ТОРГОВЛЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ

Найдено 1 определение
ТОРГОВЛЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
форма обмена продуктов, необходимость которой обусловлена существованием при социализме товарного производства. Торговля при социализме отличается по своей природе от капиталистической торговли. Как торговля, основанная на общественной собственности на средства производства и продукты труда, как торговля без капиталистов и спекулянтов, ведущаяся не в интересах наживы, а в интересах обслуживания потребительских и производственных нужд всего общества, социалистическая торговля свободна от конкуренции, анархии, стихийных и спекулятивных колебаний цен, от расточительства, свойственных торговле при капитализме. Она занимает важное место в системе планомерных экономических связей между государственной промышленностью и колхозным сельским хозяйством, обеспечивает связь между производством и народным потреблением, С ее помощью трудящиеся реализуют свои доходы, обменивая их на необходимые им товары. Наличие при социализме государственного и кооперативно-колхозного производственных секторов обусловливает одновременное существование трех форм социалистической торговли: государственной, кооперативной и колхозной. Первая — это торговля государственных организаций, занимающая ведущее положение в торговле, на их долю приходится подавляющая часть оптового и розничного товарооборота. В 1956 г. розничный товарооборот государственной торговли составил 65% всего розничного товарооборота, государственная розничная торговля обслуживает в основном городское население страны. Кооперативная торговля (оптовая и розничная) производится торговыми предприятиями потребительской и отчасти промысловой кооперации, являющимися кооперативной собственностью. Она выступает в качестве главной формы социалистической торговли на селе. Потребительская кооперация, обслуживая сельского покупателя, вместе с тем ведет большую работу по заготовкам и закупкам сельскохозяйственных продуктов; доля кооперативной торговли в розничном товарообороте в 1956 г. равнялась 28%. Колхозная торговля — это продажа колхозами части сельскохозяйственных продуктов, а также реализация колхозниками натуральных доходов, полученных как из общественного хозяйства колхоза, так и в своих личных подсобных хозяйствах. Государственная и кооперативная торговля непосредственно планируются государством. Колхозная торговля не планируется непосредственно государством, но находится под постоянным экономическим воздействием государственной и кооперативной торговли. Социалистическая торговля активно воздействует на производство. Торгующие организации используют хозяйственные договоры па поставку промышленностью товаров определенного ассортимента и качества, предварительные заказы промышленности и т. д. Изучая и обобщая потребительский спрос и доводя его до производства, торговля вместе с тем воздействует и на формирование спроса покупателей, способствуя внедрению в быт новых товаров.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958