УЧЕНИЕ АДАМА СМИТА

Найдено 1 определение
УЧЕНИЕ АДАМА СМИТА
Адам Смит (1723-1790) сын таможенного чиновника, в 28 лет был избран профессором философии морали университета в г. Глазго. Результаты своих научных исследований этого периода обобщил в работе «Теория нравственных чувств». В 1741 г. отказался от работы в университете. Путешествуя по Европе, познакомился в Париже с представителями школы физиократов Ф.Кенэ и А.Тюрго. После возвращения в Англию целиком посвятил себя работе над книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит считал, что люди в своей хозяйственной деятельности руководствуются эгоизмом. Он пришел к выводу, что «невидимая рука рынка» направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения. Он пытался вывести из природы человека естественные законы экономической жизни. В основе всей системы экономических взглядов Смита лежит идея, что богатство общества создается трудом в процессе производства. Оно зависит, во-первых, от доли населения, занятого производительным трудом, и, во-вторых, от уровня производительности труда. Исходным пунктом своего исследования он сделал разделение труда, его же он считал важнейшим фактором экономического прогресса. Обширный рынок, Доказывал он, создает благоприятные предпосылки для разделений Труда и специализации производства. На этой основе достигается высокая производительность труда. Смит значительно глубже и полнее, чем Уильям Петти, разработал теорию трудовой стоимости. Он обосновал необходимость повышенной оплаты тех видов труда, которые требуют специальной подготовки; более высокой оплаты труда тяжелого, неприятного и того, к которому общество относится с неприязнью. Склонность людей к обмену, по Смиту, является одним из естественных свойств человека. Вслед за разделением труда Смит рассматривает вопрос о деньгах. Их возникновение он объяснил техническими трудностями непосредственного обмена товара на товар. Для преодоления этих затруднений каждый производитель старался получить такой товар, который никто не откажется взять в обмен. Это всеобщее средство обмена и стало деньгами. Для Смита деньги лишь средство обращения, облегчающее обмен товаров. Чтобы избежать излишнего выпуска банкнот, необходим, по Смиту, свободный размен банкнот на золото. В отличие от физиократов Смит считал, что прибыль (независимо от отрасли производства) создается неоплаченным трудом. Уступка Смита физиократам состоит в том, что труд в сельском хозяйстве более производителен, чем в других отраслях хозяйства. Он считал, что чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем лучше для хозяйственного развития. По его мнению, каждой стране следует развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других странах. Так сложится международное разделение труда, которое будет выгодно всем странам.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007