Транспортно-инженерные сооружения

Найдено 1 определение
Транспортно-инженерные сооружения
технические системы (конструкции), позволяющие преодолевать естественные или искусственные барьеры (преграды) на территории, препятствующие или замедляющие транспортное сообщение. К Т.-и. с. относятся: мосты, путе проводы, эстакады, виадуки, туннели, акведуки, уличные лифты и наружные эскалаторы. Т.-и. с. не являются транспортными средствами; их главная цель – значительное сокращение пути между двумя близко расположенными, но разделенными территориальными (водными) преградами (барьерами) местами (точками пространства). Распространение Т.-и. с. определяется наличием естественных и искусственных разрывов внутри пространства города или местности (территории). Такие сооружения позволяют связывать сообщением (соединять, объединять) части территории в единую транспортную систему, в результате чего Т.-и. с. имеют важное социально-экономическое и культурное значение, выполняя роль интегратора (объединителя) разных элементов (частей) географического пространства в случае их изолированности или пространственной разобщенности (разорванности). Мост – искусственное сооружение, возведенное через реку, озеро, пролив или любое другое водное препятствие. Мосты более всего распространены на архипелажных и островных территориях; строятся через естественные преграды (большие и широкие реки, узкие проливы). Самые протяженные в мире автодорожные мосты: Циндао – Хуандао через залив Цзяочжоу (КНР; длина ок. 42 км), через оз. Понтшартрейн (США; 36 км), через залив Ханчжоу (КНР; 36 км). Самые протяженные железнодорожные мосты: через р. Янцзы в Уху (КНР; длина свыше 10 км); через оз. Понтшартрейн (США; 9,3 км); через пролив Эресунн (между Данией и Швецией; ок. 8 км). Путепровод – мост, возведенный через автомобильную или железную дорогу (чаще через искусственные преграды). Эстакада – инженерное сооружение, представляющее собой искусственный транспортный путь, проложенный над землей (как правило, выше 5 м) для пересечения (преодоления) физических препятствий или других транспортных линий (сооружается над природным или искусственными линейными и площадными преградами с помощью столбов и искусственной насыпи). Виадук – (висячий) мост через овраг или ущелье. Самые протяженные в мире виадуки: Мийо над долиной р. Тарн (Франция; длина ок. 2,5 тыс. м; высота опор до 340 м); через долину р. Сыдухэ (КНР; длина ок. 1,2 тыс. м; высота ок. 500 м). Туннель (тоннель) – подземный транспортный путь для движения автотранспорта, поездов или пешеходов. Туннели сооружаются через толщу гор или под неширокими водными пространствами (акваториями). Самыми протяженными в мире автодорожными туннелями являются Лердаль (запад Норвегии; длина 24,5 км) и Чжуннаньшаньский (КНР; 18 км); железнодорожными туннелями – Лётчберг (Швейцария, длина 35 км) и Гвадарама (Испания; длина более 28 км); подводным автодорожным туннелем – на автомагистрали «Аквалайн» под Токийским заливом (Япония; длина 9,5 км), подводными железнодорожными туннелями – Сэйкан (Япония; 54 км; связывает о. Хоккайдо и о. Хонсю) и Евротоннель (под прол. Паде-Кале; 50,5 км). Акв едук – водовод (канал или труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Первые акведуки относятся к античной эпохе; активно использовались в Испании, Португалии, Франции, Великобритании, США вплоть до начала XX в. С 1950-х гг. сооружение акведуков прекратилось в связи с постройкой дальних магистральных водопроводов и специальных каналов по переброске воды. См. также ст. Специальные виды транспорта. С.А. Тархов

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.