особая функция бизнеса, связанная с планированием производственного процесса, объемом производства и используемых ресурсов.
Управление производством
Управление производством
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
детальное уточнение производственной программы и производственного процесса, а также их запуск и проведение. У.п. предполагает также производственный контроль.
Источник: Большой бухгалтерский словарь
Управление производством
форма деятельности хозяйственных органов, в соответствии с требованиями объективных экономических законов развития производства, обеспечивающая целенаправленное воздействие на процесс общественного труда.
Основные принципы управления: научность, системный подход, единство политического и хозяйственного руководства, единоначалие и коллегиальность, сочетание отраслевого и территориального управления, демократический централизм, плановость, кадровая политика, моральная и материальная заинтересованность, контроль исполнения решений и ответственность.
Основные принципы управления: научность, системный подход, единство политического и хозяйственного руководства, единоначалие и коллегиальность, сочетание отраслевого и территориального управления, демократический централизм, плановость, кадровая политика, моральная и материальная заинтересованность, контроль исполнения решений и ответственность.
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Управление производством
рациональная организация использования ресурсов аграрного предприятия, задействованных в производстве с учетом их пространственного и временного размещения, которая предполагает: управление основным производством (организационно-технологическое управление растениеводством и животноводством; управление технической подготовкой производства; управление материально-техническим обеспечением производства; управление транспортным и складским обслуживанием производства. Меры по управлению производством должны разрабатываться с участием непосредственных исполнителей на всех стадиях технологического процесса. Такой подход упреждает возникновение сбоев в производстве и способствует повышению технологической дисциплины за счет установления тесной обратной связи. Рассмотренные функциональные области должны быть представлены в организационной структуре управления любой коммерческой организации, ориентированной на сельскохозяйственное производство. В крупных товарных сельскохозяйственных организациях Беларуси имеют место территориальная, отраслевая, бригадная и комбинированная (смешанная) структуры организации и управления. Тип структуры не зависит от организационно-правовой формы хозяйства и предопределен спецификой предприятия, его размером, масштабами и количеством внутрихозяйственных производственных подразделений. Эффективность управления сельскохозяйственным производством зависит от методов управления. Под методами управления понимают совокупность приемов и способов воздействия на людей и стимулирования их трудовой деятельности. В зависимости от преобладания тех или иных приемов и способов воздействия на членов трудовых коллективов выделяют три группы методов управления: экономические, административные, социально-психологические. Экономические методы основаны на использовании экономических механизмов регулирования поведения людей. Когда экономические цели работников и предприятия совпадают, деятельность людей оценивается экономическими результатами, и они получают определенную плату за результаты труда, устанавливается некоторое равновесие между активностью работника, результатами его труда и оплатой. Административные методы основаны на приказах, распоряжениях, указаниях. Стимулируется не инициатива и результаты работы, а выполнение распоряжений. Социально-психологические методы управления включают способы и приемы воздействия на мотивацию человека и коллективов, их поведение с помощью стимулов и социальных интересов. В рыночной экономике создаются благоприятные условия для самоуправления, когда каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. Самоуправление предполагает самостоятельное принятие работником и трудовым коллективом решений, их обязательное выполнение и ответственность за их реализацию.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
конкретно-историч. способ упорядочивающего, целенаправленного воздействия на процесс обществ. труда в соответствии с объективными законами развития произ-ва; один из осн. видов социального У. Возникновение и развитие функций У. произ-вом — неизбежное следствие роста разделения и кооперации труда в системе обществ. произ-ва. Границы У., его содержание, цели и принципы зависят от господствующих экономич. отношений, характера социально-политич. строя.
Управление производством в досоциалистических общественно-экономических формациях. Зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда возникают на стадии первобытнообщинного строя. Функция У. осуществлялась сообща всеми взрослыми членами рода, племени, общины. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов. С возникновением классового общества У. приобретает двойств, характер. С одной стороны, сохраняется функция организации совместного труда, с другой — У. становится орудием эксплуатации. В условиях рабовладельч. и феод. способов произ-ва У. в основном сводилось к надзору за процессом труда, к физич. или адм. (внеэкономич.) принуждению.
