Труд
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.
Источник: Основные понятия "Микроэкономической модели экономики"
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Трубопроводный транспорт - нефтепровод, продуктопровод, газопровод, по которому производится перекачка от одного пункта до другого.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Словарь экономических терминов
Источник: Краткий словарь экономиста
Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
Источник: PIC Словарь терминов по экономике труда
англ. labou
сознательная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей и основное условие существования людей.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов производства.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Термины рыночной экономики
См. также ЭКОНОМИЧЕСКИЙ рост, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь
Источник: Словарь-справочник по экономике труда М. Берлин. Директ-Медиа 2017
Источник: PIC Словарь терминов по экономике труда
2. Под трудовыми и приравненными к ним обязанностями понимается: выполнение гражданином работ по конкретной специальности, квалификации, должности на основании заключенного им с предприятием, учреждением, организацией трудового договора (контракта) либо выполнение трудовой функции в связи с членством в кооперативе, колхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, общественной или религиозной организации, адвокатуре, а также в связи со службой или учебой. (Письмо ГНС РФ от 15 декабря 1992 г. № ИЛ-6-03/435 Методическое пособие по заполнению декларации о совокупном годовом доходе).
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Анализируя роль труда в становлении человека, Ф. Энгельс подчеркивал, что человек обязан труду в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании его органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятия и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся история, отмечали классики марксизма, есть не что иное, как образование человека трудом.
В процессе труда люди вступают во взаимодействие со средствами производства (технологические и технические отношения), а также в определенные связи и отношения между собой – производственные отношения.
По мере развития общества происходит процесс возникновения новых видов трудовой деятельности. Главным фактором, определяющим изменение содержания труда в настоящее время, служит научно-технический прогресс. В развитых странах вложение средств в работника, в повышение его квалификации, стало более выгодным, чем вложения в орудия и предметы труда. Преимущественные вложения в развитие работника делают труд более осмысленным, творческим, оказывают воздействие на совершенствование орудий и предметов труда.
Важнейшим элементом труда является целеполагание. Прежде чем приступить к собственной деятельности человек мысленно представляет готовый результат своего труда, т. е. всегда работает по плану. Этим и отличается труд человека от инстинктивной деятельности животного. Именно действие по цели, сама специфика цели определяет способ и характер труда.
Существенное отличие труда от инстинктивной деятельности животного заключается также в том, что он выступает как орудийная деятельность. Необходимым моментом труда человека является применение орудий труда и, стало быть, их изготовление.
Труд всегда выступает как общественная деятельность. Это означает, что люди всегда осуществляют свою деятельность коллективно, а не в одиночку. Труд имеет сложную структуру, состоящую из двух частей: простой процесс труда, непосредственное отношение человека со средствами производства (со средствами труда, предметами труда). Отношения между людьми в простом процессе труда выступают в форме техно - экономичеких отношений и определяют конкретно - историческую специфику кооперации и разделения труда.
Вторая часть труда - отношения между людьми по поводу производства, т. е. отношения собственности, отношения социальных групп и классов. Это - социальная форма труда или собственно производственные отношения.
Между техно - экономическими и социально - экономическими отношениями имеет место сложная диалектика - взаимозависимости и взаимодействия. Эта диалектика содержания (простого процесса труда) и его социальной формы особенно ярко проявляется в исторические эпохи бурного роста производительных сил и соответственно радикальных преобразований в социальных отношениях. Специально этот процесс был исследован К. Марксом. Анализ буржуазных производственных отношений, в частности отношений формального и реального подчинения труда капиталу, позволил ему сделать вывод об активности социальной формы труда при всей сложной диалектике двух сторон трудовых отношений. Отношения капитала и наемного труда, производство прибыли как главной цели буржуазного общества обусловили и создание адекватной материально - технической базы (машинно - индустриальной) и типа работника (рабочего, специализирующего на отдельной операции). На этой основе были созданы соответствующие техно - экономические структуры.
Источник: Экономический словарь
Характер труда коренным образом меняется в социалистическом обществе. Здесь уничтожена эксплуатация человека человеком, средства производства стали общественной собственностью. Труд советских людей стал источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека. Перерастание социалистического труда в коммунистический труд базируется на самой передовой науке и технике, обеспечивающей изобилие материальных благ, и предполагает высокую сознательность каждого работника, при этом труд становится источником радости и творчества. В СССР впервые в истории человечества осуществлено право на труд.
В статье 40 Конституции СССР записано: «Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства» (см. Подготовка рабочих кадров, Профессионально-техническое образование в СССР, Трудовая четверть школьников). Право на труд-это не просто предоставление возможности зарабатывать на жизнь, обеспечивать благосостояние. Свободный труд на свое социалистическое государство возведен у нас в высокую нравственную категорию, стал делом чести, доблести и геройства. Глубоко понятно и то, что право на труд тесно сочетается с обязанностью каждого гражданина добросовестно трудиться в избранной им области общественно полезной деятельности, строго соблюдать дисциплину трудовую и производственную (см.), выполнять свой долг перед государством, перед народом.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
Коренным образом меняется характер труда при социализме и коммунизме. Здесь общественный строй основывается на общественной собственности на средства производства и продукты труда, нет эксплуатации человека человеком, уничтожено противоречие между частным и общественным трудом и труд носит непосредственно общественный характер. Социалистические производственные отношения, товарищеское сотрудничество и взаимопомощь свободных от эксплуатации людей, социалистическая кооперация труда (см.) породили новое отношение к труду. Труд стал делом чести каждого способного к труду члена социалистического общества. При социализме осуществляется более высокая по сравнению с капитализмом общественная организация труда, в основе которой лежит свободная, сознательная трудовая дисциплина работников, объединенных благородной целью построения коммунизма. При социализме уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом, но сохраняется существенное различие между ними, различие между квалифицированным и неквалифицированным трудом. При социализме экономическое развитие общества еще не достигает такого уровня, когда каждый человек мог бы получать по своим потребностям. Поэтому в социалистическом обществе господствует принцип «кто не работает, тот не ест». Это означает, что каждый получает количество предметов потребления в соответствии с количеством и качеством затраченного им труда. Личная материальная заинтересованность трудящегося в росте и совершенствовании производства играет большую роль в развитии социализма. Всеобщая обязанность трудиться неразрывно связана с обеспечением каждому трудоспособному члену общества права на труд. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, планомерным характером общественного производства, ликвидацией безработицы. Однако труд при социализме еще не стал первой жизненной потребностью. Это будет достигнуто тогда, когда уровень производительности общественного труда (см. Закон неуклонного роста производительности труда) и объем производства поднимутся настолько, чтобы можно было создать изобилие продуктов в обществе и осуществить принцип коммунизма: от каждого по его способности, каждому по его потребностям. При коммунизме (см.) люди будут трудиться по привычке, добровольно, без расчета на вознаграждение, «по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу» (В. И. Ленин, Соч., т. 30, стр. 482).
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
К простым моментам процесса Т. относятся целесообразная деятельность, или самый Т., предмет труда и средства труда. Предметы и средства Т. (средства производства) не функционируют как таковые, если они не вовлечены в процесс живого Т., который всегда есть не только отношение людей к природе, но и отношения между участниками процесса. Трудовая деятельность человека также не может осуществляться без средств производства, образующих веществ, условия живого Т. Поэтому процесс Т. представляется не механич. соединением трёх его осн. моментов, а органич. их единством, решающий фактор к-рого — сам человек и его трудовая деятельность. В процессе Т. человек при помощи средств Т. вызывает заранее намеченные изменения в предмете Т.; живой Т., овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Характеризуя взаимодействие осн. факторов процесса Т. и их роль, Маркс отмечает, что сырьё потребляется и видоизменяется, формируется Т. при помощи орудия Т. (являющегося действит. проводником Т.). Т. тоже потребляется в том смысле, что он применяется, функционирует, в процессе Т. расходуется человеческая энергия работника. «Однако труд не только потребляется, но вместе с тем переходит из формы деятельности в форму предмета, покоя, фиксируется в предмете, материализуется; ...превращается из деятельности в бытие... Все три момента процесса производства: материал, орудие, труд, сливаются в нейтральном результате — продукте» (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 252). Часто отдельно взятый акт трудового процесса не доводит предмет до формы, готовой к потреблению человеком, а лишь подготавливает для последующей обработки: выращивается хлопчатник, затем хлопок превращается в пряжу, пряжа — в ткань, ткань — в платье и т. п. Во всех этих последоват. процессах вещество принимает всё более полезную форму, непосредственно становясь предметом потребления.
Рассматриваемый в таком общем виде Т.— вечное естеств. условие человеческой жизни, он не зависит от какой бы то ни было её конкретной организации. «...Процесс труда, с точки зрения его всеобщей формы, еще не выступает, следовательно, ни в какой особой экономической определенности. В нем не выражено никакого определенного исторического (общественного) производственного отношения, в которое люди вступают в производстве их общественной жизни, напротив, в нем выражена та всеобщая форма и те всеобщие элементы, на которые во всех общественных способах производства одинаково должен разлагаться труд, чтобы действовать в качестве труда» (Маркс К., там же, т. 47, с. 64—65).
История человечества свидетельствует о решающем значении Т. в обществ. развитии человека. Т.— «...первое, основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 486). Благодаря Т. человек выделился из мира животных. Анализируя становление человеческого об-ва, Энгельс подчёркивал, что человек обязан Т. в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном превращении мозга животного в развитой мозг человека, после чего действия последнего стали носить сознат. характер. Воздействуя на окружающую среду и изменяя её, люди, побуждаемые всё возрастающими потребностями, изменяют и свою собств. человеческую природу: развивают способности к Т.; обогащают свои знания, расширяют возможности их использования; увеличивая сферу трудовой деятельности, совершенствуют сам процесс Т. В результате совместной деятельности рук, органов речи и мозга, общения между собой люди приобретали способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их. Т. становится более разнообразным, совершенным, многосторонним: охота, скотоводство, земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство и торговля; появляются и развиваются искусство, наука, право, политика и др. формы трудовой деятельности. В совр. условиях деятельность человека направлена на создание атомных электростанций, космич. кораблей, электронно-вычислит. машин, материалов с заранее заданными свойствами, отсутствующими в природе, творений лит-ры и искусства и т. п. По мере развития производит. сил изменялось само человеческое общество, образ жизни людей. Марксистско-ленинская наука учит находить «...в истории развития труда ключ к пониманию всей истории общества...» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 317). Подлинными творцами этой истории являются люди труда.
Результатом производств. деятельности выступает продукт труда — потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям. При его создании производитель преобразует природное вещество, опираясь на силы природы. Следовательно, источник обществ. богатства не только Т., но и природа. В своей трудовой деятельности человек использует её в своих целях.
Совр. произ-во, осваивая и преобразуя разнообразные ресурсы в потребит. блага, оказывает всё более возрастающее воздействие на окружающую природную среду. В производит. процессы вовлекаются не только традиц. природные ресурсы (напр., почва, вода, леса, полезные ископаемые), но и атмосфера, Мировой океан, космич. пространство. Хоз. деятельность людей влияет на эволюцию природы, на протекающие в ней естеств. процессы. В связи с этим всё более возрастает роль учёта последствий преобразующей деятельности человека, сказывающихся на развитии природы. В совр. условиях природопользование выступает как новая специфич. сфера приложения Т., направленная как на удовлетворение комплекса рациональных потребностей людей (необходимых для их здоровой физич. и духовной жизни, отдыха, эстетич. наслаждения, творч. вдохновения и др.), так и на сохранение и умножение природного богатства.
