ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ
ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ
монопольные орг-ции купечества, преим. занятого во внеш. торговле; особенно характерны для периода разложения феодализма и возникновения раннекапиталистич. отношений в Европе. Сохраняя в большинстве случаев мн. черты феодально-корпоративных орг-ций (привилегированное положение в сфере торговли, олигархичность управления и др.), Т. к. по существу были .частнопредпринимат. орг-циями, строились на основе соглашения пайщиков — владельцев капитала о совместном ведении дела и пропорциональном разделе прибыли, имели тенденцию к укрупнению капитала и уменьшению числа осн. пайщиков. Нередко соединяли крупную оптовую (часто заморскую) торговлю (оставшуюся гл. сферой деятельности Т. к.) с банковскими кредитными и ростовщич. операциями, а также с предпринимательством (особенно в текст., горно-металлургич. пром-сти). Торгуя с отдалёнными, большей частью экономически слаборазвитыми странами, Т. к. становились важным рычагом колониального порабощения и эксплуатации. Наиболее мощные из них, обладая правом ведения войны и заключения мира, правом суда, имея свои вооружённые силы и т. д., использовали методы прямого экономич. грабежа, занимались работорговлей, сыграв важную роль в процессе т. н. первоначального накопления капитала.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.