совокупность молодых людей, обладающих трудоспособностью и достигших возраста, открывающего доступ к трудовой деятельности; часть общих трудовых ресурсов. В СССР к Т. р. м. относят лиц от 16 до 29 лет. Нижняя возрастная граница показывает возраст трудового совершеннолетия, верхняя — достижение трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, приобретение профессии, завершение периода производств. адаптации, как правило, завершение обучения, значительное сокращение миграционной подвижности и текучести, рождение и воспитание детей).
Социалистич. гос-во, в отличие от капиталистического, обеспечивает полную занятость молодёжи, гарантирует ей равные трудовые права и равную оплату за равный труд с работниками старших возрастов. В то же время молодёжи предоставляются мн. льготы. Предусмотрена возможность снижения норм выработки молодым рабочим в первые месяцы самостоят. работы. Молодые люди, совмещающие работу с учёбой, имеют право на льготный учебный день, дополнит. отпуск для сдачи экзаменов (очередной отпуск предоставляется им в летнее время). Молодёжи до 18 лет (подросткам) устанавливается сокращённый рабочий день, они не допускаются к вредным и сверхурочным работам, к работе в ночное время и в воскресные дни, пользуются удлинённым отпуском (календарный месяц) в летнее время и др.
Молодёжь составляет примерно 1/3 всех трудовых ресурсов СССР. Она занята в основном в обществ. х-ве, а также в сфере обучения и в Вооружённых Силах. Если среди молодых людей в возрасте до 20 лет в обществ. х-ве занято менее 40%, то среди 20—29-летних эта форма занятости становится преобладающей и составляет ок. 90%. х/3 всех специалистов с высшим и средним спец. образованием моложе 30 лет. Молодые труженики составляют ок. 40% работников стр-ва и транспорта, свыше 1/3 всех занятых в пром-сти (наиболее высока доля молодёжи в машиностроении и лёгкой пром-сти) и 3/4 занятых в с. х-ве. Молодые производственники составляют подавляющее большинство среди рабочих массовых профессий (фрезеровщиков, токарей, прядильщиц и др.).
Значение Т. р. м. как источника рабочей силы для обществ. х-ва всё увеличивается. В 7-й пятилетке дополнит. потребность обществ. х-ва в рабочей силе обеспечивалась за счёт вступающей в трудоспособный возраст молодёжи на 29%, в 8-й пятилетке — на 50% ив 9-й — на 88%. В 10-й пятилетке (1976—80) и в последующие годы планируемый прирост численности работников обществ. х-ва обеспечивается почти полностью за счёт молодёжи.
Т. р. м. характеризуется рядом социально-экономич. особенностей: высокой подвижностью; вступлением в трудовую жизнь с ориентацией на идеалы, усвоенные в процессе обучения и воспитания; наиболее продолжит. периодом предстоящей трудовой деятельности; высокими показателями физич. здоровья и выносливости, что в определ. степени компенсирует недостаток производств. опыта; непрерывным и особенно интенсивным качественным совершенствованием и др.
Высокая подвижность молодёжи обусловлена активными поисками своего места в жизни и отсутствием прочных экономич. и социальных связей, повсеместной потребностью в кадрах. Молодёжь составляет свыше 2/3 всех мигрирующих рабочих. Высокая мобильность позволяет ей активно участвовать в коммунистич. строительстве. Руками молодёжи созданы города Комсомольск-на-Амуре, Братск, Ангарск, Дивногорск и др. Она составляла (1979) 80% всех работающих на БАМе. Вместе с тем излишняя подвижность молодёжи нередко вызывает явления, не вполне совпадающие с интересами пар. х-ва. Это проявляется в повышенной текучести рабочей молодёжи, что противоречит интересам рационального использования трудовых ресурсов.
Вступая в трудовую жизнь, молодёжь предъявляет высокие требования к труду по всем его параметрам (условиям, организации, технич. оснащённости, психология. климату и т. п.). Вместе с тем структура требований, предъявляемых молодёжью к произ-ву, нередко отражает не реальные условия, а общие тенденции его развития, что необходимо учитывать в работе с молодыми производственниками.
Наиболее продолжит. период предстоящей трудовой деятельности обусловливает особую заинтересованность молодёжи в содержании труда, его привлекательности и перспективности, в возможностях продвижения по работе и т. д. Сложность предмета труда, необходимость особо качественного выполнения работ, требующие наличия у работника высокого общеобразоват. уровня, служат для юношей и девушек притягательным моментом при выборе профессии.
Молодёжи присущи высокие темпы общеобразоват. и квалификац. роста, массовое совмещение труда с учёбой. Ориентация молодёжи на творч. труд, предоставляющий широкие возможности для квалификац. роста, совпадает с осн. тенденциями научно-технической революции. От степени реализации возможностей молодёжи в трудовой деятельности во многом зависят темпы социального, технология., науч. и культурного прогресса общества.
Особенности молодёжи как группы трудовых ресурсов предопределяют ряд специфич. проблем в области её подготовки, распределения и использования. Учёт этой специфики позволяет полностью раскрыть творч. потенции молодёжи, создать условия для максимальной обществ. эффективности её труда.
Профессиональная подготовка молодёжи в СССР обеспечивается широкой сетью высших и средних спец. уч. заведений, а также системой профтехобразования, подготовки кадров непосредственно на произ-ве (см. Подготовка квалифицированных кадров, Профессионально-техническое образование). Молодёжь, прошедшая обучение в системе профтехобразования, отличается от подготовленных на произ-ве молодых рабочих быстрым квалификац. ростом, высокой производительностью труда, активнее включается в движение изобретателей и рационализаторов. Между тем значит. часть, выпускников школы приходит пока ещё на произ-во без проф. подготовки. Поэтому особую важность приобретает реализация поставленной 24-м и 25-м съездами КПСС задачи проф. подготовки молодых людей до поступления на произ-во.
Рациональное распределение и использование Т.р.м. осуществляется в основном с помощью организац. форм первичного распределения, т. е. рассчитанных на впервые поступающих на работу в обществ. х-во (персональное распределение выпускников вузов и техникумов, распределение выпускников уч. заведений профтехобразования, трудоустройство выпускников общеобразоват. школ). Трудовое устройство молодёжи заранее планируется, специализиров. гос. органами осуществляется контроль за приёмом и использованием на предприятии выпускников профтехучилищ и школ и их жилищно-бытовым устройством.
Среди организац. форм перераспределения рабочей силы преим. на молодёжь ориентированы также и обществ. призывы. С их помощью решается задача оперативного обеспечения кадрами наиболее ответственных участков нар. х-ва, в т. ч. важнейших отраслей х-ва, пусковых объектов, осваиваемых новых территорий и т. д.
В остальных случаях распределение и перераспределение молодёжи, приходящей на произ-во из сферы личного труда, Вооружённых Сил, а также меняющей место работы, осуществляется с помощью тех же организац. форм, что и населения старших возрастов (переводы, оргнабор, с.-х. переселение, приём непосредственно предприятиями, в т. ч. с помощью бюро по трудоустройству и информации населения).
Повышению трудовой отдачи содействует вовлечение юношей и девушек в молодёжные виды социалистич. соревнования: напр., за звание «Лучший молодой рабочий», «Лучший молодой механизатор»; соревнование комсомольско-молодёжных коллективов. Важную роль играет также научно-технич. творчество молодёжи, способствующее совершенствованию производств. процесса, повышению интереса к избранной профессии. На передовых предприятиях действуют молодёжные «институты рабочих исследователей», комплексные бригады молодых рационализаторов, проводятся смотры научно-технич. творчества молодёжи.
Существенный резерв совершенствования использования Т. р. м.— сокращение текучести молодых рабочих. В кон. 70-х гг. она более чем в 2 раза превышала текучесть рабочих старше 30-летнего возраста и составляла ок. 2/3 в общей текучести кадров. Осн. причины повышенной текучести рабочей молодёжи — отсутствие условий для совмещения работы с учёбой, работа не по специальности, недостаточная обеспеченность жильём, неудовлетворённость профессией. Поэтому необходимо правильное, в соответствии с образованием, квалификацией, способностями и склонностями, распределение молодых людей по рабочим местам, обогащение содержания их труда, использование инициативы молодых производственников в совершенствовании условий и организации труда, формирование у них сознательного, творческого отношения к труду. Существ. значение приобретает организация своевременного проф.-квалификац. продвижения молодёжи.
Способствовать успешной производств. адаптации молодёжи, а следовательно, и повышению эффективности её труда, могут и такие меры, как согласование режима работы и учёбы, организация кабинетов профориентации и профотбора (общегородских и при крупных предприятиях), расширение стр-ва общежитий гостиничного типа для молодожёнов, использование наставничества как метода трудового и нравственного воспитания молодёжи, использование рабочих ритуалов (посвящение в рабочий класс, торжественное присвоение разряда, вручение первой зарплаты, именного инструмента), организация совместного проведения досуга и др.
Большой уд. вес молодёжи в трудовых ресурсах ведёт к тому, что основные её характеристики заметно влияют на качество и движение трудовых ресурсов в целом, определяя их общеобразоват. уровень, миграционную подвижность, текучесть кадров и др. Следовательно, от того, насколько полно будут учитываться в нар.-хоз. практике специфич. черты молодёжи, в значит. степени зависит эффективность распределения и использования трудовых ресурсов в целом.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОЛОДЁЖИ
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МОЛОДЁЖИ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.