Следовательно, Т. должен не только представлять собой непосредств. преобразование вещества природы, но и направляться на сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды. Такой Т. может выступать лишь в форме целесообразной планомерной деятельности всего общества, присущей человечеству на высших ступенях его развития. Обострение проблемы охраны окружающей среды связано с высоким уровнем индустриального развития производит. сил. Уже при капитализме осуществляются определ. меры по предотвращению отрицат. воздействия человеческой деятельности на природу. Однако эти меры носят частичный характер, т. к. главная цель капиталистич. способа произ-ва предполагает достижение ближайших, наиболее полезных для капиталистов эффектов Т.— получение прибавочной стоимости; в связи с этим далёкие последствия, связанные с использованием природных ресурсов, не всегда принимаются в расчёт. Лишь превращение природных ресурсов, как и всех средств произ-ва, в общенар. достояние, планомерная организация обществ. произ-ва позволяют комплексно решить проблемы использования, сохранения и умножения природных ресурсов при правильном сочетании интересов нынешнего и будущих поколений.
Т. есть процесс взаимодействия человека и природы, в то же время Т. обусловливает определённые отношения, возникающие между его участниками. Анализируя структуру общественного Т., выделяют такие категории, как содержание Т. и социально-экономич. характер Т. Содержание Т. раскрывает взаимодействие человека с природой, представляет совокупность качественно определ. трудовых функций, направленных на произ-во потребит. стоимостей, характеризует конкретные виды деятельности человека в процессе произ-ва. Социально-экономич. характер Т. выражает социально-экономич. форму Т. и форму его обществ. организации, представляет собой совокупность отношений между участниками процесса Т., его наиболее отличит, черты, свойственные тому или иному способу произ-ва. Это и служит предметом изучения политич. экономии. «...Политико-экономической категорией является не труд,— отмечал Ленин,— а лишь общественная форма труда, общественное устройство труда, или иначе: отношения между людьми по участию их в общественном труде» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 45).
Содержание труда
Процесс Т. с точки зрения его содержания есть взаимодействие человека с орудиями и предметами Т.; своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из к-рых завершается изготовлением определ. продукта. В этом процессе осуществляются след. функции: логическая, связанная с определением цели и подготовкой процесса Т.; исполнительская — приведение средств Т. в действие различными способами в зависимости от состояния производит. сил и непосредств. воздействие на предметы Т.; регистрации и контроля — наблюдение за технологич. процессом, ходом выполнения намеченной программы; регулирования — корректировка, уточнение заданной программы. Каждая из этих функций в той или иной степени может присутствовать в Т. отд. рабочего, но прежде всего это свойственно совокупному Т. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность Т. (см. Сложный труд, Простой труд), складывается определ. соотношение функций умств. и физич. Т., позволяющее относить тот или иной вид деятельности человека к преим. умств. или физич. Т.
Главный фактор изменений в содержании трудовых функций — развитие средств произ-ва, научно-технич. прогресс. Уровень развития техники и технологии произ-ва — гл. показатель степени эффективности взаимодействия человека и природы. Всесторонняя механизация, особенно автоматизация произ-ва, модифицирует роль живого Т. в производств. процессе. Углубляется процесс развития перемены труда (см. Перемены труда закон). Возрастает роль умств. деятельности человека. Маркс отмечал, что на высокой ступени развития крупной пром-сти «труд выступает уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу производства как его контролер и регулировщик... Вместо того чтобы быть главным агентом процесса производства рабочий становится рядом с ним» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 213).
Производств. процесс постепенно освобождается от огранич. возможностей человеческого организма, прежде всего физич. силы, а затем и скорости реакции, зрительных возможностей. Человек со своими способностями к Т. по-прежнему остаётся гл. элементом произ-ва, но содержание Т. меняется. Он реализуется не в энергетич. функции работника, а в действиях по обеспечению технологич. приложения науч. знаний, осуществлению контроля, регулирования в точном соответствии с требованиями достижений научно-технич. знаний. Всё это создаёт материальные предпосылки для коренных изменений и характера Т., но их реальное осуществление возможно лишь при определ. социально-экономич. условиях — утверждении обществ. собственности на средства произ-ва.
В трудовом процессе органически сочетаются физич. действие человека и деятельность его сознания. Это служит объективной основой функционирования Т. как творч. процесса. Однако обществ. разделение Т. ещё при рабовладельч. строе ведёт к обособлению умств. деятельности в самостоят. сферу. Наряду с массой занятых простым физич. Т. выделяются немногие привилегированные члены общества, к-рые занимаются гос. делами, управлением произ-вом, искусством и наукой. С развитием мануфактуры, особенно крупного машинного произ-ва, разделение Т. на умственный и физический происходит уже непосредственно в произ-ве. Капиталистич. способ произ-ва, углубляя обществ. разделение Т., отделив производителя от средств произ-ва, превращает его в механич. исполнителя, лишённого возможности сознательно действовать, проявлять свою обществ. волю. Маркс показал, что одним из гл. проявлений отчуждённого Т. как деятельности становится сведение Т. только лишь к средству для удовлетворения всяких др. потребностей, но не потребности в Т. (см. там же, т. 42, с. 90—91). Непосредств. цель капиталистич. произ-ва — прибавочная стоимость, а не рост благосостояния и развитие творч. потенций работника.
Следовательно, научно-технич. прогресс, изменения в содержании Т. находятся в непримиримом противоречии с его капиталистич. социально-экономич. формой. Лишь коренные (социалистич.) преобразования способа произ-ва позволяют создать ту обществ. форму Т., к-рая адекватна совр. тенденциям развития содержания Т., способствуют всё более полному проявлению творч. способностей людей в процессе Т.
В организации обществ. Т. наряду с гл. чертами, определяемыми спецификой способа произ-ва, можно выделить общие стороны, зависящие от уровня развития производит. сил. Развившись в недрах предыдущего способа произ-ва, они, будучи отделёнными и освобождёнными от их антагонистич. характера, могут быть использованы в новой обществ.-экономич. формации в интересах дальнейшего развития производит. сил. Ленин, анализируя один из способов организации Т. при капитализме — систему Тейлора, отмечал, что она «... соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 189—90). Критич. изучение и использование опыта науч. организации Т. промышленно развитых капиталистич. стран способствуют прогрессивным изменениям в технико-организац. содержании Т., укреплению и развитию осн. черт нового типа Т., адекватного социалистич. произ-ву.
Социально-экономический характер труда
Люди производят блага не в одиночку, изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы, или на основе более или менее прочных производств. контактов между собой. Само возникновение человеческого общества вызвано необходимостью совместного Т. многих производителей, который предполагает обмен деятельностью между участниками произ-ва. Люди «...не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 441). Индивидуальный Т. (Т. отд. работника) суть частица совокупного обществ. труда (см. ст. Совокупный рабочий). В совместном труде между отд. работниками утверждаются определ. производственные отношения; прежде всего это отношения кооперации труда и разделения труда.
Сложная кооперация Т. предполагает разделение Т., когда в едином производств. процессе объединяются различные, но взаимосвязанные конкретные виды Т. Следовательно, «разделение труда представляет собой особую, специфическую, развитую далее форму кооперации...» (М а р к с К., там же, т. 47, с. 295).
Совместный Т. нуждается в определ. дисциплине его участников. Между разделением, кооперацией и дисциплиной Т. существует тесная связь и зависимость. Развитие дисциплины Т. происходит по мере роста обобществления Т., вызванного усилением обществ. разделения Т. и совершенствованием форм его кооперации. В условиях крупного машинного производства меняются количеств, соотношения между работниками, занятыми различными видами Т. Важная особенность этой кооперации состоит в том, что все её участники выполняют строго обособленные, частичные функции. Их Т. разделён во времени и пространстве. Это вызывает известную разобщённость трудовых действий членов данной кооперации, в то время как сам процесс Т. выступает как единое целое. Поэтому кооперация Т., основанная на системе машин, предъявляет более высокие требования к дисциплине. Необходимость чётких, согласованных действий в трудовом процессе всех его участников вызвана уже не только организационной, но и технологии, потребностью произ-ва. Дисциплина Т. выступает как объективное, естеств. условие функционирования совокупного обществ. Т. Она выражает исторически определ. обществ. связь между людьми в трудовом процессе, обусловленную согласованием их действий ради достижения цели произ-ва.
Но так как Т. при разных способах произ-ва протекает в разных социально-экономич. условиях, дисциплина Т. носит различный характер. Специфич. черта капиталистич. дисциплины Т.— её принудит. характер. Эта дисциплина зиждется на экономич. принуждении. Но это вовсе не исключает существования форм внеэкономич. принуждения. В условиях гос. монополистич. капитализма жесточайшая дисциплина Т. наёмных рабочих поддерживается одинаково с помощью и «потогонных систем», и штрафов, и безработицы, и антирабочих законов гос-ва, запрещающих забастовки.
Социализм коренным образом меняет положение трудящихся в обществ. произ-ве и характер дисциплины Т. Социалистич. кооперация объединяет воедино все звенья хоз. организма: от предприятия (объединения), отрасли до нар. х-ва в целом. Народнохоз. кооперация — высшая форма обобществления труда и произ-ва. Социалистич. общество преодолело антагонистич. характер обществ. разделения Т., что и привело к изменению его социально-экономич. сущности.
Обмен деятельностью осуществляется в процессе непосредств. контактов между участниками совместного Т., занятыми изготовлением к.-н. продукта на данном участке произ-ва. В масштабе общества он происходит гл. обр. в форме обмена продуктами Т., который при обществ. разделении Т. выступает необходимым условием нормального функционирования любого производителя, расширяет производств. связи между предприятиями, отраслями, сферами Т., связывая все звенья обществ. произ-ва в одно целое. При определ. обществ. условиях обмен продуктами принимает форму обмена товарами, т. е. купли и продажи.
В условиях товарного произ-ва Т. приобретает двойств, характер (см. Двойственный характер труда), т. е. выступает как конкретный Т. и абстрактный Т. Первый представляет собой Т. в особой, целесообразной форме, как создатель потребительных стоимостей; второй — абстрагируется от качеств. особенностей в трудовой деятельности и выступает как затраты Т. вообще, субстанция стоимости товара.
Производств. отношения, рассматриваемые как разделение и кооперация Т., дают лишь самую общую характеристику обществ. формы Т. Присущие той или иной ступени развития человечества специфич. черты Т., его обществ. устройство можно понять лишь исходя из формы собственности на средства произ-ва. Характер соединения работника со средствами производства определяет социальный характер и социальную природу Т. Если содержание Т. показывает уровень развития производит. сил, технич. способ соединения личного и веществ, элементов произ-ва, то социальный характер и социальная природа Т. отражают социально-экономич. положение трудящегося в обществ. произ-ве, те черты производств. отношений, при к-рых совершается Т. К гл. сторонам системы производств. отношений, определяющих характер Т., относятся: отношение трудящихся к средствам произ-ва, форма собственности на средства произ-ва; цель, во имя к-рой осуществляется Т. непосредств. производителей и связь её с целью произ-ва в данном обществе; взаимосвязь между Т. индивидуума и совокупным Т. общества, характеризующая форму проявления обществ. природы Т.; степень социальных различий в процессе Т., обусловленных отношением социальных групп, классов к средствам произ-ва, различиями в уровне подготовки работников и выполнении ими разнородных функций в процессе Т. Эти стороны способа произ-ва в свою очередь определяют отношение самих производителей к собств. Т., отношения распределения продуктов Т., а также способ организации труда. Если содержание Т. отличается громадным разнообразием в соответствии с количеством профессий, специальностей в нар. х-ве, то осн. черты социального характера Т. присущи всем индивидуумам данного класса (см. ст. Классы и классовая борьба). Существ. изменения в характере Т. возможны лишь в результате коренных преобразований в отношениях собственности на средства произ-ва.
Подобно тому как история знает пять способов производства — первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (первая фаза — социализм), выделяются соответствующие типы обществ. устройства, социально-экономич. формы Т. При первобытнообщинном строе обществ. собственности на средства произ-ва соответствует общий, коллективный Т. членов рода, племени. Отсутствует эксплуатация Т. Возникновение частной собственности означает, что Т. становится подневольным.
Частная собственность разъединяет производителей, Т. их становится непосредственно частным. Вместе с тем обществ. разделение Т. и товарное произ-во придаёт Т. обществ. характер, что проявляется опосредованно, через куплю-продажу. Только в результате реализации товара на стихийном рынке частный труд того или иного производителя получает признание как частица обществ. труда. С победой коммунистич. способа произ-ва Т. приобретает непосредственно обществ. характер (см. Непосредственно общественный труд).
В условиях рабовладения и феодализма присвоение классами эксплуататоров чужого Т. основано на внеэкономическом принуждении, т. е. на личной зависимости трудящихся от господствующих классов.
Для капитализма характерна система наёмного Т. Производители — рабочий класс,— лишённые средств произ-ва, вынуждены продавать свою рабочую силу владельцам этих средств произ-ва — классу капиталистов. Последние присваивают большую часть Т. и продукта Т. рабочего — прибавочный труд и прибавочный продукт, выступающий в форме прибавочной стоимости. В этих условиях «... созданию прибавочного труда на одной стороне соответствует на другой стороне создание минус-труда, создание относительного безделья...» (Маркс К., там же, т. 46, ч. 2, с. 375). Победа социализма означает отмирание всех паразитич. классов, слоёв — носителей «минус-труда», и коренное изменение характера Т. (см. Труд при социализме).
Сферы труда
Марксизм-ленинизм исходит из признания решающей роли материального произ-ва для жизни общества. «...Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.» (Маркс К., там же, т. 19, с. 350). Следовательно, гл. сферой приложения Т. является произ-во материальных благ.
Произ-во материальных благ осуществляется производительным трудом, который в каждой обществ.-экономич. формации имеет особое содержание и характер, определяемые соответствующими производств. отношениями людей.
Производительный Т. при капитализме выражает классово-антагонистич. отношения. Производительным Т. для капиталиста является всякий Т., приносящий прибыль, в т. ч. и занятый в сфере духовной деятельности.
При социализме производительным является Т., занятый в сфере материального произ-ва и создающий материальные блага. Продукт совр. произ-ва — результат коллективного Т. как физического, так и умственного. Поэтому Т. людей, входящих в состав «совокупного рабочего», т. е. выполняющих ту или иную функцию, необходимую для произ-ва материальных благ (включая Т. учёных, к-рые обслуживают сферу материального произ-ва ), является производительным.
Однако потребности людей не ограничиваются материальными благами. По мере развития произ-ва и самого человека возникают и развиваются потребности в социальных и духовных благах, напр. в образовании, здравоохранении, искусстве, что требует Т. спец. работников — учителей, врачей, художников, музыкантов и др. Развивающаяся гос. система управления, идеология также связаны с функционированием специфич. форм Т. В сфере услуг Т. направлен не на изменение вещества природы, а на самого человека, на его сохранение, преобразование и развитие. Совершенствование материального произ-ва и повышение производительности Т.— основа расширения непроизводственной сферы.
Анализируя виды услуг, марксистско-ленинская теория выделяет материальные услуги, результат к-рых суть веществ, потребительные стоимости (к ним Маркс относил Т. повара, швеи, портного, мастера, занимающегося починкой, и т. п.) и личные нематериальные услуги, непосредственный объект к-рых — люди с их невещными потребностями (напр., в передвижении, укреплении здоровья, воспитании, образовании). Т. о., Т. в сфере услуг неоднороден по своему назначению и содержанию. Одна часть затрат Т. в сфере услуг не создаёт материального продукта и выступает в виде личных услуг, а другая — в виде материальных услуг — затрачивается на создание продукции в материальной форме: услуги по ремонту одежды и обуви, квартир и т. п.
Объективные различия, существующие в разграничении сфер приложения обществ. Т., не могут получить точного отражения в классификации отраслей нар. х-ва, поскольку эти отрасли создаются но принципу функционального единства (наиболее целесообразного комбинирования производств. функций с точки зрения повышения эффективности обществ. произ-ва). Поэтому, если занятый в той или иной отрасли обществ. Т. выполняет однородные или близкие функции, это не означает, что внутри данной отрасли и вне её не могут существовать отд. части, относящиеся к различным сферам обществ. произ-ва: производственной и непроизводственной. Напр., такие отрасли, как транспорт, связь, торговля, представляются едиными с точки зрения их функций, но они не однородны с точки зрения участия Т. в сфере материального произ-ва или в непроизводств. сфере.
Отрасли сферы материальных услуг обладают тем своеобразием, что её работники выполняют и производств. и непроизводств. функции. В зависимости от принципов той или иной классификации отрасли материальных услуг могут быть включены либо в сферу материального произ-ва (в широком смысле слова), либо в сферу услуг.
Исходя из принципа диалектич. логики — о возможности сосуществования в одном явлении казалось бы взаимоисключающих друг друга свойств, Ленин ввёл термин «полупроизводительное население» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 501).
В основе отграничения Т. в производств. сфере от Т. в непроизводственной лежит не только оценка роли услуг в системе обществ. произ-ва , но и развитие системы обществ. разделения Т. Научно-технич. прогресс и научно-технич. революция изменяют границы этих сфер. Превращение продукта индивидуального производителя в обществ. продукт, как отмечал Маркс, означает, что расширение кооп. характера процесса Т. вместе с тем неизбежно расширяет и понятие производительного Т. и его носителя — производительного рабочего (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 516—17).
На совр. этапе экономич. развития всё больше увеличивается численность тех категорий работников, Т.к-рых, будучи взят как индивидуальный, представляется непроизводительным, тогда как взятый в системе обществ. разделения Т., он оказывается одной из функций «совокупного рабочего». Состав совокупного рабочего расширяется как за счёт возникновения новых видов Т., участвующих в материально-веществ. сфере, так и вследствие включения в него нек-рых видов Т., существовавших ранее вне сферы материального произ-ва. В частности, дифференциация произ-ва на всё более высоком технич. уровне требует применения научно-исследоват. и опытно-конструкторских работ, результаты к-рых непосредственно реализуются в собственно материальном произ-ве и могут быть выражены экономич. эффектом новой техники, а в конечном счёте — приростом нац. дохода.
Содержание и характер Т., его структура, как в производственной, так и в непроизводств. сферах, в решающей степени определяются способом произ-ва. При эксплуататорском строе и тот и другой Т. в значит. мере связан с удовлетворением паразитич. потребностей господствующих классов, с духовным порабощением трудящихся. Лишь в условиях социализма Т. во всех его сферах в полной мере становится общественно полезным и служит росту благосостояния, всестороннему развитию всех членов общества.
Критика буржуазных теорий труда
Буржуазные экономисты и социологи рассматривают Т. только с его организационно-технич. стороны, как процесс целенаправленного воздействия людей на природу, отвлекаясь от тех его отличит, черт и особенностей, к-рые обусловлены господствующими в обществе производств. отношениями и экономич. законами. Поэтому и бурж. теории Т. касаются прежде всего вопросов его организации (гл. обр. в пределах отд. капиталистич. предприятия). Они призваны оказать помощь владельцам предприятий и монополистич. объединений в организации Т. и управлении произ-вом. Эта их функция имеет социальную направленность, связанную с двойств, характером Т., создающего не только материальные блага в форме товаров, но и стоимости, включающие прибавочную стоимость. Т. о., бурж. теории Т. одновременно суть теории капиталистич. эксплуатации рабочего класса, её форм и методов.
Буржуазные теории Т. зарождались вместе с формированием капиталистич. производств. отношений в рамках бурж. политич. экономии и экономики пром-сти (вплоть до 2-й иол. 19 в.). В кон. 19 и нач. 20 вв. возникла бурж. наука о Т. (её основоположником принято считать Ф. Тейлора), включавшая теоретич. положения о содержании Т., его разделении и использовании (см. Тейлоризм).
Принципы тейлоризма получили дальнейшее развитие в фордизме и обусловленных им новых методах организации произ-ва и Т., основой к-рых стал сборочный конвейер. Содержательная сторона Т. при этом утрачивалась, он становился всё менее осмысленным для рабочего и по существу свёлся к повторяющимся в течение рабочего дня монотонным движениям в темпе, заданном скоростью конвейера, ритмом поточной линии.
После победы Великой Окт. социалистич. революции и под её влиянием активизируется борьба трудящихся капиталистич. стран против эксплуатации, особенно против тех методов интенсификации Т., воплощением к-рых были тейлоризм и фордизм. По мере роста организованности и сплочённости рабочего класса, повышения его общеобразоват. и культурного уровня всё более обострялось и противоречие между существующими методами организации Т. и растущим уровнем сознательности и классовой организованности трудящихся. Увеличение числа забастовок, количества их участников и их продолжительности, как и др. формы протеста и борьбы трудящихся против бесчеловечных условий Т., приводившие ко всё большему падению эффективности капиталистич. произ-ва, вынудили буржуазию к поискам дополнит. способов мотивации рабочих к Т.
В 1927—32 группой сотрудников отдела пром. исследований Гарвардского ун-та под руководством проф. Э. Мейо был проведён эксперимент на з-де фирмы «Уэстерн электрик» в г. Хоторн, близ Чикаго (The Hawthorn studies). Объектом исследований были 6 работниц, составившие бригаду по сборке телефонных реле. В течение 5 лет экспериментаторы 13 раз изменяли условия труда бригады: режимы рабочего времени, системы оплаты, организацию питания и т. п. При этом работницам внушали, что их Т. имеет важное значение для общества, для науки, подчёркивалось значение проводимых экспериментов. Когда при двенадцатом по счёту изменении в условиях Т. все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но продолжал расти. По мнению Мейо и его сотрудников, важную роль в этом сыграли моральные и психология, факторы: уверенность работниц, что они помогают решать важную задачу, их заинтересованность в Т. и т. п. Хоторнский эксперимент считается началом формирования школы «человеческих отношений» (the «human relations» school).
Комплекс социально-психологич. мероприятий, являющихся составной частью доктрины «человеческих отношений», получившей широкое распространение в промышленно развитых капиталистич. гос-вах в 50-х гг., был призван преодолеть апатию рабочих к Т. на эксплуататоров, чувство их отчуждённости в процессе капиталистич. произ-ва, их враждебное отношение к хозяевам и администрации предприятия, создать у трудящихся иллюзию заботы, якобы проявляемой предпринимателями о рабочих, видимость равенства между хозяевами предприятий и наёмными тружениками. Особенность «человеческих отношений» состоит в том, что они абсолютно не затрагивают самого процесса Т., его характера и содержания. Упор делается на разработку правил взаимоотношений между капиталистами и администрацией предприятий, с одной стороны, и рабочими — с другой. Рост производительности Т. обеспечивается за счёт психология, воздействия на рабочих, незаметного для них управления их поведением в желательном для эксплуататоров направлении.
Доктрина «человеческих отношении», ставшая непосредств. продолжением и своеобразным идеологии. дополнением тейлоризма и фордизма, не оправдала надежд, возлагавшихся на неё буржуазией. Поэтому поиски более совершенных видов идеологии, оружия, к-рое она могла бы одновременно использовать и в качестве практич. средства усиления эксплуатации пролетариата, продолжались, причём весьма интенсивно они велись в 60-х гг. Появляются теории иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, доктрина внутр. и внеш. факторов мотивации к труду Ф. Херцберга, концепция о двух методах управления пром. предприятиями Д. Мак-Грегора и, наконец, концепция социотехнич. системы Э. Триста, а также Тэвистокского ин-та человеческих отношений в Лондоне (Tavistock Institute of Human Relations, London).
Теория Маслоу исходит из презумпции, что все человеческие потребности — физиологические, психологические, социальные и др. располагаются на разных иерархия, уровнях в зависимости от неотложности и очерёдности их удовлетворения. Причём первоначально должны быть удовлетворены потребности самого низшего уровня (физиологические), затем потребности более высокого порядка. Эта теория часто интерпретируется бурж. социологами так, будто, когда потребности низшего порядка удовлетворены, деньги теряют роль мотиватора, а значит. нужно не повышать заработную плату, а изыскивать иные средства поощрения работников.
Херцберг стремился конкретизировать теорию Маслоу. Он подразделил все факторы побуждения к Т. на два вида — внешние, или «гигиенические», и внутренние. К внешним он относил политику компании и методы управления персоналом, условия Т., межличностные отношения, ден. вознаграждение, статус, чувство безопасности. Эти факторы, по его мнению, могут вызвать (или предотвратить) неудовлетворённость работников своим Т., но не могут служить мотиваторами. К мотиваторам он относил внутр. факторы: содержательность самого Т., чувство удовлетворения выполненной работой, возможность проф. роста.
Мак-Грегор указывал на авторитарный стиль руководства на капиталистич. предприятиях, который он условно назвал «теорией X» и при к-ром идеалом является «усмирённая рабочая сила», а чувства и настроения работников игнорируются. «Теории X» Мак-Грегор противопоставил «теорию У», основанную на демократия. стиле руководства и учёте стремлений и психологии работников.
Концепция социотехнич. подхода (Socio-Technical system) рассматривает деятельность любой орг-ции как функционирование открытой системы, состоящей из двух подсистем — социальной и технической. Оптимизация этой сопряжённой социотехнич. системы может быть достигнута только с учётом корреляц. связи между последними, на основе согласования задач и требований орг-ции (т. е. компании или отд. предприятия), её техники и технологии, с одной стороны, и потребностей и стремлений занятых в ней людей — с другой.
В кон. 60 — нач. 70-х гг., развивая дальше концепцию социотехнич. подхода, Л. Дейвис провёл ряд исследований, приведших к разработке общей модели «ответственного автономного поведения» (responsible autonomous behaviour) в качестве определяющего критерия взаимодействия между индивидуумом, орг-цией и техникой. «Ответственное поведение», как его понимает Дейвис и его школа, предполагает, что отд. работник или группа работников принимают на себя ответственность за осуществление действий, необходимых для произ-ва товаров или услуг, за темпы произ-ва , количество и качество продукции. Т. о., работник самостоятельно регулирует содержание и структуру трудовых функций в ходе выполнения определ. работы, проводит самооценку результатов деятельности, самостоятельно приспосабливается к изменениям в технике и технологии произ-ва, участвует в постановке целей и задач, связанных с вкладом каждого в производство.
В нач. 70-х гг. появляется теория «гуманизации труда» (humanization of work), вобравшая в себя все предшествующие концепции и ставшая важнейшей составной частью концепции «качества трудовой жизни».
«Гуманизация труда» направлена на реорганизацию процесса Т. с тем, чтобы сделать его более привлекательным для рабочего, вызвать у него чувство удовлетворённости своим Т. и его результатами и таким путём повысить производительность и эффективность Т. Смежные и в равной степени малосодержательные трудовые операции, выполнявшиеся ранее последовательно различными рабочими, объединяются, их выполнение поручается одному рабочему, чьи трудовые функции, т. о., расширяются. Происходит т. н. «обогащение» Т.— объединение трудовых функций различной содержательности, с разной степенью ответственности.
В ряде случаев мероприятия по новой организации произ-ва и Т. предусматривают образование полуавтономных или самостоят. рабочих бригад, численностью 15—20 чел. и более, осуществляющих полную сборку отд. узлов или видов продукции. Для каждой бригады выделяется самостоят. участок, нередко со своими складами и др. подсобными помещениями. Конвейер, если он остаётся, выполняет гл. обр. функции транспортировки необходимых деталей к бригадам или перемещения отд. узлов от бригады к бригаде. Иногда для осуществления этих функций используется не конвейер, а спец. самоходные платформы. Администрация предприятия рекламирует это как отказ от конвейерной системы произ-ва.
Как правило, организации автономных и полуавтономных бригад предшествует переподготовка рабочих — обучение их новым профессиям и смежным специальностям, что даёт возможность, во-первых, выполнять от начала до конца полный цикл работ, во-вторых, меняться местами и подменять друг друга. Во мн. случаях рабочие сами организуют Т. внутри бригады или участвуют в разработке новых методов организации Т. Это именуется «участием в принятии решений» (Participation in Decision making), а вместе с нек-рыми др. мероприятиями администрации, направленными на создание видимости участия рабочих в управлении, образует основу т. н. промышленной демократии.
Новые формы организации Т. в основном вводятся для повышения эффективности и конкурентоспособности капиталистич. предприятий. «Гуманизация труда» — лишь средство повышения производительности, а значит. прибыльности. Это определяет узкие рамки мероприятий по гуманизации Т., проводимых в странах капитала, искажает само понятие «гуманизации» Т. Подлинная гуманизация Т. возможна только в социалистич. обществе.
Значительное распространение в 70-х гг. получила концепция «качества трудовой жизни». Её сторонники утверждают, что это понятие, будучи комплексным, может быть косвенно охарактеризовано набором критериев, отражающих физическую среду и социальную обстановку, в которой человек трудится и которые влияют на его эмоциональное и психология, состояние, а значит. на эффективность и результаты его Т.
В 1973—74 профессор гарвардской школы бизнеса Р. Уолтон сформулировал 8 критериев, на к-рые и ссылаются большинство бурж. учёных: 1) адекватная и справедливая компенсация за Т.; 2) обеспечение условий безопасности и охраны здоровья работников; возможность использовать и развивать в процессе Т. личные способности; 4) возможность проф. роста и продвижения по службе; усиление гарантий занятости и увеличение доходов, связанных с работой; 5) социальная интеграция в трудовом коллективе; 6) конституционализм в трудовой организации; 7) Т. в отношении к остальной жизни и семейным обязанностям; 8) отношение работника к обществу.
Требования первых четырёх критериев выдвигаются и организованным рабочим движением, стремящимся добиться их осуществления в ходе ожесточённой классовой борьбы. Тем не менее они преподносятся как проявление инициативы и доброй волн со стороны предпринимателей. В трёх последующих критериях речь идёт об элементарных демократич. правах и свободах, к-рых лишены трудящиеся капиталистич. предприятий.
Сам факт выдвижения этих требований в качестве программы демократизации трудовой жизни, к-рую ещё только предстоит осуществить, свидетельствует об отсутствии в условиях капиталистич. произ-ва элементарных прав личности.
Последний критерий — «отношение работника к обществу», по мнению бурж. социологов, должен показать. сознаёт ли работник социальную ответственность за деятельность своего предприятия, за произведённую им продукцию, рыночную политику и т. п. Бурж. идеологи стремятся заставить наёмного труженика нести бремя социальной ответственности за политику капиталистич. предпринимателей, к к-рой он, в действительности, никакого отношения не имеет; заставить его воздержаться от забастовок и др. форм классовой борьбы под тем фальшивым предлогом, что это может нанести ущерб обществ. интересам.
Т. о., действит. цель концепции «качества трудовой жизни» — выработать методы заблаговременной профилактики и лечения социальных болезней бурж. общества, облегчить эксплуатацию трудящихся монополиями, разработать программу гос.-монополистич. мероприятий по обеспечению более или менее равных условий эксплуатации пролетариата, смягчить накал классовой борьбы трудящихся, а по возможности предотвратить возникновение социальных конфликтов.
На совр. этапе экономич. соревнования и идеология, борьбы двух систем бурж. теории Т.— реакция на возросший авторитет Сов. Союза, стран социалистич. содружества в целом, возросшую притягательную силу идей социализма и коммунизма в глазах трудящихся всего мира. Буржуазия промышленно развитых капиталистических стран стремится перехватить инициативу в социальной политике, противопоставить её идеям коммунизма, убедить массы в том, что и при капитализме возможно коренное улучшение условий их жизни и Т.
Разработка и распространение новых теоретич. концепций и практич. мероприятий в области Т., его условий и организации тесно связаны и с неоколониалистской политикой империалистич. гос-в, их борьбой за влияние в развивающихся странах, получивших политик, независимость. Стремясь включить эти страны в орбиту своего влияния и толкнуть их на капиталистич. путь развития, промышленно развитые капиталистич. гос-ва разрабатывают модель некоего «гуманного» капитализма, в к-ром якобы отсутствует эксплуатация, а на смену традиц. методам организации и управления произ-вом пришли «гуманизация труда», «пром. демократия» и постоянная забота о повышении качества трудовой жизни и качества жизни вообще.
Огромную роль во введении новых форм организации Т. играет совр. уровень классовой борьбы, вынуждающий буржуазию отказываться от традиц. форм организации капиталистич. произ-ва. Бурж. теории Т. призваны подвести теоретич. базу под новые формы эксплуатации трудящихся, под совр. методы социального маневрирования буржуазии, под её стремление включить в систему капиталистич. отношений классовую борьбу и классовые орг-ции пролетариата, прежде всего профсоюзы, взять их под свой контроль или, но крайней мере, подчинить их своему влиянию. Рабочим внушают, будто их интересы могут быть гораздо лучше удовлетворены без помощи профсоюзов путём проведения индивидуальных опросов, к-рые якобы обеспечивают более глубокий и дифференцированный учёт интересов работников, чем тогда, когда они выдвигают свои требования через профсоюзы.
Т. о., совр. бурж. теории Т.— новое направление идеологии монополистической буржуазии, нацеленной прежде всего на социальную интеграцию рабочего класса и его организаций в систему гос.-монополистического капитализма; новый вариант политики «социального партнёрства» (основы к-рой в данном случае закладываются непосредственно на рабочем месте), новейшая составная часть теории «трансформации капитализма».
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.