крупные объединения в сфере товарного обращения, создаваемые с целью получения .монопольной прибыли. Наряду с торг. операциями занимаются также многими др. формами хоз. деятельности. Т. м. возникли на рубеже 19 и 20 вв. в результате концентрации и централизации торг. капитала, наиболее бурное их развитие происходит после 2-й мировой войны 1939—45 в условиях обострения конкурентной борьбы на внутр. рынках капиталистич. стран и на мировом капиталистич. рынке. Осваивая новые, более эффективные формы и методы торговли, доступные в первую очередь крупному капиталу, Т. м. повышают свою конкурентоспособность и вытесняют с рынка мелкие и средние торг. фирмы, разоряя, поглощая или подчиняя их себе. Сосредоточив на своих предприятиях б. ч. торг. оборота ведущих капиталистич. стран, они занимают господствующее положение в торговле, позволяющее им диктовать цены на рынке и условия труда в сфере товарного обращения.
Пути становления и развития Т. м., сфера и формы их деятельности разнообразны. Возникнув в результате концентрации торг. капитала, в погоне за макс. прибылью и в целях повышения стабильности своей деятельности, они проникают в пром-сть и сферу услуг. С др. стороны, происходит проникновение пром. монополий в сферу товарного обращения, что ведёт к созданию Т. м., подчинённых пром. капиталу. Эта тенденция в наибольшей степени проявляется в странах, где крупный пром. капитал является господствующей силой и где сложились гигантские пром. монополии. Во 2-й пол. 20 в. в результате обострения проблемы рынков, роста монополистич. конкуренции и неустойчивости капиталистич. экономики взаимное проникновение торг. и пром. капиталов усиливается и приводит к созданию торгово-пром. компаний, т. е. всё более проявляется тенденция к ликвидации относит. самостоятельности торговли, исторически сложившейся в результате её обособления от пром-сти. Укреплению связей между торг. и пром. монополиями способствует также их объединение внутри финанс. групп. В процессе монополизации торговли происходит специализация большей части Т. м. на отд. формах торговли или операциях с отд. группами товаров. Так образовались Т. м., основой деятельности к-рых является внешняя, внутренняя, оптовая или розничная торговля, операции с прод., потребит. товарами, пром. сырьём или оборудованием. В сер. 70-х гг. на долю Т. м. приходилось св. 65% оптовой торговли США. В Великобритании 12 Т. м. осуществляли 1/4 торг. оборота страны. В Японии на 6 Т. м. приходилось 20% оптовой торговли, в т. ч. 70% продаж чёрных металлов и х.-б. тканей; 40% экспорта, в т. ч. 50 — 70% экспорта судов и чёрных металлов; 50% импорта, в т. ч. ок. 70% импорта железной руды, сахара и шерсти. Т. м. занимают ведущие позиции во внутр. торговле ФРГ, Франции, Италии и др. стран, не уступая пром. компаниям по масштабам операций. Активизация внешнеэкономич. экспансии, нашедшая своё выражение в создании и расширении торг. сети за рубежом, а также в росте экспортных операций, придала деятельности Т. м. транснациональный характер. К таким монополиям можно отнести японские, быв. колониальные и ряд розничных Т. м. США и стран Зап. Европы, имеющих за рубежом десятки торг. и пром. предприятий.
Крупнейшие по величине оборота — Т. м. Японии, основа деятельности к-рых внешнеторг. и связанные с ними операции. Они осуществляют также кредитно-финанс., транспортно-экспедиторское, складское и фрахтовое обеспечение экспорта и импорта товаров, техобслуживание проданного оборудования, лицензионные и пр. операции, инвестируют капиталы и организуют пром., с.-х., лесоводч., рыболовные и др. предприятия, действуют в сфере туризма и т. д. Занимая важные позиции в финанс. группах, Т. м. Японии являются своеобразным штабом этих групп по организации виешнеэкономич. экспансии, содействуют пром. компаниям в стр-ве предприятий и ведут большую деятельность по выявлению и организации разработок источников сырья за пределами Японии, выступают посредниками в организации технич. и производств. связей между япон. и иностр. фирмами. Они осуществляют 30—50% экспортно-импортных операций пром. компаний своих групп.
На долю крупнейшей япон. Т. м. «Мицубиси кори.» в 1976 пришлось 9% япон. экспорта и 14% импорта. Торг. операции составляют ок. 55% её оборота. Она торгует металлами (ок. 30% её торг. оборота), нефтепродуктами и оборудованием (по 20%), продовольствием (св. 10%); 46% её торг. оборота составили операции в Японии, 28% — импорт, 18% — экспорт, 8% — торговля в др. странах. Реализует 55% продукции пром. компаний группы Мицубиси. Имеет филиалы в 115 городах 63 стран. «Мицуи энд К°» возглавляет финанс. группу Мицуи. Торгует металлами (в 1976 — 28% её оборота), продовольствием (18%), оборудованием (14%), хнмич. товарами (13%) и др., участвует в работах по изучению океана и космоса, охране окружающей среды, 1шеет ок. 200 отделений в 23 странах, в т. ч. в США, ФРГ, Франции. Третья по величине Т. м. Японии — «Марубени корп.» занимает ведущие позиции в стране по торговле текстилем (15% её торг. оборота), импорту кофе и лесоматериалов. Торгует металлами и оборудованием (по 25%), продовольствием, нефтепродуктами и нефтехимии, товарами (по 15%). Участвует в поисках месторождений нефти и газа. Входит в финанс. группу Фуё.
К ведущим Т. м. стран Зап. Европы, специализирующимся на оптовой торговле, относятся зап.-герм. «X. Штиннес» (товары пром. назначения, оборот в 1974— 3,5 млрд. долл.), «А. С. Тёпфер» (потребит. товары, оборот в 1974 — 3,3 млрд. долл.) и датская Восточноазиатская компания (почти все виды товаров, судоходство, оборот в 1974 — 3,3 млрд. долл.).
Монополии розничной торговли располагают огромной (до неск. тысяч точек) сетью магазинов и бюро торговли по каталогам и телефонным заказам. Они создали дифференцированную сеть торг. обслуживания, включающую универмаги и специализиров. магазины, супермаркеты, магазины самообслуживания и стандартных цен, пункты торговли по образцам и каталогам, посылочные дома и пр. В условиях крайне острой конкурентной борьбы большое распространение получила торговля в рассрочку, при к-рой Т. м. предоставляют кредит под высокий процент. Мн. компании имеют собств. предприятия по пошиву одежды и обуви, обработке с.-х. продукции, выпуску, сортировке, расфасовке и упаковке пищевкусовых и др. товаров. Крупные монополии участвуют также в распределении нефтепродуктов, имея сеть бензоколонок, торгуя автокосметикой, запчастями, товарами широкого потребления; б. ч. их акций принадлежит ведущим нефтеперераб. фирмам.
Крупнейшая монополия розничной торговли — амер. «Сирс, Робак энд К°», торгующая широким кругом потребит. товаров и осуществляющая в большом объёме посылочную торговлю; имеет также центры по технич. обслуживанию и ряд обрабат. предприятий. В 1977 у неё имелось 873 розничных магазина общей торг. площадью 10 млн. м2, ок. 350 крупных универмагов, ок. 3 тыс. бюро торговли по каталогам и телефонным заказам в США и 10 в др. странах. Св. 50% её оборота составляют продажи в рассрочку. Имеет соглашения с рядом крупных пром. компаний, контролирует вторую по объёму операций в США компанию по страхованию автомобилей. Т. м. «Сейфуэй сторс» (США) торгует прод. товарами. В 1976 она имела ок.
2,5 тыс. магазинов в США, Канаде, Великобритании, ФРГ и Австрии и св. 200 обрабат. предприятий. У амер. «К. Март» (до 1977 — «С. С. Кресдж») св. 1,6 тыс. магазинов, в т. ч. 440 универмагов в США и 180 в Канаде, через к-рые она продаёт до 60 тыс. видов потребит. товаров. Занимается также страхованием и техобслуживанием автомобилей. Крупнейшая монополия розничной торговли в Зап. Европе «Карштат» имеет в ФРГ 180 магазинов, включая универмаги, магазины стандартных цен и самообслуживания общей площадью ок. 1 млн. м2. В 1976 она поглотила крупнейшую посылочную фирму страны «Неккерман»; торгует текстилем (св. 1/3 её оборота), бытовыми товарами длит, пользования и продовольствием (по 20%), действует в сфере туризма и страхования. Св. 50% капитала принадлежит Коммерч. и Немецкому банкам. Осн. конкурент компании в ФРГ — «Кауфхоф», имеющая аналогичную торг. программу и ок. 180 магазинов площадью 900 тыс. м2. Св. 50% её акций находятся у Коммерч. и Дрезденского банков. Ведущая англ. Т. м. «ГЮС» занимается оптовой и розничной торговлей, включая посылочную, в Великобритании и др. странах, в восьми из к-рых имеет дочерние фирмы. Торгует потребит. товарами, имеет туристские бюро и агентства по операциям с недвижимостью. Другая англ. Т. м. «Маркс энд Спенсер» имеет 250 магазинов в Великобритании, дочерние фирмы в Канаде (ок. 180 магазинов), Нидерландах, Франции, Бельгии и др. Специализируется на торговле одеждой и прод. товарами (соответственно св. 60% и ок. 30% её оборота). Франц, монополия розничной торговли «Карфур сюпермарше» в 70-х гг. обогнала своих конкурентов, значительно расширив масштабы деятельности путём приобретения крупных торг. фирм, внедрения новых эффективных форм торговли и активизации виешнеэкономич. экспансии. Одна из первых начала строить крупные торг. центры, расположенные б. ч. за пределами города и имеющие большие автостоянки. В 1976 общая площадь её торг. помещений — 0,5 млн. м2, г/з из к-рых расположена в Бельгии, Австрии, Испании, Италии, Великобритании, Швейцарии и Бразилии.
Крупные Т. м. образовывались также в результате монополизации колониальной торговли. Первоначально они специализировались на скупке продукции тропич. с. х-ва и продаже пром. товаров в колониальных странах, монополизировав торговлю с целыми странами и захватив в свои руки важные отрасли их экономики. В течение более чем полувека Т. м. грабили население колониальных стран, резко завышая продажные цены на пром. товары и за бесценок скупая местную продукцию. После крушения колониальной системы империализма, существенно ограничившего сферу деятельности этих Т. м., они диверсифицировали свои операции, расширили торговлю в промышленно развитых странах и участие в обрабат. пром-сти. Вместе с тем бывшие колониальные Т. м. сохраняют сильные позиции в развивающихся странах; осуществляют оптовую и розничную торговлю, владеют пром. и др. предприятиями. Англ. «Юнайтед Африка» (с 1972 — «ЮАК интернэшонал») господствовала в Нигерии, Гане и др. Англ. колониях в Африке.
В 70-х гг. имела ок. 130 дочерних торг. и пром. фирм в 22 странах Африки и ряде стран Зап. Европы и Азии. Торгует прод. товарами, электронной и электротехнич. продукцией, медикаментами, автомобилями, стройматериалами, заготовляет и обрабатывает лес, производит текст, товары. Франц. «СКОА» действовала во франц. вост. Африке; имеет торг. и пром. предприятия почти в 15 странах этого континента, а также торг. фирмы в ряде стран Азии, во Франции и Испании. Другая франц. Т. м. «Компани франсез дАфрик оксиданталь» монополизировала торговлю с франц. колониями Зап. Африки; имеет сотни торг. точек в 20 странах Африки, филиалы во Франции, где ей принадлежит сеть супермаркетов, а также в Швеции, ФРГ, Великобритании, Лат. Америке. Амер. торгово-плантационная монополия «Юнайтед фрут» (с 1970 входит в монополию «Юнайтед брэнде»), известная как «Банановый трест», контролирует значит. часть капиталистич. торговли бананами: её доля в мировом экспорте этих фруктов в сер. 70-Х гг.— ОК. 35%.
ТОРГОВЫЕ МОНОПОЛИИ
ТОРГОВЫЕ МОНОПОЛИИ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.