ТОЙНБИ Арнолд Джозеф

Найдено 1 определение
ТОЙНБИ Арнолд Джозеф
(14.4.1889— 22.10.1975), английский историк и социолог. В 1919—24 проф. Лондонского ун-та, в 1925—55 — Лондонской школы экономич. наук. В 1925—55 один из руководителей Королевского ин-та междунар. отношений; составлял (совместно с В. Баултером) ежегодные обзоры политич. событий в мире («А survey of international affairs», 1925—65). Известность T. принесло «Исследование истории» («А study of history», v. 1—12, L., 1934—61), в к-ром он, под влиянием нем. философа и историка О. Шпенглера, стремился переосмыслить всё общественно-нсторич. развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Т., не существует единой истории человечества, а есть лишь история отд. своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первонач. варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых). Каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Т. пытался вывести на этом основании нек-рые «эмпирич. законы» обществ. развития, позволяющие предвидеть гл. события и в совр. мире. Движущей силой развития цивилизаций, как считал Т., следуя франц. бурж. философу-идеалисту А. Бергсону, является «творческое меньшинство», носитель мистич. «жизненного порыва», к-рое, удачно отвечая на различные история, «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и филос. концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-история, проблему, «творческая элита» превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчуждённая же масса населения становится «внутр. пролетариатом», который совместно с варварской периферией, или внеш. пролетариатом, в конечном счёте разрушает данную цивилизацию, если она прежде не погибнет от воен. поражения либо от естеств. катастроф. Стремясь ввести в свою концепцию элементы постулат, развития, Т. усматривает прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религ. эволюции от примитивных анимистич. верований через универсальные религии к единой синкретич. религии будущего.
Концепция Т. является идеалистич. ответом на позитивистский эволюционизм; она содержит также своеобразную альтернативу «европоцентризму». В своих работах Т. обращается к совр. социальным проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких внутр. противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и «третьим миром» лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей. Т. сочувственно относился к нац.-освободит. движению, выступал за мирное сосуществование и взаимопонимание между Западом и социалистич. странами. Идеи Т. оказали большое влияние на социальную философию и обществ. сознание капиталистич. Запада.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.