ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Достичь высокой конкурентоспособности страны можно с помощью инноваций. Исходя из этого, Б.-О. Лундваль признал в условиях малого государства обучение главным процессом, необходимым для улучшения конкурентоспособности. Он ввел термин экономика обучения, подразумевая под обучением непрерывный процесс совершенствования навыков и знаний, необходимых для производства более совершенных продуктов. Новые знания могут приобретаться как в процессе работы, так и в процессе учебы или профессионального обучения. Экономика обучения подразумевает, что все жители страны в большей или меньшей степени участвуют в процессе обучения. При этом Лундваль выделил шесть видов обучения: 1. обучение путем делания; 2. обучение путем использования; 3. обучение путем взаимодействия; 4. обучение путем производства; 5. обучение путем поиска; 6. обучение путем исследования. Это согласуется с известным положением о трех задачах учебы: учиться, чтобы знать; учиться, чтобы уметь, и учиться, чтобы владеть. Процесс обучения не является просто приобретением информации, а включает в себя овладение навыками. Для более глубокого объяснения феномена экономики обучения Лундваль предложил разделить все явные и неявные знания, приобретаемые в жизни человека, на четыре группы: ’’знаю-что» (относится к простым знаниям фактов о произошедших событиях), «знаю-почему» (тип знаний о принципах и законах поведения человеческого общества), «знаю-как» (способности и навыки человека выполнять какую-либо работу; относятся как к простым рабочим, так и к занимающимся более интеллектуальной деятельностью) и «знаю-кто» (являются особым типом личных знаний о том, кто владеет той или иной информацией и как можно выйти с ее владельцем на контакт, привлечь его знания для выполнения работы). Первые два вида знаний можно приобрести путем посещения лекций и курсов, чтения книг. Иные два типа знаний и умений приобретаются при практической деятельности и взаимодействии с другими людьми. Они передаются лишь в процессе личного общения между людьми. Получение доступа к знаниям в свое время привело к быстрому прогрессу технологий в таких отраслях промышленности, например, как химическая и электронная. По мнению Б.Асхайма и А.Изаксена, в современной модели инновационной экономики знание является главным ресурсом, а обучение главным процессом.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007