ТЕОРИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Найдено 1 определение
ТЕОРИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
(revealed preference theory) — альтернативное построение теории индивидуального спроса, предполагающее, что предпочтения потребителя проявляются при его выборе в заданных условиях. Предпочтения могут относиться к двум или большему числу благ; если число благ превышает два, то с целью облегчения графического анализа для представления всех благ, кроме одного (выделенного), используются деньги (как на рис. 123).
Если потребитель решает, что он предпочитает некоторое сочетание количеств денег (ОМ1) и блага X (ОХ1), он будет находиться в точке а на бюджетной линии (или линии относительных цен) MX. Если благо X становится дешевле, реальный доход потребителя увеличивается, он переходит на бюджетную линию МХ2 и теперь предпочитает сочетание благ, соответствующее точке b.
Изменение, вызванное снижением цены блага X, не сводится лишь к увеличению реального дохода. Отчасти изменение происходит благодаря замещению подешевевшего блага X на другие, и этот эффект всегда является положительным.

Если новую комбинацию благ, выбранную потребителем в точке Ь, пропорционально сократить путём гипотетического уменьшения дохода, чему соответствует параллельный сдвиг бюджетной линии в направлении начала координат (положение М2Х3), потребитель выберет новую точку, скажем с. Таким образом, ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ заключается в переходе из точки Х1 в Х5, а переход из точки Х5 в Х4 является эффектом дохода.
См. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ, КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ, ЭФФЕКТ ЦЕНЫ.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Похожие термины: