ТОРГОВЫЕ МОНОПОЛИИ

Найдено 1 определение
ТОРГОВЫЕ МОНОПОЛИИ
крупные объединения в сфере товарного обращения, создаваемые с целью получения .монопольной прибыли. Наряду с торг. операциями занимаются также многими др. формами хоз. деятельности. Т. м. возникли на рубеже 19 и 20 вв. в результате концентрации и централизации торг. капитала, наиболее бурное их развитие происходит после 2-й мировой войны 1939—45 в условиях обострения конкурентной борьбы на внутр. рынках капиталистич. стран и на мировом капиталистич. рынке. Осваивая новые, более эффективные формы и методы торговли, доступные в первую очередь крупному капиталу, Т. м. повышают свою конкурентоспособность и вытесняют с рынка мелкие и средние торг. фирмы, разоряя, поглощая или подчиняя их себе. Сосредоточив на своих предприятиях б. ч. торг. оборота ведущих капиталистич. стран, они занимают господствующее положение в торговле, позволяющее им диктовать цены на рынке и условия труда в сфере товарного обращения.
Пути становления и развития Т. м., сфера и формы их деятельности разнообразны. Возникнув в результате концентрации торг. капитала, в погоне за макс. прибылью и в целях повышения стабильности своей деятельности, они проникают в пром-сть и сферу услуг. С др. стороны, происходит проникновение пром. монополий в сферу товарного обращения, что ведёт к созданию Т. м., подчинённых пром. капиталу. Эта тенденция в наибольшей степени проявляется в странах, где крупный пром. капитал является господствующей силой и где сложились гигантские пром. монополии. Во 2-й пол. 20 в. в результате обострения проблемы рынков, роста монополистич. конкуренции и неустойчивости капиталистич. экономики взаимное проникновение торг. и пром. капиталов усиливается и приводит к созданию торгово-пром. компаний, т. е. всё более проявляется тенденция к ликвидации относит. самостоятельности торговли, исторически сложившейся в результате её обособления от пром-сти. Укреплению связей между торг. и пром. монополиями способствует также их объединение внутри финанс. групп. В процессе монополизации торговли происходит специализация большей части Т. м. на отд. формах торговли или операциях с отд. группами товаров. Так образовались Т. м., основой деятельности к-рых является внешняя, внутренняя, оптовая или розничная торговля, операции с прод., потребит. товарами, пром. сырьём или оборудованием. В сер. 70-х гг. на долю Т. м. приходилось св. 65% оптовой торговли США. В Великобритании 12 Т. м. осуществляли 1/4 торг. оборота страны. В Японии на 6 Т. м. приходилось 20% оптовой торговли, в т. ч. 70% продаж чёрных металлов и х.-б. тканей; 40% экспорта, в т. ч. 50 — 70% экспорта судов и чёрных металлов; 50% импорта, в т. ч. ок. 70% импорта железной руды, сахара и шерсти. Т. м. занимают ведущие позиции во внутр. торговле ФРГ, Франции, Италии и др. стран, не уступая пром. компаниям по масштабам операций. Активизация внешнеэкономич. экспансии, нашедшая своё выражение в создании и расширении торг. сети за рубежом, а также в росте экспортных операций, придала деятельности Т. м. транснациональный характер. К таким монополиям можно отнести японские, быв. колониальные и ряд розничных Т. м. США и стран Зап. Европы, имеющих за рубежом десятки торг. и пром. предприятий.
Крупнейшие по величине оборота — Т. м. Японии, основа деятельности к-рых внешнеторг. и связанные с ними операции. Они осуществляют также кредитно-финанс., транспортно-экспедиторское, складское и фрахтовое обеспечение экспорта и импорта товаров, техобслуживание проданного оборудования, лицензионные и пр. операции, инвестируют капиталы и организуют пром., с.-х., лесоводч., рыболовные и др. предприятия, действуют в сфере туризма и т. д. Занимая важные позиции в финанс. группах, Т. м. Японии являются своеобразным штабом этих групп по организации виешнеэкономич. экспансии, содействуют пром. компаниям в стр-ве предприятий и ведут большую деятельность по выявлению и организации разработок источников сырья за пределами Японии, выступают посредниками в организации технич. и производств. связей между япон. и иностр. фирмами. Они осуществляют 30—50% экспортно-импортных операций пром. компаний своих групп.
На долю крупнейшей япон. Т. м. «Мицубиси кори.» в 1976 пришлось 9% япон. экспорта и 14% импорта. Торг. операции составляют ок. 55% её оборота. Она торгует металлами (ок. 30% её торг. оборота), нефтепродуктами и оборудованием (по 20%), продовольствием (св. 10%); 46% её торг. оборота составили операции в Японии, 28% — импорт, 18% — экспорт, 8% — торговля в др. странах. Реализует 55% продукции пром. компаний группы Мицубиси. Имеет филиалы в 115 городах 63 стран. «Мицуи энд К°» возглавляет финанс. группу Мицуи. Торгует металлами (в 1976 — 28% её оборота), продовольствием (18%), оборудованием (14%), хнмич. товарами (13%) и др., участвует в работах по изучению океана и космоса, охране окружающей среды, 1шеет ок. 200 отделений в 23 странах, в т. ч. в США, ФРГ, Франции. Третья по величине Т. м. Японии — «Марубени корп.» занимает ведущие позиции в стране по торговле текстилем (15% её торг. оборота), импорту кофе и лесоматериалов. Торгует металлами и оборудованием (по 25%), продовольствием, нефтепродуктами и нефтехимии, товарами (по 15%). Участвует в поисках месторождений нефти и газа. Входит в финанс. группу Фуё.
К ведущим Т. м. стран Зап. Европы, специализирующимся на оптовой торговле, относятся зап.-герм. «X. Штиннес» (товары пром. назначения, оборот в 1974— 3,5 млрд. долл.), «А. С. Тёпфер» (потребит. товары, оборот в 1974 — 3,3 млрд. долл.) и датская Восточноазиатская компания (почти все виды товаров, судоходство, оборот в 1974 — 3,3 млрд. долл.).
Монополии розничной торговли располагают огромной (до неск. тысяч точек) сетью магазинов и бюро торговли по каталогам и телефонным заказам. Они создали дифференцированную сеть торг. обслуживания, включающую универмаги и специализиров. магазины, супермаркеты, магазины самообслуживания и стандартных цен, пункты торговли по образцам и каталогам, посылочные дома и пр. В условиях крайне острой конкурентной борьбы большое распространение получила торговля в рассрочку, при к-рой Т. м. предоставляют кредит под высокий процент. Мн. компании имеют собств. предприятия по пошиву одежды и обуви, обработке с.-х. продукции, выпуску, сортировке, расфасовке и упаковке пищевкусовых и др. товаров. Крупные монополии участвуют также в распределении нефтепродуктов, имея сеть бензоколонок, торгуя автокосметикой, запчастями, товарами широкого потребления; б. ч. их акций принадлежит ведущим нефтеперераб. фирмам.
Крупнейшая монополия розничной торговли — амер. «Сирс, Робак энд К°», торгующая широким кругом потребит. товаров и осуществляющая в большом объёме посылочную торговлю; имеет также центры по технич. обслуживанию и ряд обрабат. предприятий. В 1977 у неё имелось 873 розничных магазина общей торг. площадью 10 млн. м2, ок. 350 крупных универмагов, ок. 3 тыс. бюро торговли по каталогам и телефонным заказам в США и 10 в др. странах. Св. 50% её оборота составляют продажи в рассрочку. Имеет соглашения с рядом крупных пром. компаний, контролирует вторую по объёму операций в США компанию по страхованию автомобилей. Т. м. «Сейфуэй сторс» (США) торгует прод. товарами. В 1976 она имела ок.
2,5 тыс. магазинов в США, Канаде, Великобритании, ФРГ и Австрии и св. 200 обрабат. предприятий. У амер. «К. Март» (до 1977 — «С. С. Кресдж») св. 1,6 тыс. магазинов, в т. ч. 440 универмагов в США и 180 в Канаде, через к-рые она продаёт до 60 тыс. видов потребит. товаров. Занимается также страхованием и техобслуживанием автомобилей. Крупнейшая монополия розничной торговли в Зап. Европе «Карштат» имеет в ФРГ 180 магазинов, включая универмаги, магазины стандартных цен и самообслуживания общей площадью ок. 1 млн. м2. В 1976 она поглотила крупнейшую посылочную фирму страны «Неккерман»; торгует текстилем (св. 1/3 её оборота), бытовыми товарами длит, пользования и продовольствием (по 20%), действует в сфере туризма и страхования. Св. 50% капитала принадлежит Коммерч. и Немецкому банкам. Осн. конкурент компании в ФРГ — «Кауфхоф», имеющая аналогичную торг. программу и ок. 180 магазинов площадью 900 тыс. м2. Св. 50% её акций находятся у Коммерч. и Дрезденского банков. Ведущая англ. Т. м. «ГЮС» занимается оптовой и розничной торговлей, включая посылочную, в Великобритании и др. странах, в восьми из к-рых имеет дочерние фирмы. Торгует потребит. товарами, имеет туристские бюро и агентства по операциям с недвижимостью. Другая англ. Т. м. «Маркс энд Спенсер» имеет 250 магазинов в Великобритании, дочерние фирмы в Канаде (ок. 180 магазинов), Нидерландах, Франции, Бельгии и др. Специализируется на торговле одеждой и прод. товарами (соответственно св. 60% и ок. 30% её оборота). Франц, монополия розничной торговли «Карфур сюпермарше» в 70-х гг. обогнала своих конкурентов, значительно расширив масштабы деятельности путём приобретения крупных торг. фирм, внедрения новых эффективных форм торговли и активизации виешнеэкономич. экспансии. Одна из первых начала строить крупные торг. центры, расположенные б. ч. за пределами города и имеющие большие автостоянки. В 1976 общая площадь её торг. помещений — 0,5 млн. м2, г/з из к-рых расположена в Бельгии, Австрии, Испании, Италии, Великобритании, Швейцарии и Бразилии.
Крупные Т. м. образовывались также в результате монополизации колониальной торговли. Первоначально они специализировались на скупке продукции тропич. с. х-ва и продаже пром. товаров в колониальных странах, монополизировав торговлю с целыми странами и захватив в свои руки важные отрасли их экономики. В течение более чем полувека Т. м. грабили население колониальных стран, резко завышая продажные цены на пром. товары и за бесценок скупая местную продукцию. После крушения колониальной системы империализма, существенно ограничившего сферу деятельности этих Т. м., они диверсифицировали свои операции, расширили торговлю в промышленно развитых странах и участие в обрабат. пром-сти. Вместе с тем бывшие колониальные Т. м. сохраняют сильные позиции в развивающихся странах; осуществляют оптовую и розничную торговлю, владеют пром. и др. предприятиями. Англ. «Юнайтед Африка» (с 1972 — «ЮАК интернэшонал») господствовала в Нигерии, Гане и др. Англ. колониях в Африке.

В 70-х гг. имела ок. 130 дочерних торг. и пром. фирм в 22 странах Африки и ряде стран Зап. Европы и Азии. Торгует прод. товарами, электронной и электротехнич. продукцией, медикаментами, автомобилями, стройматериалами, заготовляет и обрабатывает лес, производит текст, товары. Франц. «СКОА» действовала во франц. вост. Африке; имеет торг. и пром. предприятия почти в 15 странах этого континента, а также торг. фирмы в ряде стран Азии, во Франции и Испании. Другая франц. Т. м. «Компани франсез дАфрик оксиданталь» монополизировала торговлю с франц. колониями Зап. Африки; имеет сотни торг. точек в 20 странах Африки, филиалы во Франции, где ей принадлежит сеть супермаркетов, а также в Швеции, ФРГ, Великобритании, Лат. Америке. Амер. торгово-плантационная монополия «Юнайтед фрут» (с 1970 входит в монополию «Юнайтед брэнде»), известная как «Банановый трест», контролирует значит. часть капиталистич. торговли бананами: её доля в мировом экспорте этих фруктов в сер. 70-Х гг.— ОК. 35%.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
939.49 кб

ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ ОНЛАЙН ТОРГОВЛИ

Пеньковский Александр Васильевич
В настоящей работе рассмотрены основные элементы интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлены причины возникновения монопольной торговли в интернет-пространстве.
Читать PDF
184.53 кб

О развитии торговли продуктами питания в условиях монополизации каналов сбыта

Нуралиев Сиражудин Урцмиевич
Тенденции развития продовольственного рынка на современном этапе характеризуются усилением глобализации и монополизации в сфере реализации продуктов питания, обострением проблем сбыта продукции российских сельских товаропроизводит
Читать PDF
267.93 кб

Открытость рынков для международной торговли как фактор ослабления монопольной власти

Литвин В. З.
Статья посвящена анализу открытости стран для внешних рынков, которая служит важным фактором формирования конкуренции на внутренних рынках.
Читать PDF
170.15 кб

Из истории государственной монополизации внешней торговли в России. Опыт правительства генерала П. Н

Карпенко Сергей Владимирович
Рассматривается регулирование правительством генерала П.Н. Врангеля внешней торговли в Крыму в 1920 г.
Читать PDF
243.72 кб

Оценка гравитационных моделей межрегиональной торговли монополистически конкурентными товарами в Рос

Мишура Анна Владимировна
В работе современные подходы к оценке гравитационных моделей торговли применяются для анализа российской межрегиональной торговли потребительскими товарами.