ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО ИЗОБИЛИЯ

Найдено 1 определение
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО ИЗОБИЛИЯ
одна из наиболее модных и широко рекламируемых современной буржуазной политэкономией теорий «трансформации капитализма», превращения его в некое надклассовое общество, в котором будто бы утратили свою силу основные черты, присущие капитализму. Согласно этой теории, частная собственность уступила место «смешанной экономике», исчезли границы между классами, а вместе с ними и классовая борьба, имущественное неравенство, эксплуатация трудящихся, экономические кризисы, а государство из орудия господства финансовой олигархии над большинством нации якобы стало «инструментом всеобщего мира» и «классовой гармонии».
Своим появлением на свет эта теория обязана Дж. Гэлбрейту, американскому экономисту, одному из доверенных лиц бывшего президента США Джона Ф. Кеннеди. Ныне эта теория широко подхвачена и принята на вооружение не только откровенными апологетами монополистической буржуазии, но и большинством правосоциалистических и реформистских партий в качестве официальной доктрины. Проповедники теории «государства всеобщего изобилия», стремясь придать ей видимость правдоподобия, обычно ссылаются на те социально-экономические изменения и последствия научно-технической революции, которые произошли в капиталистическом мире за последние пол столетия. Они пытаются доказать, будто на смену уходящему с исторической арены классу капиталистов пришли управляющие (см. Теория «революции управляющих»); на вооружение взята теория €революции в доходах» (ем.), согласно которой будто бы произошло коренное перераспределение национальных богатств и доходов буржуазии в пользу неимущих классов и общество стало однородным единым «средним классом». Апологеты этой теории так же упорно пытаются обосновать ее мифической «революцией корпораций», якобы превратившей во второй половике XX в. капиталистические монополии в «общественную собственность», общей «демократизацией капитала» и особой «уравновешивающей силой государства, регулирующей деятельность корпораций» в интересах всего общества, а также ссылкой на определенные социальные завоевания трудящихся капиталистических стран. Появление теории «государства всеобщего изобилия» и огромная пропагандистская шумиха, поднятая вокруг нее, далеко не случайны. Испытывая страх перед огромной притягательной силой идей социализма и коммунизма среди трудящихся капиталистических стран, идеологи монополистической буржуазии вынуждены прибегать к различным формам фальсификации и искажениям капиталистической действительности. Будучи не в силах противопоставить что-либо реальное успехам мировой социалистической системы и стремясь умалить привлекательность идей социализма, идеологи современного капитализма - от крайне правых реакционеров, откровенных защитников империализма, до играющих в левую фразу правых социалистов и реформистов - фальсифицируют современную действительность капиталистического мира. Спекулируя на извечной мечте человечества о счастье и обществе изобилия, они пытаются объявить жизнь в современных развитых капиталистических странах, где безраздельно господствует империалистическая буржуазия, безмерно обогащающаяся на нещадной эксплуатации масс, «раем для трудящихся», а империалистическое государство - «государством всеобщего изобилия». В действительности же современный монополистический капитализм характеризуется дальнейшим усилением господства монополий и превращением государства в послушное орудие монополистического капитала, гигантской концентрацией производства и централизацией капитала, милитаризацией экономики, наступлением реакции на права трудящихся, усилением эксплуатации трудящихся, гигантской диспропорцией в распределении национального дохода, хронической безработицей, ростом стоимости жизни, постоянным нарастанием остроты классовой борьбы. Подлинный смысл проповеди «государства всеобщего изобилия», или «общества всеобщего благоденствия», состоит в том, чтобы прикрыть язвы современного капитализма, внушить миллионам трудящихся масс идею о необходимости «классового мира», «классовой гармонии» и бессмысленности революционного преобразования капиталистического общества. «Защитники буржуазного строя, - подчеркивается в Программе КПСС, - именуют его «государством всеобщего благоденствия». Они сеют иллюзии, будто капиталистическое государство противостоит монополиям и может добиться социальной гармонии и всеобщего благоденствия. Однако народные массы на своем собственном опыте убеждаются, что буржуазное государство - послушное орудие монополий, а воспеваемое «благоденствие» - это благоденствие для магнатов финансового капитала и муки, страдания для сотен миллионов людей труда».

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.