ТУРЦИЯ

Найдено 1 определение
ТУРЦИЯ
Экономическая мысль. Первые попытки изучения механизма развития хозяйства относятся к начальному периоду формирования на территории совр. Т. феодально-абсолютистского гос-ва— Османской империи. Быстрое расширение её территории в 14—16 вв. путём насильств. присоединения новых земель и народов требовало от правителей гос-ва не только тщательного учёта владений, доходов и численности населения, но и канонизации всех сторон экономич. жизни как империи в целом, так и отд. её областей. Особой активностью в этом отношении отличалась деятельность правоведов при султанах Мехмеде II (правил в 1451—81), Селиме I (правил в 1512—20) и Сулеймане I (правил в 1520—66). Эти правоведы оставили заметный след в истории обществ. мысли страны.
Экономич. взгляды правящих классов — феодально-теократич. слоёв — находили отражение в законодат. установлениях того времени, историко-экономич. летописных повествованиях и имущественно-налоговых реестрах («дефтерах»). Издававшиеся султанами и основывавшиеся на мусульманском праве — шариате указы («ферманы») и законы («кануны») отстаивали неприкосновенность власти и имущества верховных правителей; прерогативы, в т. ч. экономические, султанских наместников и др. феодалов, регулировали социально-экономич. отношения между гл. представителями военно-ленной системы: владельцами доменов (султан и его семья), воен. знатью — «сипахиями», обязанными за полученную от султана землю являться на воен. службу «вооружёнными, на коне и со своими людьми», и непосредств. производителями — зависимыми от феодалов крестьянами-земледельцами («райя»).
Авторы хроник (Аали, Ашикпашазаде, Кочи-бей, Кятиб Челеби, Селяникли и др.) в ходе историч. повествования фиксировали внимание и на важных аспектах экономич. жизни Османского гос-ва: состоянии торговли и ремёсел, судебных, налоговых и адм. правах светских и духовных феодалов, положении податного населения — крестьян и гор. ремесленников, и т. д.
Идеология угнетённых масс с характерным для них извечным стремлением к социальному равенству и всеобщей справедливости находила наивно-примитивное оформление в призывах предводителей антифеод. крест. восстаний, неоднократно сотрясавших устои Османской империи. Одни из этих предводителей (Бедреддин Симави и Бёрклюдже Мустафа, нач. 15 в.), выступая за общность земли, скота, материальных благ, проповедовали утопия, идеи потребительского коммунизма, другие (Нур Али Халифа и Шахкулу Баба Текели, нач. 16 в.) порицали социальное неравенство и с позиций гуманизма призывали к установлению мира справедливости на земле.
В условиях экономич. и военно-политич. упадка Османского гос-ва, особенно ясно обозначившегося в 18 в., и начавшегося в 19 в. закабаления страны иностр. капиталом передовые представители тур. интеллигенции, феодально-бюрократической по происхождению, но либерально-буржуазной по умонастроению, пытались сформулировать концепции преодоления экономич. и политич. кризиса империи. В этом отношении примечательна деятельность идеологов и вдохновителей «танзимата» — движения за реформы, происходившего в 40—60-х гг. 19 в. Отстаивавшаяся этими деятелями система взглядов предусматривала воен., экономич. и финанс. реформы, к-рые мог бы осуществить «просвещённый монарх», окружённый честными и преданными интересам гос-ва сановниками. Другими словами, реформы, призванные разрушить османский феодализм и помочь развитию капиталистич. норм и отношений, должны были исходить от феодального же класса. Вот почему предпринимавшиеся в эпоху танзимата попытки социально-экономич. реформ были обречены на явный неуспех. Историч. заслуга идеологов танзимата (Мустафа Решид-паша, Садык Рифат-паша, Эсад-паша и др.) состоит в том, что именно с их деятельностью связано начало распространения в султанской Т. бурж. обществ. мысли в противовес безраздельно господствовавшей до этого феод. идеологии.
В 60-х гг. 19 в. возникла практически первая оппозиция феодально-султанскому абсолютизму в лице умеренно-бурж. конституционалистов, к-рые, как и лидеры танзимата, выражали интересы нарождавшейся нац. буржуазии и либеральных помещиков. Идеология, кредо этих оппозиционеров, вошедших в историю под именем «новых османов» (лидеры — Ахмед Мидхат, Намык Кемаль, Зия-паша, Али Суави) и сыгравших важную роль в дальнейшем распространении бурж. концепций обществ. мысли, сводилось к тому, что Османская империя должна воспринять осн. элементы зап. цивилизации, чтобы развить капиталистич. производит. силы и на этой основе успешно противостоять натиску европ. капитала.
Позитивная сторона экономич. воззрений либеральных конституционалистов 60—70-х гг. — подчинение ими анализа обществ. явлений конкретным задачам социально-экономич. возрождения страны. К негативным моментам, явившимся следствием политич. и экономич. слабости зарождавшейся нац. буржуазии и её тесных связей с феодально-помещичьим землевладением, следует отнести крайнюю ограниченность взглядов (непонимание необходимости радикальных изменений в экономич. и социальной структуре общества), их эклектизм (попытка совместить достижения капиталистич. стран Запада с религиозными принципами Востока), умеренность (либеральный реформизм как единственный способ обеспечения обществ. прогресса), проповедь великодержавного шовинизма (отрицание права нетурецких народов империи на независимое развитие).
В 90-х гг. 19 в. систему буржуазно-либеральных взглядов «новых османов», в т. ч. их стремление к капиталистич. развитию страны, переняла орг-ция «Единение и прогресс», членов к-рой стали называть младотурками. Младотурки, особенно их радикальное крыло, придавали, по сравнению со своими предшественниками «новыми османами», большое значение экономич. проблемам, не без оснований полагая, что гл. причина кризиса империи в её ср.-век. экономич. базисе и в отсутствии необходимых условий для развития частного предпринимательства. Вместе с тем идеология младотурок, страдая всеми пороками идеологии «новых османов», была весьма далека от понимания классового характера обществ. явлений. Младотурки также надеялись совместить буржуазно-либеральные реформы с «духовными и моральными ценностями» ислама, рьяно выступали за сохранение власти турок над покорёнными народами. Лишь накануне революции 1908 их либерально-конституционный реформизм перерос в умеренно-бурж. революционность.
В целом экономич. исследования в султанской Т. носили почти исключительно прикладной характер. Аналогичное положение характерно во многом и для респ. периода, т. к. формирование экономич. науки и на этом этапе происходит в тесной связи с практич. потребностями развития Турецкой республики.
В Т., добившейся политич. суверенитета и начавшей борьбу за экономич. независимость ещё на первом этапе общего кризиса капитализма, возникла необходимость теоретически осмыслить ряд социально-экономич. явлений и событий, к-рые лишь спустя 20— 30 лет в эпоху распада колониальной системы империализма стали актуальными для развивающихся стран, появившихся на политич. карте мира только после 2-й мировой войны 1939—45. К таковым явлениям и событиям относятся экономич. роль гос-ва в многоукладной слаборазвитой стране, особенности развития там нац. промышленности, теория и практика планирования.
Экономич. взгляды тур. нац. буржуазии, как правящего класса, получили оформление в первый же год существования Турецкой республики в решениях Измирского экономич. конгресса (февр. 1923). Хотя на этом конгрессе был поставлен вопрос и об экономич. роли гос-ва, однако гл. упор был сделан на всемерное поощрение частного предпринимательства. Тур. буржуазия, решая в этот период задачу единоличного овладения внутр. рынком и опасаясь снова оказаться в подчинении империалистич. монополий стран Запада, отстаивала необходимость «развиваться без иностранных источников» (К. Ататюрк) и обеспечить прогресс «за счёт национальных экономических решений» (И. Инёню). Крайние адепты этой точки зрения (Р. Пекер, М. Эсат) вообще отвергали идею участия Т. в междунар. разделении труда и ратовали за создание экономич. автаркии. Слои тур. буржуазии, имевшие тесные деловые связи с внеш. миром, чтобы расширить масштабы своей предпринимательской активности, и увеличить размеры получаемой прибыли, призывали привлекать в страну «нейтральный», «неэксплуатирующий» иностр. капитал (бельгийский, нидерландский, шведский, польский).
С переходом в 30-х гг. к политике государственного капитализма тур. экономисты стали уделять осн. внимание анализу роли и места гос-ва в системе обществ. произ-ва, теоретич. проблемам взаимоотношений гос. и частного секторов экономики, перспективам их развития. При этом высказывались различные точки зрения. Бурж. апологеты (Т. Альп, А. X. Башар, Дж. Кутай) с целью затушевать классовую природу гос. капитализма трактовали его в качестве метода удовлетворения «всеобщих интересов нации» и обеспечения «классовой гармонии». Мелкобурж. радикалы (Ш. С. Айдемир, Я. К. Караосманоглу, В. Н. Тёр, И. X. Тёкин) рассматривали его как особый (не капиталистический и не социалистический) способ обществ. произ-ва, с элементами, присущими якобы только Т. Экономисты леводемократич. убеждений рассматривали гос. капитализм не как альтернативу капитализма, а, наоборот, как средство, призванное форсировать становление капиталистич. способа произ-ва. В то же время были сформулированы концепции борьбы за экономич. независимость, предусматривавшие расширенное воспроиз-во на нац. основе. В одном из экономич. документов турецкого пр-ва за 1933 говорилось: «Экономическая независимость в конечном счете это основа всякой независимости» (Raporlar, Kisim I, Sinai Tesisat ve I§ letme, Ankara, 1933, s. 10).
После 2-й мировой войны 1939—45 во внутр. экономич. политике Т. возобладала установка на свёртывание гос. предпринимательства и возврат к политике «экономич. либерализации», т. е. на создание оптим. условий для деятельности частного нац. и иностр. капитала. Для 40—50-х гг. стала особенно характерна приверженность тур. экономич. науки (начиная с политэкономич. терминов) и кончая трактовкой социально-экономич. процессов) к теоретич. и методология, основам различных школ бурж. политич. экономии стран Запада.
После гос. переворота 27 мая 1960 развитие экономич. мысли в Т. получило новый импульс. Кроме внутр. условий (конституционное оформление в 1961 осн. буржуазно-демократич. свобод), этому способствовали и внеш. факторы: победа социализма в ряде стран Европы и Азии, крушение колониальной системы империализма, распространение в развивающихся странах концепции некапиталистического пути развития.
В совр. период экономич. мысль Т. представляет собой весьма сложный конгломерат различных течений, направлений и школ, к-рые по классовому признаку условно можно разбить на три осн. группы течений: буржуазные, социал-реформистские и социалистические.
Буржуазная политэкономич. насчитывающая в Т. наибольший «история, стаж» по сравнению с др. течениями, весьма неоднородна: наряду с традиционно-консервативной экономич. доктриной, отстаиваемой умеренными идеологами (Ш. Билькур, О. Дж. Сардж, М. Эте, Ф. Эргин) из правых буржуазно-помещичьих партий (Партия справедливости, Партия националистич. действия, Демократия, партия) и предусматривающей «умеренный прогресс в рамках законности и порядка» (т. е. всемерное поощрение частного нац. предпринимательства и иностр. капитала, полный отказ от национализации крупной зем. собственности и ключевых отраслей пром-сти), получает всё более широкое распространение концепция т. н. направляемого капитализма. Эта концепция буржуазно-демократич. реформизма, взятая на вооружение сторонниками левоцентристского курса, провозглашённого идеологами Народно-респ. партии (Б. Эджевит, И. Гиритли, С. Кючюк и др.), представляет собой конгломерат идей, заимствованных из бурж. экономич. учении 19 в., кейнсианства и кемализма, и содержит требование преодоления общественно-политич. кризиса в стране путём последовательного проведения буржуазно-демократич. реформ под прикрытием фразеологии о «социальной справедливости», «нар. секторе», «развитии в условиях демократии» и т. и. Сторонники этого направления в качестве экономич. базиса предусматривают перманентную систему «смешанной экономики», при к-рой гос. и частный секторы развиваются параллельно, дополняя друг друга. Практически это разновидность модной ныне в Зап. Европе и США бурж. модели «нар. капитализма». Если консервативная экономич. доктрина базируется на вульгарной политической экономии, , то основу метода радикальных реформистов составляют эмпиризм и прагматизм.
Социал-реформистские течения в обществ. мысли Т., имеющие мелкобурж. происхождение и сущность, получили более или менее законченное оформление в 60-х гг. 20 в. в связи с деятельностью сторонников «нового этатизма», или «турецкого» социализма (Д. Авджиоглу, М. Аксой, Ш. С. Айдемир, М. Сойсал и др.), а также защитников «демократия.» социализма, проповедуемого Социалистич. партией Т. (М. А. Айбар) и нек-рыми другими «левыми» и левацкими орг-циями. Эти системы взглядов, эклектически сочетающие в себе идеи социал-демократизма (лейбористского толка), кемализма и некапиталистич. пути развития, представляют собой, как правило, попытку националистически настроенной интеллигенции, отрицающей руководящую роль рабочего класса в преобразовании тур. общества, найти «третий», промежуточный между социализмом и капитализмом путь обществ. развития.
Последователи «национального» и «демократия.» социализма надеются достичь социальной справедливости посредством перераспределения в пользу трудящихся материальных благ без радикального изменения существующего способа произ-ва. Поиски «третьего пути» развития — свидетельство глубокого недовольства средних слоёв деформированным развитием капитализма в Т., но в то же время это объективно препятствует объединению всех прогрессивных сил на основе науч. понимания актуальных для страны проблем. Социалистич. течение представлено марксистско-ленинской экономии,, теорией, к-рую отстаивают Коммунистич. партия Т. и Рабочая партия Т.В 70-х гг. оно стало одним из важнейших направлений обществ. мысли этой страны. В Т. растёт число учёных-экономистов, к-рые в своих исследованиях всецело опираются на теорию науч. социализма, используя её категории и методологию. Учёные-марксисты сделали солидный вклад в изучение особенностей развития нац. капитализма в Т. и специфики начавшегося формирования там монополистич. капитала.
Итоги марксистских исследований зафиксированы в «Программе Коммунистич. партии Турции», принятой на конференции партии в 1977. В экономич. части программы отмечается, что «сегодняшняя Турция — это капиталистическая страна, где еще сохраняются остатки феодальных отношений, страна, лишенная большинства суверенных прав, так как империалистические государства держат в своих руках ее важные экономические, политические и стратегические пункты и ее армию» («Türkiye Komünist Partisi. Program», [б. м.], 1977, S. 6). Коммунистич. партия провозглашает необходимость коренных социально-экономич. преобразований, повышения жизненного уровня трудящихся, последоват. борьбы за экономич. независимость страны.
Между сторонниками буржуазных, социал-реформистских и социалистич. экономич. течений ведутся дискуссии по теоретич. проблемам развития нац. капитализма (особенно по вопросу достигнутого уровня его развития) и системы «смешанной экономики», агр. вопросу, проблемам индустриализации, границ и возможностей планирования экономики. Необходимость составления долгосрочных программ развития вынудила тур. экономистов ввести в практику исследований количественные статистич. критерии вместо субъективных и интуитивных оценок. Всё более широко внедряются экономико-математич. методы.
Центрами экономич. науки является ряд гуманитарных ф-тов ун-тов Анкары, Стамбула и Измира, при к-рых функционируют н.-и. ин-ты, направляющие исследовательскую работу по экономич. специальностям. Аналитич. прикладные экономич. исследования осуществляют Гос. плановая орг-ция, исследовательские центры др. гос. орг-ций, ведающих вопросами социально-экономич. развития (отраслевых мин-в, управлений гос. предприятий, крупных гос. банков), а также частные экономич. центры: Турецкое экономич. об-во, Союз торг. и пром. палат и товарных бирж, исследовательские группы ряда крупных частных банков («Ишбанкасы», «Япы ве креди банкасы», «Акбанк») и отд. компаний.
Экономич. журналы и газеты: «Ekonomi» (с 1944), «Istanbul ticaret odasi mecmuasi» (с 1884), «Istanbul universitesi iktisat fakültesi mecmuasi» (c 1939), «Turkiye iktisat gazetesi» (c 1952).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
268.92 кб

\ зарубежные инвестиции \ Турция: Созвездие лиры

Левченко Анна
Турция -- развивающаяся страна, экономически взаимосвязанная с Евросоюзом, с высоким потенциалом экономического роста и присущими развивающейся экономике рисками (высокая инфляция, волатильность зарубежных инвестиций и др.).
Читать PDF
256.91 кб

Турция как потенциальный субъект будущей миграции в Европейский союз или приют для мигрантов

Ахмедова Эльмира Раятовна
В статье рассматривается, анализируется и исследуется статус Турции как будущего субъекта миграции для стран ЕС или страны, которая будет принимать мигрантов.
Читать PDF
317.88 кб

2016.01.012-015. ТУРЦИЯ: ПРЕВРАЩЕНИЕ В СТРАНУ ИММИГРАЦИИ. (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Шувалова Н.Б.
Читать PDF
47.27 мб

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЁТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ ЗА МИГРИРУЮЩИМИ ХИЩНЫМИ ПТИЦАМИ В "БУТЫЛОЧНОМ ГОРЛЫШКЕ" ХАТАЙ, ТУРЦИЯ

Озбахар И., Гюль М.
Читать PDF
147.78 кб

Между Россией и Турцией начинает действовать безвизовый режим

Читать PDF
156.87 кб

О таргетировании инфляции в Турции

Валидова Асия Фаритовна