Умение слушать

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
одно из качеств, необходимых интервьюеру для успешного проведения отборочного собеседования (это умение необходимо каждому руководителю, в практике работы которого большая часть времени отводится работе с персоналом). У.с. это не только слышать, но и видеть, воспринимать и анализировать информацию. Проблемы, решаемые во время собеседования, делятся на две категории: проблемы, препятствующие способности воспринимать поступающую информацию, и проблемы, связанные с тем, как интерпретировать «сигналы», которые все же «доходят». Многообразие проблем, сопутствующих собеседованию, можно исключить, если в достаточной степени владеть искусством общения, в частности, умением активно слушать и спецификой невербального общения. Активное слушание подразумевает «проникновение в мысли говорящего» и попытку понять точный смысл, что он или она пытаются сказать, т.е. понять истинную суть и взгляды говорящего, а также действительный смысл произносимых им слов. Наблюдение за невербальными сигналами претендента помогает понять действительный смысл его слов, но интервьюер должен четко представлять и свою собственную «невербалику» и впечатление, которое производит на интервьюируемых.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

Умение слушать
это способность услышать то, что хотел сказать говорящий, получить нужную информацию, которую не имел слушатель, продемонстрировать свое уважение к говорящему. Способность слышать еще не означает, что человек услышит именно то, что хочет сказать говорящий. Известно, что большинство людей предпочитает говорить, а не слушать. По этому поводу американский профессор К. Дэвис сказал: «Природа дала человеку два уха, но только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить». И не менее метко он же объяснил и их назначение: «Чтобы слушать, нужны оба уха: одно – воспринимать смысл, другое – улавливать чувства говорящего». Искусством эффективно слушать необходимо овладевать наряду с другими полезными умениями и навыками. Вот как выглядят десять правил эффективного слушания, сформулированные К. Дэвисом: 1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать разговаривая. Полоний (Гамлету): «Дай каждому твой слух, но никому – твой голос». 2. Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называют созданием разрешающей атмосферы. 3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Не читайте и не занимайтесь другими делами. Слушая, старайтесь понять, а не искать повод для возражений. 4. Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не посту кивайте по столу, не перекладывайте бумаги, выключите телевизор или радио, а при необходимости и телефон. 5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в его положение. 6. Будьте терпеливы. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не делайте шагов в направлении двери. 7. Сдерживайте свои эмоции. Рассерженный человек придает словам неверный смысл. 8. Не допускайте споров или критики. Говорящий может занять оборонительную позицию, замолчать или рассердиться. Не спорьте. Победив в таком споре, вы проиграете (не услышите того, что вам хотели сказать). 9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете, помогает продвигаться вперед. (Но вопросы не должны уводить говорящего в сторону, отвлекать от хода его мыслей.) 10. Перестаньте говорить. Это правило идет первым и последним, ибо все остальные зависят от него. Вы не сможете эффективно слушать, если будете разговаривать. Услышать - значит не только воспринимать нужную, а в отдельные моменты и решающую, информацию, но и приобрести расположение говорящего. В дальнейшем он может стать даже вашим союзником. Умение слушать особенно необходимо руководителю. Проявление внимания, уважения, заинтересованности, сочувствия играет особую роль. Тогда нерешенный вопрос, неудовлетворенная просьба не вызовут у подчиненного или посетителя негативной реакции, появится желание вникнуть в причины, войти в положение руководителя. Особенно ценят это качество начальника его подчиненные, тем более, если должностные различия между ними значительны. Опросы показывают, что доступность начальника, возможность обсуждения с ним возникающих проблем, отсутствие боязни, что тебя не выслушают, занимают в его характеристике подчиненными одно из ведущих мест. Кроме того, неумение слушать обедняет обратную связь любого руководителя: он использует только формальные каналы получения информации, не знает реального положения дел, чем живет и что волнует коллектив, проблем взаимоотношений. Вместе с тем исследования показывают, что руководители слушают с 25%-ной эффективностью. Искусством эффективно слушать можно овладеть. Для этого не обходимы постоянный анализ состоявшихся, особенно значимых, разговоров, стремление не допустить в будущем выявленных ошибок и самоконтроль во время разговора. Этот процесс должен продолжаться до тех пор, пока умение правильно слушать не превратится в привычку.

Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник