ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

Найдено 1 определение
ТОРГОВЛЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
Наличие при социализме товарно-ден. отношений обусловливает необходимость торговли, основанной на господстве обществ. собственности на средства произ-ва. Т. в с. с. присущи закономерности, вытекающие из действия экономич. законов социализма.
В социалистич. обществе рамки товарного обращения ограничены в связи с исключением из него земли, её недр, действующих осн. фондов (как производственных, так и непроизводственных), исчезновением такого специфич. товара, как рабочая сила. Товарное обращение при социализме обслуживает, т. о., лишь реализацию товарной продукции социалистич. предприятий, её обмен внутри социалистич. х-ва (или с др. странами), а также распределение предметов потребления между членами общества. В обращение на внутр. рынок страны поступают все товары, произведённые в пром-сти и с. х-ве, как средства произ-ва, так и предметы потребления.
Каждое гос. предприятие должно продавать свою продукцию, чтобы возместить производств. затраты и получить прибыль. Поэтому, хотя при переходе продукции от одного гос. предприятия к другому собственник не меняется, поставки продукции происходят не безвозмездно, а в порядке купли-продажи. Такая форма Т. средствами произ-ва носит название материально-технич. снабжения; она осуществляется на основе гос. планов произ-ва и распределения материальных ресурсов, в к-рых определены потребности нар. х-ва в их натурально-веществ. форме и источники обеспечения этих потребностей.
Обмен средствами произ-ва происходит также между гос-вом и колхозами; в этом случае товар переходит от одного коллективного собственника к другому. Гос-во продаёт колхозам машины, горючее, удобрения, строит, материалы и т. п., а колхозы гос-ву — с.-х. продукцию. Средства произ-ва, переходящие из общенар. собственности в кооперативно-колхозную, остаются неделимыми и не могут стать собственностью отд. лиц. В личную собственность, как в гос., так и в колх. секторе х-ва, могут поступать лишь предметы потребления как результат распределения доходов по труду.
В отличие от обращения средств произ-ва, обращение предметов потребления связано с удовлетворением личных потребностей членов общества, выступающих в форме спроса на товары и услуги, и охватывает, как правило, взаимоотношения между гос. и кооп. предприятиями, с одной стороны, и населением — с другой. Предметы потребления, выйдя из сферы произ-ва, могут в течение определ. времени обращаться внутри гос. сектора, переходить от одного предприятия к другому. Но в конечном итоге они поступают в сферу личного потребления на основе обмена на ден. средства населения (розничный товарооборот). При такой реализации предметов потребления совершается переход товаров из обществ. собственности в личную. Обращение товаров может происходить и между отд. группами населения — реализация излишков личных подсобных х-в (колхозная торговля); при этом товары переходят от одного личного собственника к другому, от производителя товара к потребителю.
Планомерность товарного обращения при социализме предполагает изучение и определение потребностей нар. х-ва и спроса населения в товарах, планирование на этой основе объёмов и структуры произ-ва, территориального распределения и использования важнейших товаров, планомерную организацию хоз. связей, установление гос. цен и условий реализации, планирование розничного товарооборота с учётом объёма платёжеспособного спроса населения и т. п. Осуществляя планомерные связи между произ-вом и потреблением, Т. в с. с. является важным фактором, обеспечивающим непрерывность процесса расширенного воспроиз-ва, рост нар. потребления, экономич. связи между городом и деревней, отраслями нар. х-ва, экономич. р-нами.
В розничной торговле товарами нар. потребления их реализация населению происходит путём свободной продажи. Совершенствование торг. обслуживания населения ведёт к экономии свободного времени трудящихся, улучшению бытовых условий жизни, способствует выравниванию условий жизни города и деревни и т. д.
Торговля предметами потребления существует в трёх формах — государственной, кооперативной и колхозной. Несмотря на различные формы собственности, гос. торг. орг-ции и потребит. кооперация действуют на основе нар.-хоз. плана, реализация товаров происходит, как правило, по устойчивым гос. ценам. Всё это позволяет гос-ву руководить Т. в с. с., планомерно направлять её развитие, осуществлять с её помощью свою хоз. политику. Колх. торговля, а в ряде социалистич. стран и мелкая частная торговля связана с наличием личного (подсобного) х-ва, а также х-ва некоопериров. мелких товаропроизводителей.
Разработке проблем использования торговли в социалистич. строительстве, социального её преобразования и повышения культуры, созданию торговли нового типа большое внимание уделял В. И. Ленин. До него среди марксистов было распространённым мнение о том, что социалистич. система х-ва вообще несовместима с существованием торговли, денег. Ленин впервые доказал необходимость сохранения торговли и её использования в строительстве нового общества, считая торговлю важнейшим звеном в развитии переходных форм социалистич. экономики и необходимой формой экономии,, связей при социализме.
Характерным для ленинских положений о торговле является подчинение всех вопросов её развития и организации общей задаче обеспечения победы нового обществ. строя, укрепления союза рабочих и крестьян, повышения уровня жизни народа. Ещё в «Апрельских тезисах» (1917), в решениях 7-й конференции и 6-го съезда партии, проходивших накануне Великой Окт. социалистич. революции, были разработаны задачи регулирования рынка в интересах трудящихся масс. После победы революции в СССР впервые в истории встала задача создания торговли нового типа, замены частно-торгового посреднич. аппарата новой социалистич. организацией товарного обращения.
Торговля в СССР, как торговля нового типа, возникла на основе национализации пром-сти, крупной оптовой торговли (синдикатов), банков, муниципализации капиталистич. торг. предприятий и преобразования бурж. кооперации в подлинно народную.
В годы Гражд. войны 1918—20 и иностр. военной интервенции Сов. гос-ву пришлось провести жёсткую централизацию товарных ресурсов, изъять все излишки продуктов у крестьян и ввести нормированное их распределение. Разрешение свободной торговли в этот период означало бы, как указывал Ленин, победу богатых над бедными, свободу наживаться для богатых и умирать для бедных, поворот назад к господству и всевластию капиталистов (см. статьи «Военный коммунизм», Продразвёрстка).
Переход в 1921 к мирному хоз. стр-ву был осуществлён на базе новой экономической политики, исходившей из признания объективной необходимости сохранения и развития товарно-ден. отношений, торговли, рынка для восстановления экономики и строительства социалистич. общества. В этот период решалась задача во что бы то ни стало развить товарооборот между городом и деревней, не опасаясь неизбежного при этом оживления капиталистич. элементов. При этом социалистич. гос-во постепенно овладевало рынком, само становилось «оптовым купцом», всячески поддерживало рабочую потребительскую кооперацию, неуклонно вытеснявшую частных торг. посредников.
Возможность гос. руководства рынком обеспечивалась тем, что в его руках находились вся крупная пром-сть, банки, ж.-д. транспорт, оптовые синдикаты; существовала гос. монополия внеш. торговли. Опираясь на этот обобществлённый сектор экономики, а также проводя определ. политику в области налогов, тарифов, цен, кредита и т. п., социалистич. гос-во могло регулировать рынок, направлять его развитие. Для этого в первую очередь должна была служить оптовая торговля, к-рая занимала осн. позиции на внутр. рынке страны: организовывала рынок для сбыта продукции крупной национализиров. пром-сти, налаживала связь мелких товаропроизводителей с рынком и обмен их продукции на изделия крупной пром-сти, осуществляла распределение товаров между р-нами страны, т. е. связывала р-ны произ-ва продукции с р-нами её потребления и т. д. Поэтому гос. торг. орг-ции создавались преим. в оптовой торговле. В области розничной торговли действовала гл. обр. потребительская кооперация, к-рая имела известные навыки обслуживания населения, способна была организовать широкие массы населения, вовлечь их в практич. работу, опираясь на их поддержку.
В оптовой торговле гос. предприятия на первых порах принимали самые различные формы. Наибольшее развитие получили синдикаты по сбыту продукции отд. отраслей пром-сти (сахарной, текстильной, кожевенной, спичечной, табачной и др.). Существовали также орг-ции по сбыту продукции местного произ-ва и снабжению производителей сырьём и оборудованием, по заготовкам, переработке и сбыту с.-х. продукции. Ряд оптовых предприятий создавался как акционерные об-ва с участием средств гос-ва, кооперации, обществ. орг-ций, а иногда и частного капитала. Сбытом своей продукции непосредственно занимались также мн. пром. предприятия и тресты.
Развитие гос. оптовых операций дополнялось системой гос. контроля за частными оптовыми сделками. Во мн. городах страны создавались товарные биржи, к-рые учитывали и оформляли все оптовые сделки и способствовали регулированию рынка. Товарные биржи были источником оперативной коммерч. информации о состоянии рынков отд. товаров, о ценах на рынках; они устанавливали также правила совершения торг. операций. Во мн. случаях биржи координировали действия различных гос. и кооп. орг-ций и тем самым способствовали внедрению плановых начал в оптовой торговле. В дальнейшем биржи стали регистрировать не только происходящие на них сделки, но и все внебиржевые торг. операции, что позволило биржам активно влиять на цены и конъюнктуру рынка, изучать спрос и предложение, обрабатывать текущую коммерч. информацию. Деятельность товарных бирж способствовала налаживанию организованной оптовой торговли в стране и постепенному переходу к гос. планированию сбыта товаров.
Существенную роль в развитии внутр. торговли играли оптовые ярмарки, периодически проводившиеся в ряде городов страны. На ярмарках выступали гл. обр. различные гос. оптово-посреднич. и производств. предприятия, кооп. орг-ции, отдельные частные фирмы; на нек-рых ярмарках допускалось участие иностр. фирм. Осн. назначение ярмарок состояло в налаживании хоз. связей между экономич. р-нами страны. С усилением плановых начал в распределении товарных ресурсов между р-нами роль ярмарок, как и товарных бирж, стала снижаться; биржи были упразднены, а ярмарки в значит. мере потеряли своё значение.
В организации социалистич. системы оптовой торговли важное место принадлежало кооперации. Существовали различные виды кооп. орг-ций: потребительская кооперация, с.-х., промысловая, кредитная, сбытовая и т. п. В организации рынка предметов потребления гл. роль играла потребит. кооперация, имевшая широкую сеть своих складов и активно развивавшая оптовые операции в дополнение к гос. оптовому товарообороту. Сов. гос-во оказывало кооперации большую помощь путём преимуществ, снабжения её товарами, предоставления различных льгот и кредитов. Деятельность кооперации в области оптовой торговли всё более расширялась и улучшалась. Впоследствии все взаимоотношения между нею и гос. пром-стью перешли на основу заранее заключаемых ген. договоров. Это способствовало внедрению планового начала в систему товародвижения, позволило рационализировать пути движения товаров, сократить количество посреднич. звеньев, уменьшить расходы в оптовой торговле. Большое значение имела разработка годовых планов завоза наиболее важных товаров в осн. экономич. р-ны страны.
Т. о., поставка товаров для рынка, их распределение между р-нами страны и весь процесс товародвижения от производителей до места потребления постепенно приобретали планомерный характер, что создавало условия для перехода к планированию товарооборота, развития торг. сети, издержек обращения и др. показателей деятельности каждой торг. орг-ции. Планомерная организация оптовой торговли давала возможность решать мн. вопросы хоз. политики: индустриального развития страны, укрепления связей между пром-стью и с. х-вом, ускоренного развития экономики ранее отсталых р-нов и т. д.
В период построения социалистич. общества большое значение приобретало налаживание планового обмена между крупной пром-стью и с. х-вом. Товарный обмен между городом и деревней был важен не только для экономич. развития страны, но и для укрепления политич. союза между двумя осн. классами социалистич. общества — рабочими и крестьянами.
Задача постепенного вытеснения частных посредников из сферы закупок с.-х. продукции решалась путём создания гос. заготовит, орг-ций, привлечения к этой работе с.-х. и потребительской кооперации, гибкого регулирования цен на заготовит, рынке. Предпринимались также меры по ограничению деятельности частных посредников: прекращено предоставление им кредитов банка, ограничена поставка вагонов для перевозки продукции, гос. и кооп. орг-ции стали отказываться от услуг частных контрагентов. Наконец, сама система экономич. связей иром-сти и с. х-ва постепенно становилась на путь планомерной организации. Гос-во не только разрабатывало планы заготовок осн. с.-х. продуктов, но и постепенно вводило новую систему взаимоотношений заготовит, орг-ций с производителями — контрактацию посевов, т. е. заключение договоров с объединениями крестьян или отд. крестьянами на закупку будущего урожая по заранее согласованным ценам и условиям. Со временем контрактация распространилась на зерновые продукты, технич. культуры, а также нек-рые продукты животноводства (шерсть и др.).
Большое значение в организации и развитии товарооборота между городом и деревней имела также стабилизация ден. обращения. Инфляция в период Гражд. войны привела к обесценению бумажных денег. Только в 1923—24 Сов. гос-ву удалось перейти к твёрдой валюте, укрепить курс рубля и тем самым создать прочную основу для дальнейшего развития рынка.
Вслед за оптовой торговлей социалистич. преобразования начались в розничной торговле. В начале перехода к мирному хоз. стр-ву почти 95% всех розничных торг. предприятий находились в руках частных торговцев; в торг. сети преобладали мелкие предприятия, большая доля приходилась на разносную торговлю, торговлю на базарах и т. п. Существование этой многочисл. сети (в 1922 было выдано 547 тыс. патентов на торговлю) было необходимо в тот период, так как гос. и кооп. торг. сеть не обладали ещё достаточными средствами и опытными кадрами для организации торг. обслуживания населения. Преобладание частного капитала в розничной торговле не представляло серьёзной опасности для социалистич. гос-ва, т. к. крупная пром-сть, ж.-д. транспорт, банки, внеш. торговля и осн. часть оптовой торговли контролировались гос-вом. Это давало возможность регулировать внутр. рынок и проводить определ. политику цен. Обобществлённая торговля, как более крупная и организованная, уже в самом начале существования продемонстр провала экономич. преимущества перед мелкой, стихийно развивающейся частной торговлей. Эти преимущества в сочетании с гос. льготами обеспечивали обобществлённой торговле, особенно кооперативной, большую конкурентоспособность и вели к постепенному вытеснению частной розничной торговли на внутр. рынке страны.
Гос. органы, регулирующие рынок, стремились проводить такую политику, чтобы сокращение, а затем и ликвидация частной торговли происходили лишь по мере её замещения деятельностью кооп. и гос. торговли, т. к. в противном случае могло бы ухудшиться обслуживание населения. К 1931—32 частные торг. предприятия были почти полностью ликвидированы. Их место в товарообороте заняли потребительская кооперация и гос. торговля. Планомерное размещение торг. сети позволило сократить число однородных магазинов. Мелкие магазины были объединены в более крупные, их пропускная способность была повышена также за счёт увеличения часов торговли, применения более совершенных методов работы и т. п.
Тем не менее в стране ощущалась нехватка торг. предприятий, и гос-во принимало меры к ускорению ввода новых торг. предприятий. В частности, наряду с магазинами потребительской кооперации, начали усиленно создавать свои торг. предприятия различные гос. торг. и пром. фирмы. Расширение гос. торговли привело к созданию широкой сети специализированных магазинов и универмагов, особенно в крупных городах и пром. центрах.
После завершения процесса коллективизации с. х-ва дальнейшее развитие получили местные колх. рынки. Это было вызвано тем, что у колх. крестьянства и у колхозов, а также у рабочих и служащих, имевших личное подсобное х-во, после продажи продукции заготовит, орг-циям оставались излишки продукции, к-рые могли быть проданы на колх. рынках. Чтобы создать благоприятные условия для осуществления этой торговли, гос-во разрешило проводить её по ценам, складывающимся на местах под воздействием соотношения спроса и предложения. Регулирование этих цен со стороны гос-ва осуществлялось экономич. методами: организацией продажи аналогичных товаров в гос. торг. сети, встречной продажей крестьянам пром. товаров, оказанием помощи в завозе продуктов на рынки и т. д. В сбыте излишков продукции, имеющихся у колхозов и сел. населения, в качестве посредника принимала участие потребительская кооперация. Сбыт излишков продукции через потребительскую кооперацию был выгоден тем, что он экономил время и средства производителей, позволял использовать отдалённые рынки, организованно перерабатывать и хранить сезонную продукцию, а также способствовал переходу к регулярной и планомерной организации торговли по более устойчивым ценам, как правило, несколько ниже цен, складывавшихся на колх. рынках.
В начале существования колх. торговли она занимала довольно большое место в снабжении гор. населения продуктами, однако в дальнейшем роль её значительно сократилась. Это объясняется тем, что условия гос. закупок продукции стали во мн. случаях выгоднее для колхозов, чем сбыт продукции на базарах, но колх. торговля будет и дальше продолжать своё существование в качестве дополнит. канала товароснабжения городов.
Т. о., в СССР постепенно сложились три осн. формы внутр. торговли: государственная, кооперативная и колхозная. Между гос. и кооп. торговлей в сер. 30-х гг. было проведено определ. разделение функций: гос. торговля взяла на себя торг. обслуживание населения городов и пром. р-нов, а кооп. торговля — обслуживание сел. населения. Это позволило более рационально использовать средства и торг. аппарат и сосредоточить внимание каждой торг. системы на решении своих специфич. задач. В 1978 в общем розничном товарообороте страны доля гос. торговли составляла 69,7%, кооперативной — 27,8% и колхозной 2,5%.
В развитом социалистич. обществе на основе неуклонного роста экономики, соединения научно-технич. революции с преимуществами социализма осуществляется заметный поворот ко всё более полному удовлетворению потребностей людей. Это открывает широкие возможности для дальнейшего развития торговли, более полного удовлетворения растущего спроса, повышения качества обслуживания населения, интенсификации торговли на основе технич. прогресса и внедрения индустриальных методов. Разработка проблем расширения произ-ва товаров нар. потребления определена в качестве одной из первоочередных задач на ближайшую перспективу. Большое значение для развития торговли имели постановления ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 5 июля 1977 «О мерах по дальнейшему развитию торговли» и от 12 июля 1979 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Осн. показатели развития торговли в СССР см. в табл. 1.

Система гос. органов управления торговлей построена на принципе двойного подчинения всех её звеньев: по отраслевому признаку — вышестоящим органам торговли и по территориальному признаку — органам Сов. власти на данной территории.
Оптовую, розничную торговлю, обществ. питание осуществляет ряд торг. систем — совокупность орг-ций, объединённых в хоз. или организационном отношении по ведомственному, отраслевому или территориальному принципу. Основные из них — это системы: мин-ва торговли, потребительской кооперации и управлений рабочего снабжения ряда отраслей пром-сти и транспорта.
Торговля в зарубежных социалистических странах в период становления нар. демократии находилась в основном в руках частных торговцев. Кооперативы имели сравнительно слабую материально-технич. базу и немногочисл. кадры торг. работников. Политика коммунистич. и рабочих партий и пр-в в этих странах сводилась к последоват. и неуклонному завоеванию господств. положения в торговле и постепенному вытеснению частных торговцев. Кооп. торговля получала всестороннюю помощь со стороны гос-ва, что способствовало её быстрому развитию в городах и сел. местности. Гос. торговля на первых этапах сосредоточивала сбыт продукции национализиров. пром-сти и значит. часть оптовой торговли. В 1946—47 уже ок. 4/5 оптового товарооборота находилось в руках обобществлённого сектора торговли.
Происходившие во 2-й пол. 40-х — 50-х гг. социально-экономич. преобразования в нар. х-ве социалистич. стран, их интенсивное развитие по социалистич. пути предопределили необходимость перестройки всей сферы товарного обращения. Расширение гос. и кооп. Т. в с. с. существенно ограничивало объём частной торговли, кооперативы включались в систему плановой экономики. Уже к 1960 удельный вес частной Т. в с. с. в общем объёме розничного товарооборота составлял (в %): в Болгарии — 0,1, Венгрии — 1,2, Польше — 2,7 и Румынии — 0,1; только в ГДР он сохранялся на уровне 22,7.
К сер. 70-х гг. почти во всех социалистич. странах внутр. торговля осуществлялась полностью гос. и кооп. предприятиями и орг-циями (см. табл. 2).
Небольшая доля частной торговли в Венгрии и Польше приходится на кустарей, реализующих изделия собств. произ-ва, и владельцев мелких предприятий питания. Их деятельность не оказывает значит. влияния на развитие Т. в с. с. Доля частной торговли в ГДР также постепенно сокращается.
Для внутр. Т. в с. с. характерны закономерности, присущие развитию торговли в СССР: устойчивые темпы роста розничного товарооборота, его прогрессивные структурные изменения, интенсивное развитие материально-технич. базы и совершенствование форм и методов продажи товаров.
За период с 1960 по 1976 розничный товарооборот в расчёте на душу населения в сопоставимых ценах возрос: в Болгарии в 3,32 раза, Венгрии — в 2,67 раза, ГДР — в 2 раза, МНР — в 2,42 раза, Польше — в 3,2 раза, Румынии — в 3,83 раза, СССР — в 2,84 раза, ЧССР — в 2,29 раза.
Во всех социалистич. странах в кон. 70-х гг. происходит активный процесс интенсификации торговли, ведущий к повышению её эффективности. В частности, идёт стр-во новых крупных складских комплексов, универмагов, магазинов типа супермаркетов (универсамов), торг. центров, производится реконструкция и модернизация старой торг. сети, оснащение торговли и обществ. питания совр. техникой и внедрение более прогрессивной технологии. Широкое развитие получила система самообслуживания, повысилось качество торг. услуг. Всё более важную роль в развитии внутр. торговли играют процессы интеграции, происходящие в рамках Совета экономич. взаимопомощи. По сравнению с 1960 в 1976 индекс внешнеторг. оборота отд. стран составил (1960 = 100): Болгарии — 764, Венгрии — 600, ГДР — 460, Кубы — 488, МНР 261, Польши 741, Румынии — 739, СССР — 559, ЧССР — 402. Преобладающую роль играют внешнеторг. связи каждой из этих стран с др. странами — членами СЭВ, развиваются прямые товарные связи между торг. орг-циями этих стран. Процессы экономич. интеграции проявляются также в согласованном и совместном развитии произ-ва новых техник, средств для торговли и обществ. питания, в расширении научно-технич. сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе, в совместном проектировании и стр-ве торг. объектов, в кооперировании в произ-ве машин и приборов, в совместной разработке автоматизиров. систем управления и электронно-вычислит. техники и др. Междунар. разделение труда в произ-ве товаров нар. потребления способствует успешному развитию произ-ва и более полному удовлетворению спроса населения в каждой стране.

Большое значение для развития Т. в с. с. имеет создание в 1969 междунар. Совещания министров внутр. торговли стран — членов СЭВ, единой междунар. системы обмена научно-технич. информацией в области торговли и т. д.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.