территориальная ценовая дискриминация
территориальная ценовая дискриминация
Ценовая политика, при которой фирма, продающая товары потребителям, расположенным на разных расстояниях от производителя, не устанавливает цену как сумму цены товара «у ворот завода» (цена ФОБ (FOB)) и транспортных расходов (transfer cost) на его доставку. Например, если фирма устанавливает одну цену, включающую расходы по доставке, для всех покупателей независимо от места их расположения, то тогда покупатели, расположенные на большем расстоянии, будут платить меньше, чем цена ФОБ плюс транспортные расходы, а расположенные ближе - больше этой суммы. Следовательно, при таком ценообразовании имеет место дискриминация в пользу потребителей, расположенных дальше от поставщика. Политика, при которой производитель берет на себя часть транспортных расходов, называется «поглощением транспортных издержек». Как и при обычной ценовой дискриминации, такая политика возможна тогда, когда производитель обладает определенной монопольной (monopoly) властью и она является рентабельной, если более отдаленные потребители обладают более высокой ценовой эластичностью спроса (price elasticity of demand) на продукцию, чем расположенные близко. (См. basing-point system.)
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003