ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА
ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА
теории, изучающие природу лидерства. На сегодняшний день проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения эффективной работы организации. Подходы к изучению лидерства (Т.л.) основаны на сочетании трех основных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуации, в которых действует лидер. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях не учитывалась. Множество исследований посвящено определению качеств, которые выделяют «великих людей», составлены списки лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. обобщили и сгруппировали все ранее выявленные лидерские качества и выделили пять качеств, характеризующих лидера: ум, или интеллектуальные способности; господство, или преобладание над др.; уверенность в себе; активность, или энергичность; знание дела. Однако наличие этих качеств не объясняло поведение и даже наличие лидера. Изучение образцов поведения, присущего лидерам, началось накануне второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 1960-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было изучение лидерского поведения. Наиболее известны следующие исследования три стиля руководства (Курта Левина); работы университета штата Огайо, Мичиганского университета, исследования Ликерта, Блейка и Моутона (управленческая сетка). Новые концепции обосновали возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам, но они «утонули» в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов. Идея такого подхода состояла в предположении, что лидерское поведение зависит от ситуации. Исследовались взаимодействия различных ситуационных переменных, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства и предсказать возможное поведение лидера. Наиболее известные теории данного подхода: континуум лидерского поведения Шидта, модели ситуационного лидерства Фидлера, Херсея, модель «путь-цель» Хауза-Митчелла, ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго. Современные подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, придать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило их и вызвало энтузиазм к осуществлению действия по достижению целей. Направлениями данного подхода являются: атрибутивное лидерство, харизматическое лидерство, преобразующее лидерство или лидерство по отклонениям.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998