ТРЕСТЫ И СИНДИКАТЫ В СССР

Найдено 1 определение
ТРЕСТЫ И СИНДИКАТЫ В СССР
Образование трестов и синдикатов в сов. пром-сти переходного периода связано с реорганизацией системы и методов её управления применительно к целям и задачам новой экономической политики (нэп). Хотя первые сов. тресты были созданы ещё в годы Гражд. войны и иностранной военной интервенции 1918—20 [Гос. объединение машиностроит. заводов (ГОМЗ), Гос. механич. заводов (Гомомез) и т. д., в целом их организация велась на основе решений 10-го съезда партии, когда был взят курс на восстановление нар. х-ва. Осн. принципы трестирования были изложены в наказе СНК от 9 авг. и в Постановлении СТО от 12 авг. 1921, где отмечалось, что «наиболее крупные, технически оборудованные, целесообразно организованные и соответственно расположенные предприятия в данной отрасли промышленности могут быть соединены ...в особое объединение, организуемое на началах хозяйственного расчета» («Управление народным хозяйством СССР. 1917—1940 гг.». Сб. документов, 1968, с. 52). В декрете СНК от 16 авг. 1921 «О расширении прав государственных предприятий в области финансирования и распоряжения материальными ресурсами» определялась степень хозяйств, самостоятельности трестов в связи с переводом их на хозрасчёт.
При образовании трестов объединялись: 1) предприятия, продукция к-рых представляла исключительную гос. важность (нефть, каменный уголь, металл и т. д.); однородные предприятия, расположенные поблизости друг от друга, что давало возможность сконцентрировать осн. произ-во на наиболее оборудованных; 3) предприятия, расположенные на ближайшей территории, для наилучшего обеспечения их сырьём, топливом и т. д.; 4) предприятия по принципу однородного комбинирования. В числе первых трестов, созданных после перехода к нэпу и начала восстановления нар. х-ва, были: «Северолес», «Льноправление», «Химуголь», «Югосталь» и т. д. К сер. 1923 в системе BGHX насчитывалось 477 трестов. В первый период своего функционирования и вплоть до образования СССР тресты подразделялись на центральные и местные; с образованием СССР — на общесоюзные, республиканские и местные. Декретами СНК и ВЦИК от 10 апр. 1923 были определены права и обязанности трестов, порядок их возникновения и взаимоотношения между собой и др. хоз. органами. Этот декрет распространялся на общесоюзные и респ. тресты. Тресты — «... государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли» (там же, с. 81). Трест признавался юридич. лицом и рассматривался «...единым предприятием, в состав которого входит несколько производственных единиц (заведений, как-то: фабрик, заводов, промыслов, отделений, магазинов и т. п.)...» (там же). При организации треста ему выделялись производств. фонды, к-рые подразделялись на основные и оборотные. В самом тресте создавались резервный и амортизац. фонды, фонд для улучшения быта рабочих и служащих. Органами ревизии и управления были: ВСНХ, правление и ревизионная комиссия (к-рые также назначались ВСНХ). Тресту предоставлялись права, необходимые для организации произ-ва, сбыта готовой продукции объединяемых фабрик и заводов, снабжения их сырьём и материалами. Он ведал вопросами специализации произ-ва, распоряжался ден. средствами и материальными ценностями, осуществляя адм. функции в отношении объединяемых предприятий и др. хозяйств, единиц. Находясь под контролем ВСНХ, трест нёс полную ответственность перед гос-вом за выполнение производств. плана, качество выпускаемой продукции и сохранность вверенного ему имущества. Особенность местных трестов состояла в том, что они специализировались в основном в области кустарного произ-ва, а их продукция использовалась для местных нужд (губерния, уезд). Эти тресты находились в двойном подчинении: по линии местных органов — губернским исполкомам — через губернские экономич. комиссии, и по линии Центр. органов — ВСНХ — через пром. бюро.
С завершением восстановления нар. х-ва и принятием партией курса на индустриализацию менялось и положение трестов в системе управления, что нашло своё выражение в «Положении о государственных промышленных трестах», утверждённом ЦИК и СНК СССР 29 июня 1927. При организации своей производств.-хоз. деятельности трест обязан был руководствоваться плановым заданием органа, в ведении к-рого он находится. Это отражало возросшую роль гос. планирования нар. х-ва. Расширялась хозяйств, самостоятельность трестированных предприятий путём передачи им части функций правления треста, регламентировались взаимоотношения между трестом и вышестоящим хоз. органом.
В кон. 1928 — нач. 1929 роль трестов начинает ослабевать вследствие дальнейшего расширения хоз. самостоятельности трестированных предприятий и перевода их на хозрасчёт. Пост. ЦК ВКП(б) от 5 дек. 1929 «О реорганизации управления промышленностью» существенно расширены хоз. права предприятий и ограничены — у трестов. Тресты потеряли своё значение осн. звена в системе управления пром-стью. Часть их функций была передана вновь созданным отраслевым пром. объединениям и пром. предприятиям. Тресты не располагали уже финанс. и материальными ресурсами, и их адм. власть была ограничена. Функции треста сводились к разработке заданий по составлению планов для предприятий, общему технич. руководству, регулированию кадров и контролю за работой подведомств. предприятий. Осн. внимание треста сосредоточивалось на осуществлении технич. политики. В этих условиях из производств. комплексов тресты фактически превратились в управленч. звено промежуточного типа между объединением и предприятием. Поэтому уже в годы 1-й пятилетки они практически перестали существовать.
Второй формой объединений были синдикаты. Переход к нэпу, снятие с гос. снабжения мн. предприятий и перевод их на хозрасчёт привели к усиленному вовлечению пром-сти в рыночный оборот. Всё необходимое для организации произ-ва они могли приобретать на рынке. Однако в условиях слабой финанс. базы пром-сти предприятия постоянно испытывали острый недостаток оборотных средств. Возникала конкуренция между гос. и частной промышленностью. Стремясь обеспечить непрерывность своего произ-ва., гос. предприятия нередко сбывали свою продукцию по ценам ниже себестоимости. Такая практика вела к «проеданию» собств. средств.
Для ликвидации сложившегося положения необходимо было подчинить гос. регулированию всю товаропроводящую сеть. Эта роль и была возложена на синдикаты. Их организация преследовала две цели: объединение торгово-оперативной деятельности входящих в них предприятий и объединений; 2) проведение в жизнь единой гос. торг. политики. В янв. 1922 был организован первый синдикат в текстильной пром-сти, а затем в тех отраслях пром-сти, к-рые были ближе к широкому рынку. Обсуждая вопрос о синдицировании гос. пром-сти (март 1922), Президиум ВСНХ определил сущность синдиката как добровольного союза гос. объединений и предприятий, основанного на соглашении и договоре между ними и на добровольном вступлении и выходе из синдиката. 29 февр. 1928 ЦИК и СНК СССР утвердили «Положение о государственных синдикатах». По «Положению...» синдикат — это объединение гос. пром. трестов. Его осн. задачи: реализация готовой продукции, снабжение трестов сырьём и материалами, разграничение между ними р-нов сбыта и заготовок, приём и распределение заказов между ними и обеспечение их необходимыми кредитами и авансами.
К концу восстановительного периода синдикаты возникли почти во всех отраслях пром-сти (к нач. 1928 их насчитывалось 23) и стали занимать ведущее положение в сфере реализации. Они сосредоточили в своих руках осн. часть сбыта, регулировали кредитные и финанс. средства, оказывали влияние на составление и выполнение производств. планов. Для этой цели синдикаты использовали целый ряд экономич. рычагов (система двух прейскурантов, выдача авансов, оплата наличными, взаимные расчёты и т. д.). Свои расчёты они строили на основе ген. договоров и системы предварит, заказов и на хозрасчётных принципах. Хоз. деятельность синдикатов регулировалась гос. органами через торг.-финанс. план всей системы синдикатов. Концентрация в синдикатах значит. части функций по организации сбыта, снабжения и кредитования, а также планирования и регулирования капитальных вложений в масштабе целой отрасли пром-сти создали условия для сосредоточения в одном органе регулирующих и оперативных функций. К началу 1-й пятилетки синдикаты из органов сбыта и снабжения превратились в планово-регулирующие органы в масштабе целой отрасли пром-сти.
На базе синдикатов, с учётом их хозяйств, опыта, Пост. ЦК ВКП(б) от 5 дек. 1929 были созданы отраслевые пром. объединения.
Создание трестов способствовало концентрации произ-ва, скорейшему внедрению планового начала, хозрасчёта, рационализации произ-ва, специализации и стандартизации, улучшению нормирования труда, совершенствованию учёта и отчётности. Деятельность же синдикатов помогла устранить конкуренцию между трестами и гос. предприятиями, внедрить плановое начало в сферу регулирования товаропроводящей сети. Применяя развёрнутую систему рычагов и стимулов, они осуществляли не только планомерное регулирование товаропроводящей сети, но и подрывали экономич. позиции частного сектора в сфере обращения, помогая сначала вытеснить его, а затем и ликвидировать.
Своей экономич. деятельностью тресты и синдикаты укрепляли позиции социалистич. уклада в экономике переходного периода и способствовали формированию социалистич. системы управления пром-стью.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.