торговая политика

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Торговая политика
меры правительства по регулированию внешней торговли.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

Торговая политика
система мероприятий правительства в отношении купли и продажи товаров

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

торговая политика
совокупность мероприятий государства, устанавливающих условия торговой деятельности в стране.

Источник: Справочный коммерческий словарь

Торговая политика
меры торгового регулирования внутри страны (внутренняя торговля) и за ее пределами (международная торговля).

Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.

ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
составная часть внешней политики государства в области международной торговли; совокупность мероприятий правительства страны по развитию или ограничению экспорта и импорта товаров.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
(внешнеторговая) (trade policy) политика государства в области внешней торговли с использованием ряда инструментов: субсидий, налогов, запрета на экспорт и импорт определенных товаров и т.д.

Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.

ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
(commercial policy) Политика, проводимая государством в области внешней торговли. Она предусматривает введение тарифов (tariffs), предоставление торговых субсидий, установление квот (quotas), заключение соглашений о добровольном ограничении экспорта (voluntary export restraint agreements, VERs), использование иных нетарифных торговых барьеров (non-tariff barriers), введение ограничений на учреждение иностранных предприятий и регулирование внешней торговли услугами, например страховыми. До сих пор периодически возобновляются споры относительно того, должна ли торговая политика быть протекционистской или направленной на открытость экономики (open economy) и должна ли она целиком и полностью определяться самими государствами либо подчиняться международным нормам, выработанным в ходе переговоров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) (World Trade Organization  (WTO) и региональных групп, таких, как Европейский Союз (ЕС) (European Union, EU) или Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA). См. также: протекционизм (protectionism).

Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь

ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
деятельность гос-ва в области стимулирования или ограничения экспорта и импорта товаров; составная часть внеш. политики страны, отражающая интересы господствующих классов и определяющаяся существующей системой х-ва.
Т. п. капиталистич. стран направлена на использование экономич. слабости торг. партнёров для захвата их рынков сбыта и обеспечения закупок дешёвого сырья и топлива, а также на ограничение доступа иностр. товаров, конкурирующих с товарами нац. произ-ва, на внутр. рынок. Она проводится в интересах сохранения эксплуататорских отношений в мире и усиления междунар. позиций буржуазии, не считаясь с суверенитетом др. народов. Поскольку интересы предпринимателей не совпадают (как внутри страны, так и тем более на мировом рынке), а частное произ-во по своей природе анархично и развивается стихийно, Т. п. капиталистич. стран крайне противоречива.
В период между двумя мировыми войнами происходило в основном усиление торг. барьеров: повышались пошлины, устанавливались прямые адм. запреты на ввоз, валютные и иные препятствия импорту с целью ограждения колониальных империй и внутр. рынков в интересах нац. монополий, для поддержания высоких цен в стране и финансирования таким путём экспорта (развивался т. н. агрессивный протекционизм). Мероприятия по ослаблению торг. барьеров проводились, как правило, лишь в рамках межправительств. компенсац. соглашений, предусматривавших уступки формально на базе взаимности, а фактически являвшихся средством навязывания невыгодных условий более слабым участникам междунар. торговли.
На этапе общего кризиса капитализма роль Т. п. во внеш. политике гос-в значительно возрастает, поскольку научно-технич. революция открывает новые возможности для углубления междунар. разделения труда и интенсификации произ-ва. Увеличились масштабы участия бурж. пр-в в торг. экспансии монополий, изменился характер и расширился арсенал торгово-политич. средств. Суть этих изменений состоит в сосредоточении усилий пр-в на финансировании экспорта с помощью многих спец. мероприятий и орг-ций, помимо использования традиционных протекционистских инструментов. Вмешательство гос-ва в междунар. торговлю стало определяться уже не столько перестройкой нац. защитных барьеров, сколько содействием компаниям в преодолении барьеров др. стран. Такое содействие представляет собой одну из форм проявления новой функции бурж. гос-ва — стимулятора внешне-экономич. связей и интеграц. процессов, в к-рых особенно заинтересованы междунар. монополии, создавшие широкую сеть заграничных производств. предприятий. Гос-во форсирует вывоз путём системы экономич. и адм. средств, преследующих цель усиления агрессивности и защищённости своих фирм на мировом рынке. Первая группа средств включает кредиты и гарантии на льготных условиях, скидки с налогов и субсидии экспортёрам. Ко второй группе относятся различные формы использования гос. аппарата для оказания прямой поддержки экспортерам. Сюда входят нек-рые виды помощи непосредственно в осуществлении торг. операций, напр., межправительств. сотрудничество для обеспечения ёмкого рынка сбыта технически сложному оборудованию, выпускаемому на основе междунар. производств. кооперации (атомные электростанции, самолёты, вооружение), или совместная деятельность официальных учреждений и фирм для облегчения получения последними крупных контрактов за границей, а также мн. виды услуг предпринимателям, в конечном счёте способствующие увеличению вывоза (предоставление им экономич. информации, содействие развитию междунар. стандартизации, участие в подготовке внешнеторг. специалистов и пр.).
В сер. 70-х гг. капиталистич. гос-ва сдерживают импорт не только повышением таможенных пошлин, но и многочисленными т. н. нетарифными барьерами, к к-рым относятся лицензирование и прямой запрет ввоза, разного рода налоги и сборы, навязывание экспортёру «добровольного» самоограничения поставок и ограничений технич. характера под предлогом защиты потребителя или окружающей среды и т. д. По данным междунар. орг-ций, в капиталистич. торговле применяется ок. 800 типов таких ограничений. Специфика использования протекционистских инструментов состоит в нек-ром уменьшении тарифных барьеров (в результате взаимного снижения пошлин странами — членами ГАТТ, установления беспошлинных зон в торговле между группами стран, напр. в рамках ЕЭС, отмены пошлин в торговле развитых стран с развивающимися гос-вами) при значит. увеличении нетарифных барьеров, более жёстких, чем пошлины, но охватывающих сравнительно узкий сектор торговли.
Т. п. империалистич. держав направлена на передел рынков (см. Торговые войны), на сохранение в капиталистич. системе х-ва и эксплуатации гос-в Азии, Африки и Лат. Америки, на проведение дискриминации в торговле с социалистич. странами и создание препятствий взаимовыгодной торговле между странами с различным социальным строем. Наиболее активную роль в формировании такой политики играют США. В частности, принятый конгрессом в 1974 закон о торговле содержит положения, к-рые предусматривают возможность повышения пошлин и расширения нетарифных барьеров, лишают тарифных преференций многие развивающиеся страны — члены ОПЕК и страны, национализирующие амер. предприятия, устанавливают для социалистич. стран дискриминац. условия предоставления режима наибольшего благоприятствования и кредитов при экспорте.
Новыми тенденциями в области Т. п. империалистич. стран являются: совместное регулирование торговли участниками замкнутых экономич. группировок с третьими странами для усиления своих позиций на мировом рынке (напр., проведение единой Т. п. членами ЕЭС), переход от тактики конфронтации к поискам диалога в отношениях с развивающимися гос-вами для обеспечения снабжения дешёвым сырьём (созыв Конференции по междунар. экономич. сотрудничеству) и стремление ослабить конкурентную борьбу путём межправительств. договорённости о рамках гос. стимулирования вывоза и ограничения ввоза (принятие взаимных обязательств в области кредитования, страхования и субсидирования экспорта, с одной стороны, и отказ от применения дополнит. протекционистских средств — с другой).
В обстановке тяжёлого экономич. положения в капиталистич. мире, обострения торг. противоречий и угрозы общего усиления протекционизма в 1977 было выдвинуто предложение о переходе к «упорядоченной свободной торговле» посредством заключения системы соглашений, охватывающих все секторы междунар. товарообмена. Это предложение было вызвано стремлением произвести в новой гос.-монополистич. форме традиц. передел мировых рынков сбыта и источников сырья в интересах сильнейших империалистич. групп.
Т. п. социалистич. стран, оказывающих всё более сильное влияние на междунар. экономич. отношения, основана на принципах, исключающих возможность эксплуатации и утверждающих подлинное равенство сторон, в частности на принципе наибольшего благоприятствования, который предусматривает взаимное предоставление условий торговли, действующих в отношениях с любой третьей страной. Социалистич. гос-ва добиваются в межправительств, орг-циях принятия справедливых норм в области внешнеторг. связей, а в практич. деятельности осуществляют торг. сотрудничество на основе взаимной выгоды и невмешательства во внутр. дела.
Осн. направление Т. п. социалистич. гос-в — содействие планомерному развитию взаимного всестороннего экономич. сотрудничества, прежде всего между странами — членами СЭВ. С принятием в 1971 Комплексной программы социалистич. экономич. интеграции начался качественно новый этап в развитии хоз. связей, в т. ч. и торговых. значит. увеличение масштабов товарооборота в последующие годы было вызвано взаимным обеспечением потребностей в сырье и топливе, специализацией и кооперированием произ-ва, более полным удовлетворением спроса на продовольствие и пром. товары нар. потребления; одновременно совершенствовался механизм торговли, в частности — методы ценообразования с учётом объективных тенденций на мировом рынке.
Одним из гл. инструментов Т. п. социалистич. стран являются долгосрочные торг. соглашения, позволяющие установить объём и структуру товарооборота на ряд лет, большое распространение получают также долгосрочные соглашения и программы торг.-экономич. сотрудничества, содержащие договорённость о его новых организац. формах, расширении сфер обмена, в частности за счёт обмена научно-технич. информацией, о междунар. кооперации, а также об увеличении срока действия соглашений.
Большое внимание в Т. п. социалистич. стран уделяется расширению отношений с развивающимися странами, товарооборот с к-рыми в значит. степени формируется за счёт оказания последним содействия в создании собственной пром-сти и др. отраслей нац. х-ва. Т. п. строится таким образом, чтобы не обременять платёжные балансы развивающихся стран, а стимулировать их пром. экспорт; оплата закупаемых ими товаров и погашение кредитов на льготных условиях в рамках технико-экономич. содействия осуществляются обычно встречными поставками продукции, в т. ч. произведённой на предприятиях, созданных с помощью стран социализма. Кроме того, социалистич. страны предоставили тарифные преференции развивающимся странам, причём раньше и в больших масштабах, чем развитые капиталистич. страны.
Т. п. социалистич. гос-в в отношениях с развитыми капиталистич. странами направлена прежде всего на нормализацию условий торговли и её устойчивое развитие на взаимовыгодной основе. Социалистич. странам удалось добиться ослабления кредитной дискриминации (во 2-й иол. 60-х гг.), сокращения списков т. н. стратегических товаров, поставка к-рых в эти гос-ва по политич. мотивам запрещена или ограничена, и количеств, ограничений импорта, применяемых странами Зап. Европы (в нач. 70-х гг.). В результате в их торговле с осн. партнёрами среди капиталистич. стран получает всё большее распространение принцип равноправия. Проект соглашения об основах взаимоотношений с ЕЭС, переданный сообществу членами СЭВ в 1976, содержит положение о развитии торговли на базе взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования.
Важнейшей отличит, чертой Т. п. в кон. 70-х гг. является движение за утверждение равноправия торг. партнёров на мировом рынке. Это движение заметно активизировалось в кон. 50-х гг. В числе первых существенных его результатов были созыв конференции ООН по торговле и развитию в 1964, решение о превращении её в постоянно действующий орган Ген. Ассамблеи ООН и одобрение документа «Принципы международных экономических отношений и торговой политики, содействующей развитию». В последующие годы в ООН, в частности на 2-й (1968), 3-й (1972) и 4-й (1976) сессиях ЮНКТАД, на 6-й (1974) и 7-й (1975) спец. сессиях Ген. Ассамблеи был принят ряд важных решений, направленных на претворение в жизнь этих «принципов», в т. ч. о расширении применения междунар. товарных соглашений в целях смягчения резких колебаний цен на сырьё, являющееся главным, а в ряде случаев единственным экспортным товаром и источником валютных поступлений развивающихся стран; об установлении развитыми странами системы тарифных преференций на невзаимной основе (т. е. без требования ответных льгот) в тогэговле с развивающимися гос-вами в целях создания более благоприятных условий для экспорта продукции обрабат. пром-сти освободившихся гос-в; о необходимости устранения препятствий в торг. отношениях между индустриальными капиталистич. и социалистич. странами и о дальнейшем развитии сотрудничества между странами различных социальных систем, в частности путём заключения соглашений, охватывающих 2—3 пятилетних периода, и посредством механизма СЭВ. Большую роль сыграла разработанная в ЮНКТАД и одобренная 120 гос-вами на 29-й сессии Ген. Ассамблеи ООН «Хартия экономических прав и обязанностей государств», утверждающая недопустимость торг. дискриминации и суверенное право гос-в определять условия участия в междунар. разделении труда, и особенно Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки), имеющее универсальное значение с точки зрения возможности использования его опыта и рекомендаций, а также созданного им благоприятного климата в Европе для развития взаимовыгодных торг. связей. В Заключит, акте Совещания зафиксирована принципиальная договорённость по проблеме нормализации торг. отношений. В документе отмечается, что гос-ва-участники «будут стремиться сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути развития торговли». Кроме того, достигнутая в Хельсинки договорённость о конкретных направлениях сотрудничества, в частности о проектах, представляющих общий интерес (разработка энергетич. ресурсов, добыча и переработка минерального сырья, изыскание новых видов энергии и др.), позволяет активнее переходить к взаимовыгодному долгосрочному и крупномасштабному торгово-экономич. сотрудничеству.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
502.48 кб

Торговая политика стран БРИКС

Воловик Надежда Петровна, Приходько Сергей Вадимович
Несмотря на существование Соглашений ВТО, определяющих универсальные обяза-тельства, которыми должны руководствоваться правительства при разработке и прак-тическом применении национальных нормативно-правовых актов в сфере торговли
Читать PDF
467.29 кб

Торговая политика Республики Сингапур

Воловик Надежда Петровна, Приходько Сергей Вадимович
Читать PDF
373.11 кб

Торговая политика Республики Сингапур

Воловик Надежда Петровна, Приходько Сергей Вадимович
Сингапур считается самой удобной страной в мире для ведения бизнеса.
Читать PDF
434.14 кб

Защитные меры в торговой политике России

Баранов Владислав Дмитриевич
Анализируется процесс формирования в России правовых и экономических основ применения современных защитных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Читать PDF
498.66 кб

Новые акценты в торговой политике России

Оболенский Владимир Петрович
Анализируются новые акценты в торговой политике России, о которых заявлено в ходе развернувшейся войны санкций и сползания отечественной экономики в кризис. Констатируется, что они пока приносят не слишком впечатляющие результаты.
Читать PDF
254.26 кб

Закупочная политика торговых организаций

Николаева Мария Андреевна, Болгар Диана Григорьевна
В статье рассмотрены впервые цели, задачи и основные направления закупочной политики организации.
Читать PDF
206.46 кб

Модифицированные инструменты торговой политики

Мельник Валентин Николаевич
Каков оптимальный набор инструментов торговой политики? Обычно правительства делают выбор между такими инструментами, как квоты, тарифы, прямое или скрытое субсидирование.
Читать PDF
443.94 кб

Формирование институциональной торговой политики

Переверзева Т. А.
В статье рассмотрены вопросы определения институциональной торговой политики, как механизма управления, оказывающего влияние на институты, институциональную среду.
Читать PDF
293.49 кб

Теории международной торговли и торговая политика

Бородин К. Г.
Читать PDF
294.79 кб

Теории международной торговли и торговая политика

Бородин К. Г.
Читать PDF
65.36 кб

Товарная политика розничного торгового предприятия

Шереметьева Е.Н., Степанова Т.Е.
Предприятия, заинтересованные в успешной работе на рынке, должны всегда стремиться вести рациональную товарную политику. Оптимизация ассортимента товаров позволяет укреплять такие позиции.
Читать PDF
218.68 кб

Политика противодействия торговле людьми в Норвегии

Зайберт Наталья Святославна
Раскрываются основные этапы политики противодействия торговле людьми в современной Норвегии, сопровождающейся принятием планов действий правительством Норвегии.
Читать PDF
650.20 кб

Хозяйственный механизм и отраслевая политика торговли

Николаева Тамара Ивановна, Егорова Наталья Родионовна
Рассматривается сущность хозяйственного механизма отрасли, экономических отношений, власти отрасли. Дается обоснование государственного регулирования торговли потребительскими товарами.
Читать PDF
162.50 кб

Ценовая политика и ценообразование в книжной торговле

Коган А.Ф.
Читать PDF
367.08 кб

Оценка влияния торговой политики на экономический рост

Левченко Ирина Владимировна
Данное исследование представляет собой попытку оценить влияние торговой политики посредством манипуляций импортным тарифом на экономический рост.

Похожие термины:

  • ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

    (liberal trade policy) Торговая политика, нацеленная на то, чтобы позволить резидентам страны принимать участие в международной торговле при минимальном вмешательстве со стороны государства. Она включает
  • БЛАГОПРИЯТНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

    государство имеет возможность воздействовать на потенциал глобализации путем установления импортных тарифов и квот, нетарифных барьеров, стимулированием экспорта, локальными требованиями, огр
  • Международная торговая политика

    деятельность по исследованию причин введения торговых ограничений и их последствий.
  • СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

    (strategic trade policy) Торговая политика, преследующая своей целью повлиять на торговую политику других стран. Политика считается стратегической, если предполагается, что хотя ее принятие и не принесет вы
  • Импортозамещающая торговая политика

    (import-substitution trade policy, 进口替代外贸政策)-термин, используемый в документах и аналитических материалах ВТО оценивающих характер торговой политики страны
  • ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

    (export oriented commercial policy) — термин, используемый в документах и аналитических материалах ВТО. Экспортоориентированная политика предполагает концентрацию усилий производителей товаров на производств