американский экономист и социолог, сторонник концепции «постиндустриального общества». В своих работах «Столкновение с будущим» (1970), «Доклад об экоспазме» (1975) и других выступал против «пессимистичной» технократичной концепции Ж.Эллюля и Л.Мэмфорда, предрекающих порабощение человека техникой, неизбежность мира тотальной рациональности, и против «оптимистичной» концепции «социальной технологии» О.Хелмера и О.Вейнберга. По мнению Тофлера, в 1960-70-е гг. человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Для обозначения комплекса кризисных процессов, охвативших экономику, Тофлер пользуется термином «экоспазм». Тофлер считает, что в условиях научно-технического прогресса наиболее адекватными методами экономического регулирования выступают комплексное планирование и контроль государства за реализацией разрабатываемых планов. Тофлер призывает к использованию методов планирования в общенациональном масштабе и разработке планов развития отдельных регионов и отраслей промышленности. Тофлер рассматривает транснациональные корпорации как инструмент «рестабилизации глобальной экономики», но вместе с тем отмечает и негативные стороны технократии.
Тофлер Алвин
ТОФЛЕР Алвин
(р. 4. 10. 1928), американский социолог и публицист, сторонник концепции «постиндустриального общества». Окончил Нью-Йоркский ун-т (1949). Один из издателей журн. «Fortune». С 1965 ведёт науч. работу в области социального прогнозирования и преподаёт т. н. социологию будущего (в Корнеллском ун-те, Новой школе социальных исследований и др.), консультант фонда Рокфеллера, корпорации «Интернэшонал бизнес мэшинс» («ИБМ»), Ин-та но изучению будущего. По политич. взглядам близок к популизму (амер. разновидности народничества), разделяет мелкобурж. утопия, представления о возможности создания справедливого общества в процессе радикальных демократия, реформ капитализма.
В своих работах «Столкновение с будущим» («Future shock», L., 1970), «Доклад об экоспазме» («The есоspasm report», N. У., 1975) и др. выступил против пессимпстич. технократия, концепции Ж. Эллюля (Франция) и Л. Мэмфорда (Великобритания), предрекающих порабощепие человека техникой, неизбежность мира тотальной рациональности, и против «оптимистич.» концепции «социальной технологии» О. Хелмера и О. Вейнберга (США), ищущей «обходные пути» решения узловых противоречий капитализма без глубоких социальных преобразований. По мнению Т., в 60—70-е гг. человечество переживает новую технология. революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Т. приходит к выводу о неспособности гос.-монополистич. капитализма справиться с порождёнными науч.-технич. революцией экономич. противоречиями и социальными конфликтами, принимающими форму глобальных конвульсий. Для обозначения комплекса кризисных процессов, охвативших капиталистич. экономику, Т. пользуется термином «экоспазм».
В отличие от леворадикальных критиков капитализма, напр. Ч. Рейча (США), который подчёркивает значение антагонизма между возрастающим стремлением масс (особенно молодёжи) творчески подойти к труду и рутинным характером осн. массы работ, Т. концентрирует своё внимание на противоречии между нарастающей сложностью произ-ва и обществ. жизни и отстающим развитием творч. сил значит. части людей. Отрицает концепцию автоматич. краха капитализма (см. Стагнации теория).
Т. утверждает, что система принятия решений по вопросам развития капиталистич. экономики уже не соответствует уровню её развития, что в условиях научно-технич. прогресса наиболее адекватными методами экономич. регулирования выступают комплексное планирование и контроль гос-ва за реализацией разрабатываемых планов. Т. призывает к использованию методов планирования в общенац. масштабе и разработке планов развития отд. регионов и отраслей пром-сти. Однако его предложения сводятся фактически лишь к усовершенствованию способов контроля крупных корпораций над экономич. развитием отд. р-нов и гос-ва в целом. Т. рассматривает транснац. корпорации как инструмент «рестабилизации глобальной экономики», однако в отличие от П. Друкера (США) Т. трезво оценивает негативные стороны технократии.
В концепциях «демократия, обсуждения проблем будущего» («anticipatory democracy») и «сверхиндустриального футуризма», в к-рых проявляется его мелкобурж. мировоззрение и непонимание классовой природы обществ. явлений, Т. высказывает идеи расширения «демократия, участия масс» в принятии кардинальных решений, организации некоего «транснационального политического движения», к-рое объединяло бы в своих рядах классово разношёрстные силы из различных стран: рабочих, потребителей, представителей мелкого бизнеса, менеджеров корпораций, экологов, политич. деятелей и др. Подобное «глобальное политич. действие», по его убеждению, может выполнять функцию всемирной ассоциации контроля над транснац. системами. Т. выдвигает утопия, идею формирования «метаидеологии», к-рая объединяла бы людей, принадлежащих к различным социальным системам, в борьбе против разрушит. сил природы, голода, невежества, болезней как главных врагов человечества.
В своих работах «Столкновение с будущим» («Future shock», L., 1970), «Доклад об экоспазме» («The есоspasm report», N. У., 1975) и др. выступил против пессимпстич. технократия, концепции Ж. Эллюля (Франция) и Л. Мэмфорда (Великобритания), предрекающих порабощепие человека техникой, неизбежность мира тотальной рациональности, и против «оптимистич.» концепции «социальной технологии» О. Хелмера и О. Вейнберга (США), ищущей «обходные пути» решения узловых противоречий капитализма без глубоких социальных преобразований. По мнению Т., в 60—70-е гг. человечество переживает новую технология. революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Т. приходит к выводу о неспособности гос.-монополистич. капитализма справиться с порождёнными науч.-технич. революцией экономич. противоречиями и социальными конфликтами, принимающими форму глобальных конвульсий. Для обозначения комплекса кризисных процессов, охвативших капиталистич. экономику, Т. пользуется термином «экоспазм».
В отличие от леворадикальных критиков капитализма, напр. Ч. Рейча (США), который подчёркивает значение антагонизма между возрастающим стремлением масс (особенно молодёжи) творчески подойти к труду и рутинным характером осн. массы работ, Т. концентрирует своё внимание на противоречии между нарастающей сложностью произ-ва и обществ. жизни и отстающим развитием творч. сил значит. части людей. Отрицает концепцию автоматич. краха капитализма (см. Стагнации теория).
Т. утверждает, что система принятия решений по вопросам развития капиталистич. экономики уже не соответствует уровню её развития, что в условиях научно-технич. прогресса наиболее адекватными методами экономич. регулирования выступают комплексное планирование и контроль гос-ва за реализацией разрабатываемых планов. Т. призывает к использованию методов планирования в общенац. масштабе и разработке планов развития отд. регионов и отраслей пром-сти. Однако его предложения сводятся фактически лишь к усовершенствованию способов контроля крупных корпораций над экономич. развитием отд. р-нов и гос-ва в целом. Т. рассматривает транснац. корпорации как инструмент «рестабилизации глобальной экономики», однако в отличие от П. Друкера (США) Т. трезво оценивает негативные стороны технократии.
В концепциях «демократия, обсуждения проблем будущего» («anticipatory democracy») и «сверхиндустриального футуризма», в к-рых проявляется его мелкобурж. мировоззрение и непонимание классовой природы обществ. явлений, Т. высказывает идеи расширения «демократия, участия масс» в принятии кардинальных решений, организации некоего «транснационального политического движения», к-рое объединяло бы в своих рядах классово разношёрстные силы из различных стран: рабочих, потребителей, представителей мелкого бизнеса, менеджеров корпораций, экологов, политич. деятелей и др. Подобное «глобальное политич. действие», по его убеждению, может выполнять функцию всемирной ассоциации контроля над транснац. системами. Т. выдвигает утопия, идею формирования «метаидеологии», к-рая объединяла бы людей, принадлежащих к различным социальным системам, в борьбе против разрушит. сил природы, голода, невежества, болезней как главных врагов человечества.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.