ТРУД ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ

Найдено 1 определение
ТРУД ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
всеобщая, сознательная, планомерно осуществляемая деятельность свободных от эксплуатации, объединённых на коллективистских началах членов общества; направлен на создание материальных и духовных благ в целях удовлетворения растущих потребностей самих трудящихся, всего общества в целом; организуется при контроле социалистич. гос-ва над мерой труда и мерой потребления.
В условиях социализма, когда в результате коренных изменений производств. отношений, утверждения обществ. собственности на средства произ-ва ликвидируются все формы эксплуатации, труд каждого производителя — это свободный труд на себя и на своё общество. Он перестаёт быть подневольным, тяжёлым бременем, каким был для трудящихся во всех антагонистич. формациях (см. статьи Наёмный труд, Принудительный труд). «Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров,— отмечал В. И. Ленин, — является возможность работы на с е б я, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 196). Ведение произ-ва на базе обществ. собственности в интересах самих трудящихся порождает отношения коллективизма, товарищеского сотрудничества и взаимопомощи людей в процессе труда. Объективно складывается единство интересов общества и отдельных его членов: чем производительнее человек работает и чем весомее его вклад в создание обществ. богатства, тем больше благ он получает от общества, а благополучие каждого человека зависит также от труда всех членов общества. Наряду с личными мотивами и интересами всё шире развиваются интересы общественные и коллективные, укрепление экономич. могущества страны становится непосредств. делом самих трудящихся.
Т. п. с. имеет всеобщий характер, т. е.: 1) общество предоставляет всем своим членам возможность трудиться (в странах социализма право на труд закреплено в конституциях этих гос-в); 2) все трудоспособные члены общества обязаны работать на пользу всего общества. С развитием социализма углубляется содержание всеобщности труда. Это проявляется прежде всего в уровне занятости трудоспособного населения — количеств, показателя всеобщности труда. По мере успехов в строительстве социализма ликвидируется безработица, обеспечивается полная занятость, участие всех трудоспособных в общественно полезном труде (прежде всего в сфере обществ. х-ва). В СССР на первом этапе строительства социализма в связи с недостаточно высоким уровнем развития производит. сил значит. часть трудоспособных членов общества была занята в домашнем и личном подсобном х-вах. С возрастанием степени зрелости социализма и обобществления труда изменялась структура занятости трудящихся. Из всего трудоспособного населения было занято в обществ. х-ве; в 1939— 66%, а в 1970 — 92,4%, т. е. почти для всех трудоспособных членов общества сферой приложения труда стало обществ. х-во. Подобные тенденции характерны и для др. социалистич. стран. Из всего населения трудоспособного возраста в обществ. х-ве было занято в ВНР в 1950 72,2% , в 1974 — 79,8%; в ГДР (соответственно) — 64,3% и 82,7%; в ПНР — 70,4% и 85,2%; в ЧССР — 77,8% и 89,6% трудоспособного населения.
При совершенствовании социально-экономич. условий особенно быстро повышается уровень занятости женщин (см. табл. 1). Высокий уровень занятости женщин — результат фактич. их раскрепощения, обеспечения необходимых условий для сочетания обществ.производств. деятельности с выполнением функций материнства (см. ст. Женский труд).
Определ. часть трудоспособного населения занята в домашнем, а также в личном подсобном хозяйстве. Этот труд также является общественно полезным, ибо его функционирование связано с удовлетворением определ. части потребностей самих трудящихся. В отд. случаях часть трудоспособного населения (имеющие пониженную трудоспособность, женщины — матери малолетних детей, и т. п.) довольно продолжит. срок занята полностью в личном х-ве. Кроме того, при социализме допускается индивидуальная трудовая деятельность, напр, в сфере кустарно-ремесл. промыслов, с. х-ва, бытового обслуживания населения, основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Вплоть до завершения строительства развитого социализма в отд. странах сохраняются х-ва крестьян-единоличников, некооперированных кустарей и ремесленников. Доля нац. дохода, создаваемого в подобных х-вах, в 1977 составляла: в ВНР — 1,6% , ГДР — 4,2% , ПНР — 12,8%, СРР — 3,6%. В НРБ. МНР и ЧССР практически завершено кооперирование частных х-в. Труд крестьян-единоличников, некооперированных кустарей, ремесленников носит частный характер, но он в корне отличается от частного труда при капитализме. Социалистич. гос-во направляет произ-во в некооперированных х-вах, регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивает её использование в интересах общества (с помощью финансово-кредитной системы, планомерной закупки производимой продукции и др. экономич. рычагов, а также законодат. актов).

С развитием социалистич. строя значительно расширяются права членов общества, связанные с участием в общественно полезном труде. Каждый трудоспособный человек имеет возможность получить гарантированную работу с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного гос-вом минимума заработной платы. Наряду с этим в Конституции СССР (1978) закреплено право сов. граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с их призванием, способностями, проф. подготовкой, образованием и потребностями общества. Всё полнее осуществляется использование работников в обществ. произ-ве с учётом их склонностей, знаний и опыта. Труд по способностям выступает как важная качеств. сторона всеобщности труда. Члены социалистич. общества рассматривают труд не только как средство к жизни, источник заработков, но и во всё большей мере как возможность проявления своих индивидуальных способностей. Их интересует содержание труда. В связи с этим развиваются и становятся более разнообразными формы и .методы привлечения людей к труду.
Реализация всеобщности труда обеспечивается всей социалистич. системой х-ва, неуклонным ростом производительных сил. Социалистич. гос-во осуществляет планомерное размещение произ-ва; оптимально распределяет нац. доход на фонды потребления и накопления. При этом учитываются многообразные потребности общества, создаётся необходимое количество рабочих мест в соответствии с ростом численности трудоспособных. Повышение уровня жизни населения, его разнообразных потребностей требует постоянного расширения произ-ва , ускоренного развития сферы услуг, что способствует увеличению занятости. При социализме научно-технич. прогресс (в отличие от капитализма) не ведёт к безработице, а способствует качеств. развитию рабочей силы и неуклонному росту производительности труда, создавая возможности для сокращения рабочего дня. Т. о., согласованно, в органич. взаимосвязи решаются проблемы удовлетворения потребностей населения, использования фонда рабочего времени общества и определения темпов роста обществ. произ-ва.
Участие в обществ. труде предполагает овладение человеком определ. профессией, специальностью. Всё большее значение в осуществлении права на труд с учётом способностей личности приобретает профессиональная ориентация. Ряд исследователей рассматривает последнюю как экономич. категорию, вытекающую из обществ. разделения труда. Она выражает социально-экономич. отношения между обществом и его членами по поводу целенаправленного формирования структуры совокупной рабочей силы, исходя из потребностей развития произ-ва и в соответствии со сложившейся системой разделения обществ. труда. Проф. ориентация выступает также как .метод, целенаправленная деятельность гос-ва, коллективов трудящихся, уч. заведений; служит выявлению и развитию способностей людей к труду с учётом как обществ. интересов, так и природных задатков, психофизиологии. особенностей; направлена на создание таких условий, когда «... различные склонности и таланты людей избирают себе соответствующую сферу деятельности...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 378). Работа по проф. ориентации включает в себя: проф. информацию, проф. консультацию, проф. отбор. На первом этане раскрывается содержание профессий, необходимых для нар. х-ва и отд. его звеньев; на втором — показывается их обществ. значимость, знакомятся с этими профессиями юноши и девушки, им оказывается помощь в выявлении собств. возможностей для выбора той или иной профессии; на третьем — определяется проф. пригодность людей для того или иного вида трудовой деятельности и происходит привлечение их к труду. Организация проф. ориентации предполагает широкие мероприятия по трудовому обучению и воспитанию подрастающего поколения, создание проф. консультационных пунктов в школах и на предприятиях, привлечение кадров социологов, психологов, экономистов и др. специалистов, осуществляющих проф. консультацию и проф. отбор. Значение проф. ориентации на этапе развитого социализма возрастает, т. к. в условиях совр. научно-технич. революции требования к трудовой деятельности человека повышаются: в процессе труда применяются разносторонние умств. и физич. способности, включающие не только спец. проф. знания и навыки, но и индивидуальные психофизич. особенности людей. Труд, отвечающий возможностям и личным склонностям человека, оказывается более производительным, вызывает большую удовлетворённость; способствует формированию у людей сознат. и творч. отношения к общественно полезному труду.
В организации проф. ориентации и обеспечения труда по способностям имеются определ. трудности, вытекающие из совр. уровня развития производит. сил. Свобода выбора профессии, рода трудовой деятельности имеет строго детерминированную материальную основу, представляющую собой определ. проф.-квалификац. структуру рабочей силы общества в соответствии с достигнутым уровнем развития производит сил. Наряду со всё возрастающим и преобладающим механизированным квалифициров. трудом имеют место ручной, малоквалифицированный труд, непривлекательные профессии. Привлечение людей к таким видам труда требует использования дополнит. материальных стимулов, воспитания у членов общества уважения к общественно полезному труду любого проф. содержания. В результате научно-технич. прогресса постепенно упраздняются тяжёлый физич. труд, непривлекательные, а иногда и неблагоприятно отражающиеся на здоровье человека виды деятельности.
Право членов социалистич. общества на труд неотделимо от их обязанности трудиться. Уничтожение эксплуатации ведёт к ликвидации возможности жить за счёт других. Чтобы обеспечить себя средствами к жизни, каждый работоспособный человек должен трудиться. «Кто не работает — тот не ест» — принцип социализма. Коренные отличия в положении трудящихся при социализме по сравнению с эксплуататорскими обществами заключаются отнюдь не в отмене необходимости трудиться, а в социально-экономич. условиях труда. «Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства... Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними, как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 387).
При социализме сознательный, добросовестный труд становится нормой повседневной жизни, практически ликвидируются праздность и тунеядство. Однако ещё имеют место нарушения трудовой дисциплины, асоциальное поведение отд. граждан, уклоняющихся от труда. Осуществление обязательности труда обеспечивается материальными и моральными стимулами (см. Материальное и моральное стимулирование), а также правовыми нормами. Контроль общества за мерой труда и потребления стимулирует активный, добросовестный труд людей. Лишь общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе, размеры его реальных доходов. «Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества» (Конституция СССР, 1978, ст. 60).
Обязательность труда распространяется на членов общества в трудоспособном возрасте, т. е. с 16 лет. Детский труд при социализме запрещён. Однако трудовая деятельность подрастающего поколения, связанная с его обучением и трудовым воспитанием,— важное средство формирования уважения и любви к общественно полезному труду.
В СССР и др. странах социализма проводится большая работа по обеспечению разумного сочетания учёбы и труда подрастающего поколения. В общеобразоват. школах осуществляется ступенчатая система трудового воспитания, начиная от начальных классов вплоть до окончания школы. Расширяется применение общественно полезного труда учащихся в уч. цехах предприятий, уч.-производств. комбинатах, в ученич. производств. бригадах, лагерях труда и отдыха и т. п. В постановлении ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (29 дек. 1977) определены широкие меры по улучшению трудового воспитания и обучения в сов. школе. Молодёжи, прежде чем она приступит к самостоят. трудовой жизни, предоставлены широкие возможности для получения профессии, специальности путём обучения в проф.-технич. училищах, в школах и на курсах, в высших и средних спец. уч. заведениях (см. Подготовка квалифицированных кадров).
Обязательность труда при социализме подразумевает не просто участие в обществ. произ-ве, но и добросовестную, умелую работу. Она неразрывно связана с необходимостью для каждого труженика совершенствовать своё проф. мастерство, добиваться лучших результатов в труде, проявлять заботу об экономном использовании производств. ресурсов, рабочего времени. Повышение дисциплины трудящихся, умения работать, спорости, интенсивности труда, лучшую его организацию Ленин рассматривал как условия экономич. подъёма страны. Эти ленинские положения актуальны и на этапе развитого социализма, когда новая техника и технологич. растущая взаимозависимость отраслей и произ-в, огромные масштабы нар. х-ва предъявляют возрастающие требования к организованности и дисциплине, к качеству работы всех трудящихся.
Творческий характер труда
В социалистич. обществе создаются условия, позволяющие превратить труд в подлинное творчество, когда «...производительный труд, вместо того чтобы быть средством порабощения людей, стал бы средством их освобождения, предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 305). Труд при социализме всё в большей мере приобретает творческий характер, когда работники в процессе трудовой деятельности сознательно и планомерно управляют процессом создания материальных и духовных благ, свободно применяют свои способности, используют достижения науки и техники. Маркс отмечал, что в труде проявляется отношение работника к обрабатываемому предмету и к своим собственным трудовым способностям; в условиях свободы труда последний выступает не как определ. образом выдрессированная сила природы, а в виде деятельности, управляющей силами природы, как самоосуществление индивида; подобный труд является привлекательным, но это не означает, что он будет забавой, а представляет собой «...дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение» (Маркс К., там же, т. 46, ч. 2, с. 110, см. также с. ИЗ).
В любом созидат. труде есть элементы творч. деятельности. Но подлинно творч. характер он может приобрести в условиях обществ. собственности, когда работник становится хозяином средств произ-ва, сознательно, с глубоким пониманием обществ. интересов применяет их в процессе труда. Природа социалистич. произ-ва, всенар. кооперация труда способствуют сознательно осуществляемой экономич. деятельности трудящихся, сообща достигающих единую цель. Такое произ-во, характеризуемое как коллективное, ассоциированное, предполагает, что его участники осознают «...не только свои поступки как индивидов, но и свои действия как массы...» (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 56). Материальной основой развития творч. характера труда является укрепление материально-технич. базы и всесторонняя механизация и автоматизация, совершенствование произ-ва путём внедрения достижений науки, неуклонный рост культурно-технич. уровня трудящихся.
Адекватная социализму материально-технич. база зиждется на всесторонней механизации всех отраслей произ-ва, широком использовании достижений научно-технич. революции. В СССР, напр., за 1940—78 энерговооружённость труда возросла в пром-сти в 7 раз, в с. х-ве в 14 раз; если за 1951 — 55 было создано 4,3 тыс. образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов и приборов, то в кон. 70-х гг. такое количество образцов новой техники создаётся в течение одного года. Быстрыми темпами растёт число комплексно-механизиров. и автоматизиров. участков, цехов, предприятий.
Развитие техники при социализме — основа для преодоления старого разделения труда, порабощающего человека закреплением в одной узкой специальности. Получает простор для действия перемены труда закон, требующий «...частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» (Маркс К., там же, т. 23, с. 499). По мере углубления механизации и автоматизации произ-ва ряд функций физич. труда передаётся машинам, аппаратам и приборам, а в содержании труда работника всё большее место занимают функции управления, контроля, наблюдения за работой машин, механизмов, наладки последних. Это требует подлинного творчества, органич. сочетания умств. и физич. деятельности. Напр., в 30-х гг. слесарь-ремонтник соприкасался с 9—10 типоразмерами станков, а в 70-х гг. ему приходится иметь дело с 20—22 типоразмерами, применять более 100 марок металлов и неметаллич. материалов, использовать св. 50 инструментов и приспособлений, а для этого надо знать основы механики, металловедения, электротехнику, гидравлику и т. п.
Возрастает значение науч. знаний работника, его способности быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям произ-ва. Идёт процесс совершенствования и умств. труда. Механизация учёта, внедрение оргтехники, применение АСУ, ЭВМ приводят к постепенному сокращению малосодержательного труда в сфере управления. Усложняется труд руководителей, специалистов нар. х-ва, что связано как с научно-технич. прогрессом, так и с социальным развитием трудовых коллективов. От руководителей и специалистов, кроме знания техники и технологии, требуется знание экономики и организации произ-ва, производств. педагогики, социологии и психологии. В непроизводств. сфере также широко внедряется механизация, изменяются методы обслуживания населения, появляются новые виды услуг. Всё это требует развития творч. начал в труде работников сферы услуг.
Становление и развитие творч. характера труда связано также с изменением отношения работника к машине. При капитализме машины, все вещественные факторы произ-ва выступают как капитал, чуждая и порабощающая рабочего сила, их капиталистич. применение ведёт к росту безработицы, чрезмерной интенсификации труда, ухудшению его условий, производств. травматизму. Поэтому рабочие часто выступают против дальнейшей механизации и автоматизации произ-ва, ведущих к увольнению «лишних» работников. При социализме трудящиеся заинтересованы в применении машин, активно участвуют в их совершенствовании; рационализаторство и изобретательство среди рабочих стали массовым явлением. Если в 1940 в СССР была подана 591 тыс. рационализаторских предложений и изобретений, то в 1978 — 5075 тыс.
Социализм не только устраняет препятствия, но и создаёт все возможности для роста культурно-технич. уровня членов общества — необходимого условия углубления творч. характера труда. Из всех занятых в нар. х-ве СССР высшее, среднее (полное и неполное) образование имели в 1939 — 12,3%, а в 1979 — 80%. Осуществляется всеобщее среднее образование молодёжи. Происходит процесс формирования работника нового типа, органически сочетающего физич. и умств. труд, обладающего широкими политехнич. знаниями, способного быстро осваивать и применять достижения науки и техники, сознательно, с пониманием своего места в системе обществ. произ-ва применять свои знания и умение. Однако при социализме ещё имеют место определ. трудности и противоречия в проявлении творч. характера труда. В связи с недостаточным уровнем развития производит. сил часть работников занята малоквалифицированным, а иногда тяжёлым физич. трудом, что вызывает негативное отношение их к своей трудовой деятельности. Социалистич. гос-во последовательно и планомерно осуществляет меры по комплексной механизации всех отраслей нар. х-ва. В программе социального развития и повышения уровня жизни народа, принятой 25-м съездом КПСС, в качестве важнейшей задачи поставлено улучшение социально-экономич. и производств. условий труда, усиление его творч. характера, всемерное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжёлого физич. труда (см. Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 215). В полной мере творч. характер труда проявляется в условиях коммунизма.
Творческий характер труда, сознат. отношение работников к труду служат основой постепенного развития у членов общества потребности в труде. Энгельс отмечал, что для проявления подобной человеческой потребности необходимо каждому индивидууму предоставить возможность наиболее полно выявить свои трудовые склонности, объединив их в единую трудовую ассоциацию (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 528). В условиях эксплуататорского строя потребность в труде не может стать обществ. явлением, ибо подневольный труд означает его отчуждение, производитель рассматривает труд как тягость, лишь как средство к жизни. Только в условиях социализма изменяется характер труда и по мере развития производит. сил и производств. отношений, при полном коммунизме труд станет первой жизненной потребностью (см. Коммунистический труд), утвердится «...тождество труда и наслаждения...» (там же).
Проявлением сознат., творч. характера труда при социализме, развития у работников потребности в труде является трудовая активность участников обществ. произ-ва. Она выражается в том, что работники выполняют не только свои непосредств. трудовые функции и обязанности, регламентированные обществом, а изыскивают новые резервы совершенствования произ-ва, превышают установленные нормы, добиваются улучшения качества работы и экономного расходования всех ресурсов. Конкретные формы трудовой активности: принятие встречных планов и обязательств, перевыполнение производств. планов и заданий; борьба за качество продукции, экономию и бережливость, улучшение других качеств. показателей работы; участие в научно-технич. творчестве, изобретательстве и рационализаторстве; участие в управлении обществ. произ-вом; коммунистич. субботники и др. массовые почины. Социалистич. общество, развивая социалистич. соревнование, позволяет привлечь трудящихся «...на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 195).
Главное условие неуклонного повышения трудовой активности людей — экономич. и политич. строй общества, научно обоснованная экономич. политика социалистич. гос-ва. Деятельность партийных, хоз. и обществ. орг-ций направлена на формирование у трудящихся сознат. отношения к труду, обеспечение единства идейно-политич., трудового и нравств. воспитания членов общества.
Развитие творч. характера труда тесно связано с преодолением имеющихся существ. различий в труде, с дальнейшим повышением роли всех трудящихся в управлении обществ. произ-вом, укреплением социальной однородности труда в целом.
Усиление социальной однородности труда
Отсутствие эксплуатации чужого труда, равное отношение всех членов общества независимо от их классовой принадлежности к средствам произ-ва, всеобщий характер труда, равенство оплаты за равный труд придают в целом Т. п. с. социальную однородность. Однако и при социализме ещё имеют место существ. социально-экономич. различия в труде. Они выражаются прежде всего в различиях между умств. и физич. трудом. Занятые преим. умственным трудом составляют отд. социальную прослойку — интеллигенцию. Физический труд требует меньшего уровня развития рабочей силы, он более монотонен, менее разнообразен и привлекателен, а иногда выступает как тяжёлый физич. труд.
Работники преим. физич. труда выполняют в основном исполнит, функции. В соответствии со сложностью выполняемой работы различается и оплата труда, она, как правило, выше у работников умств. труда. В рамках преим. умств. или физич. труда также имеются существ. различия в степени квалификации, механизации труда (см. Квалифицированный труд). Они определяются содержанием трудовых функций, сложностью применяемых средств произ-ва, прежде всего орудий труда. Есть существ. различия и в труде гор. рабочего и сел. труженика, связанные как с различиями между городом и деревней, пром-стью и с. х-вом, так и с формой собственности. Технич. вооружённость труда в с. х-ве ещё значительно ниже, чем в пром-сти, а в колхозах ниже, чем в совхозах. Соответственно уд. вес работников, занятых малоквалифициров. физич. трудом, в колхозах выше, чем в совхозах, а в последних выше, чем на предприятиях пром-сти.
Существующие различия в труде вызывают неодинаковое отношение к труду со стороны членов социалистич. общества. Потребность в труде ещё не стала гл. движущим мотивом трудовой деятельности людей. Кроме того, уровень развития производит. сил недостаточен для создания изобилия материальных благ. Поэтому при социализме необходимы контроль со стороны гос-ва за мерой труда и мерой потребления и связанное с этим нормирование труда, его материальное стимулирование, что требует дальнейшего совершенствования механизма распределения по труду, укрепления принципа «от каждого по способностям — каждому по его труду». Существ. различия в труде на этапе развитого социализма постепенно стираются в ходе коммунистич. строительства.
Автоматизация и комплексная механизация служат материальной основой коренных изменений в труде; технич. прогресс повышает требования к спец. и общеобразоват. подготовке всех трудящихся, ведёт к постепенной ликвидации неквалифициров. труда во всех отраслях нар. х-ва. Деятельность работников преим. физич. труда всё более обогащается умств. функциями; труд работников с. х-ва постепенно становится разновидностью индустриального труда. По мере развития межхоз. кооперации и агропром. интеграции ослабляется экономич. обособленность колхозов и труда колхозников; в колхозах утверждаются формы организации и оплаты, условия труда, присущие гос. предприятиям. Тем самым всё более усиливается социальная однородность труда.
Осуществление ассоциированными тружениками, кроме исполнит, функций, функций управления в условиях коммунистич. способа произ-ва выступает как важная форма трудовой деятельности всех участников обществ. произ-ва.
Широкое участие трудящихся в управлении х-вом — одна из Центр. задач, важнейшее направление совершенствования всей системы управления нар. х-вом в условиях развитого социализма. Участие в управлении требует от трудящихся овладения соответствующими знаниями и навыками, внедрения и развития необходимых организац. форм. Ленин подчёркивал, что участие широких масс трудящихся в управлении одним провозглашением законов не придёт, для этого «необходима масса работы воспитательной, организационной, культурной,— чего нельзя сделать быстро законом, что требует громадной длительной работы» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 166). Эта работа проводится на основе роста общего и спец. образования, развития демократия, форм управления. Миллионы трудящихся приобрели навыки управления, непосредственно участвуют в осуществлении организаторско-хоз. функций социалистич. гос-ва, выработке экономич. политики, обсуждении крупнейших планов и решений, контроле за их выполнением. В деятельности партийных, профсоюзных, комсомольских и др. обществ. орг-ций, охватывающих всех трудящихся, проявляется активная роль масс в управлении произ-вом и др. сторонами обществ. жизни. Рабочие собрания, производств. совещания, собрания колхозников, советы по НОТ, научно-технич. об-ва — всё это стало важными организац. формами участия трудящихся в управлении. Экономич. подготовка, призванная дать каждому труженику соответствующие спец. знания и умения в области управления, рассматривается как обязат. сторона квалификации каждого работника; в экономич. семинарах, кружках и школах ежегодно обучается более 33 млн. сов. тружеников.
В соответствии с пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 12 июля 1979 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» повышается роль трудовых коллективов в разработке гос. планов, в решении разнообразных вопросов социально-экономич. развития, широко внедряются бригадные формы организации и оплаты труда в пром-сти, бригадный подряд в стр-ве и др., при к-рых сами труженики решают мн. вопросы нормирования и оплаты труда, осуществляют контроль над качеством продукции, обеспечивают соблюдение плановой, технологии, и трудовой дисциплины.
Следовательно, в условиях социализма не только исчезает противоположность между исполнит, и управленч. функциями обществ. труда, но и утверждается их органич. единство, постепенно они всё более выступают как разные формы деятельности участников произ-ва. При этом не ослабляется роль гос. органов управления нар. х-вом и соответствующего аппарата. Осуществление управленч. функций остаётся проф. сферой труда. При социализме ещё сохраняются существ. различия между исполнит, и управленч. видами труда. Лишь при полном коммунизме работа в аппарате управления перестаёт быть особой профессией (см. Программа КПСС, 1976, с. 105).
Важная черта социалистич. труда — его непосредственно обществ. характер (см. Непосредственно общественный труд), что выражает социально-экономич. форму взаимосвязей отд. видов, частей совокупного труда при социализме. Социалистич. обобществление произ-ва и всенар. кооперация труда ликвидируют частный характер труда, объединяют его в рамках всего общества; труд отд. производителей (коллективов производителей) планомерно включается в совокупный обществ. труд. Непосредственно обществ. характер труда проявляется в том, что различные виды труда в о предел, количеств, пропорциях распределяются гос-вом (т. е. всем обществом) между сферами и отраслями, отд. звеньями нар. х-ва с учётом потребностей общества в тех или иных продуктах, услугах. Социалистич. общество сознательно регулирует связи между отд. производителями (трудовыми коллективами) в самом процессе произ-ва, регламентирует режим и норму труда, его условия. Затраты труда на произ-во тех или иных продуктов также заранее определяются обществом. Т. о., общественно необходимые затраты труда на произ-во той или иной продукции выступают как планомерно устанавливаемая обществом величина. По мере постепенного перерастания социализма в коммунизм возрастает степень зрелости непосредственно обществ. характера труда.
Всеобщий и свободный от эксплуатации труд, всё возрастающий его творч. характер, укрепление социальной однородности труда приводят к формированию и развитию социалистич. образа жизни — как трудового образа жизни (см. Образ жизни). Гарантия на труд с соответствующим распределением материальных благ по количеству и качеству труда, широкие возможности для развития и применения в общественно полезном труде разносторонних способностей вызывают у членов социалистич. общества чувство социального оптимизма, глубокой уверенности в будущем. Добросовестный труд, его результаты определяют положение человека в обществе, в к-ром утвердилась атмосфера глубокого уважения к людям труда.
Дальнейшее совершенствование всех сторон социалистич. труда ведёт к его перерастанию в коммунистич. труд, когда последний станет жизненной потребностью, будут преодолены существ. социально-экономич. различия в труде и достигнута его полная социальная однородность, на новую ступень поднимется уровень обобществления труда.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
441.83 кб

Влияние научно-технического прогресса на соотношение необходимого и прибавочного труда при социализм

Н. Г. Смирнов