов, тесную увязку решений перспективных и текущих проблем, обеспечение сбалансированности планов, их большей ориентации на решение социальных задач; 4) широкое развитие хозрасчёта, улучшение системы планируемых показателей, усиление роли экономич. рычагов и стимулов У. на всех уровнях нар. х-ва; комплексный подход к решению крупных общегос., межотраслевых и территориальных проблем, создание системы У. группами однородных отраслей; повышение ответственности должностных лиц за принимаемые решения; 5) широкое применение в планировании, учёте и анализе хоз. деятельности, во всех процессах У. экономико-математич. методов, электронно-вычислит. техники и средств связи; разработку и внедрение автоматизированных систем У.; 6) совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров У. с учётом требований науч.технич. революции; 7) дальнейшее развитие принципов демократия, централизма, предполагающее развитие как централизма, так и демократия, начал в У., широкое привлечение трудящихся к У.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
118.33 кб

Управление производством биотоплива

Позубенкова Э. И., Фоменко О. В.
Читать PDF
218.04 кб

КОМСОМОЛ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

Володина Елена Павловна
В статье рассматриваются вопросы участия комсомольцев и молодежи 21 предприятия станкостроительной отрасли СССР в управлении производством. Материалами выступили неопубликованные данные исследования 1972-1974 гг.
Читать PDF
278.02 кб

Научные основы управления производством

Медведев Н. А.
Медведев Н.А. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ. В статье научно обоснованы принципы управления производством в современных условиях.
Читать PDF
419.16 кб

Концепция управления наукоемким производством

Щербаков Д. В.
В статье рассмотрены системные проблемы наукоемкого производства в России.
Читать PDF
738.76 кб

Оптимальное управление единичным производством

Мизюн Владимир Анатольевич
В данной работе представлен инновационный подход к организации управления современным высокотехнологичным машиностроительным производством, превосходящий по своему потенциалу централизованное сквозное планирование и позволяющий на
Читать PDF
367.37 кб

Декомпозиция задач управления горным производством

Цеховой А. Ф., Крупник Л. А., Цеховой П. А., Карлинская М. А.
Читать PDF
1.65 мб

Управление производством на основе карты стоимости

Гаджиев Магомедрасул Магомедович, Бучаев Яхья Гамидович, Слепухина Анна Алексеевна
Карту стоимости (модель управления производством, трудовыми ресурсами и т.д.
Читать PDF
155.46 кб

Решение как конкретная форма управления производством

Алехина О. Ф., Сазанов М. А.
Рассматривается процесс управления через процесс принятия решений. Представлена процедура и этапы разработки этих решений.
Читать PDF
131.97 кб

Принципы организации управления аграрным производством

Курносова Наталия Сергеевна
В статье рассматриваются вопросы организации управления аграрным производством, раскрываются свойства социально-экономических систем как объекта управления, приводится обзор существующих подходов к организации управления, делается
Читать PDF
173.67 кб

Проблемы эффективного управления аграрным производством

Зацепина Г. Н.
Читать PDF
354.77 кб

Современные системы управления строительным производством

А. Н. Пшинько, И. А. Арутюнян
Читать PDF
991.53 кб

Организация управления производством (на примере ФГУП ЭЗАН)

Божко Сергей Владимирович
В условиях современного конкурентного рынка успешная деятельность предприятия во многом зависит от полноты охвата всех звеньев управления, где одной из важнейших задач является организация управления производством.
Читать PDF
125.01 кб

Контроллинг как метод эффективного управления производством

Б. К. Погорелов
В условиях перехода к рыночной экономике происходит смена парадигмы управления, предполагающая изменения целей и задач предприятий, законодательных условий и внешней среды.
Читать PDF
137.49 кб

Организация управления производством на основе моделирования

Амелин Станислав Витальевич
Рассматриваются возможности совершенствования организации управления производством на основе применения имитационного моделирования динамических производственных процессовIn clause opportunities of perfection of the organization o
Читать PDF
741.38 кб

ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Голубь Н.Н.
В статье раскрываются понятие оперативного управления производством и его роль в обеспечении эффективности производственных процессов.

Похожие термины: