УЧЁТ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ

Найдено 1 определение
УЧЁТ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
система организованного систематич. наблюдения, количеств, измерения и отражения социально-экономич. процессов во всех звеньях нар. х-ва в целях планового руководства социалистич. экономикой. Возможность и необходимость создания единой системы У. н. при социализме обусловлены господством обществ. собственности на средства произ-ва, непосредственно обществ. характером произ-ва. У. н. призван своевременно обеспечивать органы управления на всех уровнях научно обоснованной и достоверной информацией, объективно характеризующей ход выполнения гос. планов экономич. и социального развития нар. х-ва, заданий, социалистич. обязательств и встречных планов, договоров о поставке продукции, качество работы, продукции и услуг, темпы, пропорции и сбалансированность в развитии отраслей нар. х-ва, эффективность обществ. произ-ва и научно-технич. прогресс, рост экономики, культуры и нар. благосостояния, использование трудовых, материальных и финанс. ресурсов, наличие резервов, состояние окружающей среды. Единая система У. н. включает в качестве составных тесно взаимосвязанных между собой частей оперативный учёт, бухгалтерский учёт и статистику.
Оперативный (оперативно-технич.) учёт ведётся в целях наблюдения и контроля за отд. сторонами производств.-хоз. и технологич. деятельности предприятий, объединений, орг-ций и учреждений путём измерения, взвешивания, счёта и регистрации (фиксации) как в процессе совершения производств., хоз. и иных операций, так и после их осуществления. Т. о., оперативный учёт, с одной стороны,— первичная стадия (фаза) сбора исходных данных единой системы У. н., а с другой — имеет самостоят. значение для оперативного управления ходом произ-ва. Особое значение оперативный учёт приобретает в условиях автоматизированных систем управления технологич. процессами (АСУТП), когда собираемая по различным параметрам технологии с помощью разнообразных датчиков информация о текущем состоянии и ходе процесса обрабатывается специализированной ЭВМ в режиме реального времени, и результаты обработки в виде управляющих сигналов непосредственно воздействуют на исполнит, механизмы управляемого процесса.
Процесс сбора и регистрации исходной (первичной) информации, называемый наблюдением (иногда — первичным учётом), может иметь место и вне рамок оперативного учёта, напр. переписи населения, жил. фонда, неустановленного оборудования, остатков материальных ресурсов, скота, обследования бюджетов семей, разные единовременные и выборочные учёты. Самостоят. значение имеют различные социологич. обследования, изучение обществ. мнения.
Бухгалтерский учёт основан на непрерывной, сплошной и документальной регистрации всех хоз. операций, совершаемых на предприятиях, в орг-циях и учреждениях с товарно-материальными и ден. средствами. В этом учёте применяются специфич. методы фиксации и обобщения, основанные на двойной записи, ведении синтетич. счетов и их сводке в бухгалтерском балансе. Данные бухгалтерского учёта и отчётности методологически взаимно согласованы со статистич. учётом и широко в нём используются.
Статистич. учёт ведётся с целью получения обобщающих сводных данных, необходимых для характеристики развития нар. х-ва и его отд. отраслей. Сбор, разработка и экономич. анализ статистич. материалов проводится на основе обязат. текущей гос. отчётности, переписей, единоврем. учётов, сплошных, выборочных, монография, и др. статистич. обследований. Используя достоверные данные, статистика изучает количеств, аспект массовых явлений в неразрывной связи с их качеств. стороной, выявляет закономерности обществ. развития.
Возможность отраслевых и нар.-хоз. обобщений предполагает взаимосвязь и преемственность оперативного, бухгалтерского и статистич. учёта, полную сопоставимость данных учёта и статистики, их методология, системное единство. Такое единство достигается благодаря общим научно-методологич. и организац. принципам, взаимосвязанной системе показателей планирования, учёта и статистики. В СССР применяются единые для всех отраслей нар. х-ва принципы учёта валовой, товарной и реализованной продукции, капитальных вложений, производств. мощностей, осн. фондов, оборотных средств, себестоимости продукции, товарооборота, фонда заработной платы и т. д., что нашло отражение в инструкциях и методич. указаниях по учёту и отчётности. Большое значение для методология, согласованности имеет внедрение общесоюзных классификаторов отраслей нар. х-ва, пром. и с.-х. продукции, товаров и услуг, профессий, предприятий и орг-ций и др., а также единых для всех отраслей форм отчётности и унифицированной первичной учётной документации.
Единство учёта и статистики в значит. мере усиливается с расширением применения в экономике ЭВМ, созданием автоматизиров. банков данных, установлением взаимодействия между автоматизиров. системами управления предприятий (АСУП), отраслевыми автоматизиров. системами управления (ОАСУ), автоматизиров. системой гос. статистики (АСГС) и автоматизиров. системой плановых расчётов (АСПР).
В соответствии со ст. 131 Конституции СССР Сов. Мин. СССР разрабатывает и осуществляет меры по организации «единой системы учёта и статистики». Руководство делом учёта и статистики возложено на Центр. статистич. управление СССР (ЦСУ СССР), к-рое с участием Госплана СССР, Мин-ва финансов СССР, Госбанка СССР и др. мин-в и ведомств разрабатывает систему взаимосвязанных статистич. показателей и единую науч. методологию учёта. ЦСУ СССР утверждает формы отчётности, отвечает за состояние учёта и отчётности в нар. х-ве, контролирует достоверность отчётных данных, представляет руководящим органам необходимую статистич. информацию, публикует сообщения о выполнении гос. планов и др. статистич. материалы, руководит работой по механизации сбора и обработке учётно-статистич. информации в стране. Мин-ва и ведомства организуют учёт на подведомственных предприятиях, в орг-циях и учреждениях, контролируют правильность ведения учёта, обеспечивают достоверность отчётности и своевременность её представления.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.