В условиях капитализма выделяются три осн. этапа развития У. произ-вом. В период становления капитализма капиталистич. мануфактурой, фабрикой управляет сам собственник, а в качестве всеобщего регулятора капиталистич. произ-ва выступает стихийный механизм рынка. На стадии крупного машинного произ-ва функция У. отделяется от капитала-собственности, капиталист становится над У. Период гос.-монополистич. капитализма характеризуется формированием института проф. организаторов произ-ва — менеджеров, внедрением в процесс У. совр. технич. средств, гос. вмешательством в капиталистич. экономику. Элементы науч. У. капиталистич. произ-вом возникают и развиваются на стадии крупного машинного произ-ва и в эпоху гос.-монополистич. капитализма. В. И. Ленин придавал важное значение изучению организации У. капиталиста. предприятиями, особенно его организационно-технич. аспектов, считал необходимым «...перенять все действительно ценное из европейской и американской науки» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 206). В развитых капиталистич. странах (США, Япония, Франция, ФРГ и др.) накоплен интересный опыт применения электронно-вычислит. техники в У., совершенствования структур У. отд. фирмами, компаниями, конгломератами (У. по проектам, матричные структуры, структуры, построенные по принципу «внедрение нововведений», и др.), использования новейших методов организационно-технич. У. (системы «планирование — проектирование — разработка бюджета», исследование операций, системный анализ и т. п.). Однако сфера науч. У. при капитализме ограничена рамками частной собственности и распространяется лишь на отд. предприятия, компании, конгломераты. Гос.-монополистич. регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, и интеграц. процессы в капиталистич. экономике не меняют сущности «...анархически построенного капиталистического общества...», основной организующей силой к-рого выступает «...стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный» (Ленин В. И., там же, т. 36, с. 171).
Управление общественным производством при социализме — сознательное регулирование процесса социалистич. обществ. произ-ва в целях повышения его эффективности, ускорения научно-технич. прогресса и роста производительности труда, улучшения качества продукции и на этой основе обеспечения динамичного, планомерного и пропорционального развития нар. х-ва, роста благосостояния трудящихся. Объективные основы планового централизованного У. экономикой составляют социалистич. обществ. собственность и непосредственно обществ. труд. Роль единого общегос. экономич. центра У. выполняют Центр. хоз. органы.
Объектом У. в системе социалистич. обществ. произ-ва является нар. х-во, к-рое представляет собой систему хоз. объектов: отраслей произ-ва, территориальных комплексов, всесоюзных (респ.) пром. и производственных объединений, предприятий; единый нар.-хоз. комплекс охватывает все звенья обществ. произ-ва, распределения и обмена на территории страны. Цели У. в соответствии с его уровнями подразделяются на народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, отд. объединений или предприятий. Система целей окончательно формируется в социально-экономич. политике Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва, обеспечивающей рациональное сочетание экономич. интересов общества, коллектива с интересами каждого трудящегося; при этом общенар. интересы играют ведущую роль.
Осн. принципы У. социалистич. произ-вом разработаны В. И. Лениным, Коммунистич. партией: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и идеология, проблем; единство хоз. и политич. руководства; демократия. централизм — сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием инициативы трудящихся; партийность; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных закономерностей и их специфич. проявления в конкретных история, условиях; принцип осн. звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комплекс вопросов У.; территориально-отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать адм.-территориальный подход с отраслевым (гл. задачи отраслевого У.— определение потребности и обеспечение нар. х-ва продукцией отрасли, проведение единой технич. политики, организация внедрения достижений науч.-технич. прогресса, изучение и распространение передового опыта определение качеств. показателей работы хоз. объектов; осн. задача территориального У.— обеспечить комплексное развитие того или иного экономич. р-на путём единого планирования, наиболее рационального использования его природных ресурсов, организации межрайонного и внутрирайонного кооперирования), хозяйственный, расчёт и др.
Организация процессов У. характеризуется определ. последовательностью управляющего воздействия: целеполаганием, прогнозированием, планированием, оперативным У., распорядительством, координацией, стимулированием, учётом, контролем. При нар.-хоз. подходе к У. эти различные управленч. функции объединяются в единый целенаправленный процесс. Централизованное планомерное руководство представляет собой органич. единство планирования и оперативного У.
Планирование народного хозяйства, осуществляемое системой органов — от Госплана СССР до планового отдела предприятия, представляет собой специфич. вид управленч. деятельности. Оперативное У. отраслями осуществляется Центр. хоз. органами мин-в и ведомств; к органам оперативного У. в производств. объединении (на предприятии) относятся производств. отдел, диспетчерская служба, технологич. отдел и др. (их задачи — организация конкретного процесса произ-ва, его регулирование и т. п.).
Методы управления обществ. произ-вом классифицируются по содержанию (экономич., социально-психологич., правовые и др.), а также с точки зрения воздействия на работников с учётом мотивов их деятельности (организационно-административные, методы, основанные на материальном и моральном стимулировании работников и трудовых коллективов).
В состав кадров У. входят хоз. руководители всех уровней, а также функциональные руководители, специалисты и вспомогат. персонал (операторы, секретари, учётчики и др.) (см. Управленческий труд).
Современная система органов управления. В соответствии с демократия, характером У. при социализме функцию руководства обществ. произ-вом осуществляют как гос., так и негос. органы. Руководящая роль в У. нар. х-вом принадлежит Коммунистич. партии, разрабатывающей программные вопросы развития социалистич. экономики.
В СССР по важнейшим вопросам ЦК КПСС принимает решения совместно с Верх. Советом и Сов. Мин. СССР, который является высшим гос. органом У. Он объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-респ. мин-в и ведомств, принимает меры по разработке и осуществлению нар.-хоз. планов, гос. бюджета и укреплению кредитно-ден. системы. Органы Сов. Мин. СССР подразделяются на органы преим. отраслевого и органы межотраслевого назначения (гос. к-ты, нек-рые мин-ва, гл. управления). В группе межотраслевых органов различают ведомства: осуществляющие прогнозирование, планирование, учёт и контроль (Гос. плановый к-т, Центр. статистич. управление, К-т нар. контроля СССР); ведающие отд. сторонами обществ. произ-ва (Гос. к-т СССР по труду и социальным вопросам, Госстандарт СССР и др.); ведающие соответствующими отраслями нар. х-ва (напр., материально-технич. снабжением) и в то же время по характеру своей деятельности являющиеся межотраслевыми (Госснаб СССР).
В общем плане отраслевые органы У. нар. х-вом подразделяются на органы, ведающие обществ. произ-вом (пром-стью, с. х-вом, стр-вом, транспортом) и сферой обращения (торговлей, заготовками).
Структура пром-сти обусловливает необходимость отраслевого У., к-рое наиболее полно отвечает требованиям науч.-технич. прогресса и направлено на упрочение и совершенствование производств.-технич., организац., экономич. и имуществ. связей как внутри
отрасли, так и межотраслевых. При этом в системе социалистич. нар. х-ва обеспечивается достаточная хоз. самостоятельность отрасли. Единство отраслевого и территориального У. проявляется: в функционировании союзно-респ. мин-в (мин-ва лёгкой, пищевой и др. отраслей пром-сти в союзных республиках находятся в двойном подчинении — союзного мин-ва и Сов. Мин. союзной республики, что позволяет сочетать единую технич. политику в рамках отрасли с потребностями комплексного развития экономич. р-на); в расширении прав союзных республик по руководству подчинённой им пром-стью, а также по рассмотрению планов предприятий общесоюзного подчинения; в создании плановых комиссий Госплана СССР в экономич. р-нах.
Непосредственное У. отраслями пром-сти осуществляют соответствующие отраслевые мин-ва. Функции У. распределяются между внутр. структурными подразделениями аппарата мин-ва: коллегией, науч.-технич. советом, функциональными управлениями (отделами), спец. подразделениями, а также гл. отраслевыми управлениями. Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 2 марта 1973 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» предусматривает упразднение главков и переход к всесоюзным и республ. объединениям в качестве среднего звена У. отраслью, а в ряде случаев и к двузвенной системе путём прямого подчинения мин-ву производств. объединений и крупных предприятий. В связи с этим возрастают требования к деятельности функциональных управлений мин-ва. Происходит перераспределение функциональных обязанностей главков между отделами мин-ва и аппаратом всесоюзных и респ. пром. объединений. Часть управленч. полномочий главков передаётся производств. объединениям и предприятиям.
Специфика организации У. др. отраслями нар. х-ва определяется особенностями их функционирования, а также ролью в системе обществ. воспроиз-ва.
У. сельским х-вом осуществляют неск. мин-в и ведомств. Общее руководство с. х-вом возложено на союзно-респ. Мин-во с. х-ва СССР. Оно отвечает за состояние с.-х. произ-ва в совхозах и колхозах. У. совхозами осуществляется централизованно системой гос. органов: Мин-во с. х-ва СССР — мин-ва с. х-ва союзных республик — тресты и объединения или районные управления с. х-ва — совхозы. Роль гос-ва при У. колхозами проявляется в установлении планов поставок, координации планов произ-ва и контроле за использованием неделимых фондов. Кроме того, гос-во использует ряд методов косвенного воздействия на развитие колх. произ-ва: регулирование закупочных цен, целевое кредитование и др.
У. строительством осуществляют 9 общесоюзных и союзно-респ. мин-в. Гос. к-т СССР по делам стр-ва (Госстрой СССР) —межотраслевой союзно-респ. орган, проводит единую технич. политику в области стр-ва, координирует работу ведущих проектных орг-ций, развитие строит, индустрии. При Госстрое СССР организован Гос. к-т по гражд. стр-ву и архитектуре, который проводит единую градостроит. политику, руководит разработкой типовых проектов жилых домов, культурно-бытовых учреждений и т. п., а также производит экспертизу проектов планировки и застройки городов и посёлков.
У. транспортом организуется по отраслевому принципу. Общегос. У. ж.-д., мор. и возд. транспортом осуществляется мин-вами путей сообщения, мор. флота и гражд. авиации СССР, У. автомобильным транспортом и речным флотом — соответствующими мин-вами союзных республик.
У. торговлей организуется в соответствии со спецификой различных её видов (государственная, кооперативная и колхозно-рыночная). У. гос. торговлей осуществляется союзно-респ. Мин-вом торговли СССР и респ. мин-вами торговли.
Совершенствование управления нар. хозяйством. В развитом социалистич. обществе значительно возросли возможности У. в связи с резким повышением уровня знаний и проф. подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. значит. развитие получили наука и технич. средства У., в особенности электронно-вычислит. техника, создаются автоматизированные системы управления (АСУ) (напр., АСУ отраслью, предприятием, технологич. процессом). Программа совершенствования У., разработанная Коммунистич. партией, предусматривает: 1) повышение науч. уровня планирования, организацию долгосрочного прогнозирования, разработку ген. программ развития социалистич. экономики, ориентацию У. на конечные нар.-хоз. результаты; 2) улучшение организац. структуры и методов У. нар. х-вом, сокращение расходов на содержание аппарата У.; 3) концентрацию сил и ресурсов на выполнении важнейших общегос. целевых программ, рациональное сочетание отраслевого и территориального планирования с учётом обеспечения всестороннего развития союзных республик, экономич. р-нов, крупных городов и территориально-производств. комплексов, тесную увязку решений перспективных и текущих проблем, обеспечение сбалансированности планов, их большей ориентации на решение социальных задач; 4) широкое развитие хозрасчёта, улучшение системы планируемых показателей, усиление роли экономич. рычагов и стимулов У. на всех уровнях нар. х-ва; комплексный подход к решению крупных общегос., межотраслевых и территориальных проблем, создание системы У. группами однородных отраслей; повышение ответственности должностных лиц за принимаемые решения; 5) широкое применение в планировании, учёте и анализе хоз. деятельности, во всех процессах У. экономико-математич. методов, электронно-вычислит. техники и средств связи; разработку и внедрение автоматизированных систем У.; 6) совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров У. с учётом требований науч.технич. революции; 7) дальнейшее развитие принципов демократия, централизма, предполагающее развитие как централизма, так и демократия, начал в У., широкое привлечение трудящихся к У.
Управление производством в досоциалистических общественно-экономических формациях. Зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда возникают на стадии первобытнообщинного строя. Функция У. осуществлялась сообща всеми взрослыми членами рода, племени, общины. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов. С возникновением классового общества У. приобретает двойств, характер. С одной стороны, сохраняется функция организации совместного труда, с другой — У. становится орудием эксплуатации. В условиях рабовладельч. и феод. способов произ-ва У. в основном сводилось к надзору за процессом труда, к физич. или адм. (внеэкономич.) принуждению.
В условиях капитализма выделяются три осн. этапа развития У. произ-вом. В период становления капитализма капиталистич. мануфактурой, фабрикой управляет сам собственник, а в качестве всеобщего регулятора капиталистич. произ-ва выступает стихийный механизм рынка. На стадии крупного машинного произ-ва функция У. отделяется от капитала-собственности, капиталист становится над У. Период гос.-монополистич. капитализма характеризуется формированием института проф. организаторов произ-ва — менеджеров, внедрением в процесс У. совр. технич. средств, гос. вмешательством в капиталистич. экономику. Элементы науч. У. капиталистич. произ-вом возникают и развиваются на стадии крупного машинного произ-ва и в эпоху гос.-монополистич. капитализма. В. И. Ленин придавал важное значение изучению организации У. капиталиста. предприятиями, особенно его организационно-технич. аспектов, считал необходимым «...перенять все действительно ценное из европейской и американской науки» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 206). В развитых капиталистич. странах (США, Япония, Франция, ФРГ и др.) накоплен интересный опыт применения электронно-вычислит. техники в У., совершенствования структур У. отд. фирмами, компаниями, конгломератами (У. по проектам, матричные структуры, структуры, построенные по принципу «внедрение нововведений», и др.), использования новейших методов организационно-технич. У. (системы «планирование — проектирование — разработка бюджета», исследование операций, системный анализ и т. п.). Однако сфера науч. У. при капитализме ограничена рамками частной собственности и распространяется лишь на отд. предприятия, компании, конгломераты. Гос.-монополистич. регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, и интеграц. процессы в капиталистич. экономике не меняют сущности «...анархически построенного капиталистического общества...», основной организующей силой к-рого выступает «...стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный» (Ленин В. И., там же, т. 36, с. 171).
Управление общественным производством при социализме — сознательное регулирование процесса социалистич. обществ. произ-ва в целях повышения его эффективности, ускорения научно-технич. прогресса и роста производительности труда, улучшения качества продукции и на этой основе обеспечения динамичного, планомерного и пропорционального развития нар. х-ва, роста благосостояния трудящихся. Объективные основы планового централизованного У. экономикой составляют социалистич. обществ. собственность и непосредственно обществ. труд. Роль единого общегос. экономич. центра У. выполняют Центр. хоз. органы.
Объектом У. в системе социалистич. обществ. произ-ва является нар. х-во, к-рое представляет собой систему хоз. объектов: отраслей произ-ва, территориальных комплексов, всесоюзных (респ.) пром. и производственных объединений, предприятий; единый нар.-хоз. комплекс охватывает все звенья обществ. произ-ва, распределения и обмена на территории страны. Цели У. в соответствии с его уровнями подразделяются на народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, отд. объединений или предприятий. Система целей окончательно формируется в социально-экономич. политике Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва, обеспечивающей рациональное сочетание экономич. интересов общества, коллектива с интересами каждого трудящегося; при этом общенар. интересы играют ведущую роль.
Осн. принципы У. социалистич. произ-вом разработаны В. И. Лениным, Коммунистич. партией: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и идеология, проблем; единство хоз. и политич. руководства; демократия. централизм — сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием инициативы трудящихся; партийность; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных закономерностей и их специфич. проявления в конкретных история, условиях; принцип осн. звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комплекс вопросов У.; территориально-отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать адм.-территориальный подход с отраслевым (гл. задачи отраслевого У.— определение потребности и обеспечение нар. х-ва продукцией отрасли, проведение единой технич. политики, организация внедрения достижений науч.-технич. прогресса, изучение и распространение передового опыта определение качеств. показателей работы хоз. объектов; осн. задача территориального У.— обеспечить комплексное развитие того или иного экономич. р-на путём единого планирования, наиболее рационального использования его природных ресурсов, организации межрайонного и внутрирайонного кооперирования), хозяйственный, расчёт и др.
Организация процессов У. характеризуется определ. последовательностью управляющего воздействия: целеполаганием, прогнозированием, планированием, оперативным У., распорядительством, координацией, стимулированием, учётом, контролем. При нар.-хоз. подходе к У. эти различные управленч. функции объединяются в единый целенаправленный процесс. Централизованное планомерное руководство представляет собой органич. единство планирования и оперативного У.
Планирование народного хозяйства, осуществляемое системой органов — от Госплана СССР до планового отдела предприятия, представляет собой специфич. вид управленч. деятельности. Оперативное У. отраслями осуществляется Центр. хоз. органами мин-в и ведомств; к органам оперативного У. в производств. объединении (на предприятии) относятся производств. отдел, диспетчерская служба, технологич. отдел и др. (их задачи — организация конкретного процесса произ-ва, его регулирование и т. п.).
Методы управления обществ. произ-вом классифицируются по содержанию (экономич., социально-психологич., правовые и др.), а также с точки зрения воздействия на работников с учётом мотивов их деятельности (организационно-административные, методы, основанные на материальном и моральном стимулировании работников и трудовых коллективов).
В состав кадров У. входят хоз. руководители всех уровней, а также функциональные руководители, специалисты и вспомогат. персонал (операторы, секретари, учётчики и др.) (см. Управленческий труд).
Современная система органов управления. В соответствии с демократия, характером У. при социализме функцию руководства обществ. произ-вом осуществляют как гос., так и негос. органы. Руководящая роль в У. нар. х-вом принадлежит Коммунистич. партии, разрабатывающей программные вопросы развития социалистич. экономики.
В СССР по важнейшим вопросам ЦК КПСС принимает решения совместно с Верх. Советом и Сов. Мин. СССР, который является высшим гос. органом У. Он объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-респ. мин-в и ведомств, принимает меры по разработке и осуществлению нар.-хоз. планов, гос. бюджета и укреплению кредитно-ден. системы. Органы Сов. Мин. СССР подразделяются на органы преим. отраслевого и органы межотраслевого назначения (гос. к-ты, нек-рые мин-ва, гл. управления). В группе межотраслевых органов различают ведомства: осуществляющие прогнозирование, планирование, учёт и контроль (Гос. плановый к-т, Центр. статистич. управление, К-т нар. контроля СССР); ведающие отд. сторонами обществ. произ-ва (Гос. к-т СССР по труду и социальным вопросам, Госстандарт СССР и др.); ведающие соответствующими отраслями нар. х-ва (напр., материально-технич. снабжением) и в то же время по характеру своей деятельности являющиеся межотраслевыми (Госснаб СССР).
В общем плане отраслевые органы У. нар. х-вом подразделяются на органы, ведающие обществ. произ-вом (пром-стью, с. х-вом, стр-вом, транспортом) и сферой обращения (торговлей, заготовками).
Структура пром-сти обусловливает необходимость отраслевого У., к-рое наиболее полно отвечает требованиям науч.-технич. прогресса и направлено на упрочение и совершенствование производств.-технич., организац., экономич. и имуществ. связей как внутри
отрасли, так и межотраслевых. При этом в системе социалистич. нар. х-ва обеспечивается достаточная хоз. самостоятельность отрасли. Единство отраслевого и территориального У. проявляется: в функционировании союзно-респ. мин-в (мин-ва лёгкой, пищевой и др. отраслей пром-сти в союзных республиках находятся в двойном подчинении — союзного мин-ва и Сов. Мин. союзной республики, что позволяет сочетать единую технич. политику в рамках отрасли с потребностями комплексного развития экономич. р-на); в расширении прав союзных республик по руководству подчинённой им пром-стью, а также по рассмотрению планов предприятий общесоюзного подчинения; в создании плановых комиссий Госплана СССР в экономич. р-нах.
Непосредственное У. отраслями пром-сти осуществляют соответствующие отраслевые мин-ва. Функции У. распределяются между внутр. структурными подразделениями аппарата мин-ва: коллегией, науч.-технич. советом, функциональными управлениями (отделами), спец. подразделениями, а также гл. отраслевыми управлениями. Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 2 марта 1973 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» предусматривает упразднение главков и переход к всесоюзным и республ. объединениям в качестве среднего звена У. отраслью, а в ряде случаев и к двузвенной системе путём прямого подчинения мин-ву производств. объединений и крупных предприятий. В связи с этим возрастают требования к деятельности функциональных управлений мин-ва. Происходит перераспределение функциональных обязанностей главков между отделами мин-ва и аппаратом всесоюзных и респ. пром. объединений. Часть управленч. полномочий главков передаётся производств. объединениям и предприятиям.
Специфика организации У. др. отраслями нар. х-ва определяется особенностями их функционирования, а также ролью в системе обществ. воспроиз-ва.
У. сельским х-вом осуществляют неск. мин-в и ведомств. Общее руководство с. х-вом возложено на союзно-респ. Мин-во с. х-ва СССР. Оно отвечает за состояние с.-х. произ-ва в совхозах и колхозах. У. совхозами осуществляется централизованно системой гос. органов: Мин-во с. х-ва СССР — мин-ва с. х-ва союзных республик — тресты и объединения или районные управления с. х-ва — совхозы. Роль гос-ва при У. колхозами проявляется в установлении планов поставок, координации планов произ-ва и контроле за использованием неделимых фондов. Кроме того, гос-во использует ряд методов косвенного воздействия на развитие колх. произ-ва: регулирование закупочных цен, целевое кредитование и др.
У. строительством осуществляют 9 общесоюзных и союзно-респ. мин-в. Гос. к-т СССР по делам стр-ва (Госстрой СССР) —межотраслевой союзно-респ. орган, проводит единую технич. политику в области стр-ва, координирует работу ведущих проектных орг-ций, развитие строит, индустрии. При Госстрое СССР организован Гос. к-т по гражд. стр-ву и архитектуре, который проводит единую градостроит. политику, руководит разработкой типовых проектов жилых домов, культурно-бытовых учреждений и т. п., а также производит экспертизу проектов планировки и застройки городов и посёлков.
У. транспортом организуется по отраслевому принципу. Общегос. У. ж.-д., мор. и возд. транспортом осуществляется мин-вами путей сообщения, мор. флота и гражд. авиации СССР, У. автомобильным транспортом и речным флотом — соответствующими мин-вами союзных республик.
У. торговлей организуется в соответствии со спецификой различных её видов (государственная, кооперативная и колхозно-рыночная). У. гос. торговлей осуществляется союзно-респ. Мин-вом торговли СССР и респ. мин-вами торговли.
Совершенствование управления нар. хозяйством. В развитом социалистич. обществе значительно возросли возможности У. в связи с резким повышением уровня знаний и проф. подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. значит. развитие получили наука и технич. средства У., в особенности электронно-вычислит. техника, создаются автоматизированные системы управления (АСУ) (напр., АСУ отраслью, предприятием, технологич. процессом). Программа совершенствования У., разработанная Коммунистич. партией, предусматривает: 1) повышение науч. уровня планирования, организацию долгосрочного прогнозирования, разработку ген. программ развития социалистич. экономики, ориентацию У. на конечные нар.-хоз. результаты; 2) улучшение организац. структуры и методов У. нар. х-вом, сокращение расходов на содержание аппарата У.; 3) концентрацию сил и ресурсов на выполнении важнейших общегос. целевых программ, рациональное сочетание отраслевого и территориального планирования с учётом обеспечения всестороннего развития союзных республик, экономич. р-нов, крупных городов и территориально-производств. комплексов, тесную увязку решений перспективных и текущих проблем, обеспечение сбалансированности планов, их большей ориентации на решение социальных задач; 4) широкое развитие хозрасчёта, улучшение системы планируемых показателей, усиление роли экономич. рычагов и стимулов У. на всех уровнях нар. х-ва; комплексный подход к решению крупных общегос., межотраслевых и территориальных проблем, создание системы У. группами однородных отраслей; повышение ответственности должностных лиц за принимаемые решения; 5) широкое применение в планировании, учёте и анализе хоз. деятельности, во всех процессах У. экономико-математич. методов, электронно-вычислит. техники и средств связи; разработку и внедрение автоматизированных систем У.; 6) совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров У. с учётом требований науч.технич. революции; 7) дальнейшее развитие принципов демократия, централизма, предполагающее развитие как централизма, так и демократия, начал в У., широкое привлечение трудящихся к У.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.