теория цены

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТЕОРИЯ ЦЕНЫ
(price theory) — часть микроэкономической теории (см. микроэкономика), связанная с определением равновесных РЫНОЧНЫХ ЦЕН и равновесных объёмов товаров и услуг.
См. ТЕОРИЯ СПРОСА, ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТЕОРИЯ РЫНКОВ, ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ТЕОРИЯ ФИРМЫ.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

теория цены
Теории, относящиеся к этому разделу экономической науки, могут быть разделены на три основные группы: теории, рассматривающие определение цен на индивидуальные товары; теории, относящиеся к изменениям совокупного уровня цен, и теории, относящиеся к аллокации ресурсов. Теории определения цен можно классифицировать по рыночным структурам, для которых они предназначены. В конкурентных отраслях промышленности фирмы принимают цену (price takers), т.е. цена, по которой они могут продавать свою продукцию, определяется взаимодействием рыночных кривых спроса (demand curve) и предложения (supply curve) рынка, в рамках которого каждая из фирм составляет незначительную часть. Имеется очень много теорий, относящихся к неконкурентным рынкам. Общим свойством фирм на таких рынках являются падающие кривые спроса, и поэтому все фирмы в принципе могут действовать как устанавливающие цену (price setters). Наиболее простой и, вероятно, наиболее широко используемой является теория монополии (monopoly), в которой максимизирующий прибыль монополист выбирает точку на рыночной кривой спроса. Монополии часто могут осуществлять ценовую дискриминацию (price discrimination). Одним из вариантов монополии является монопсония (monopsony), т.е. наличие на рынке всего одного покупателя. Когда на рынке противостоят друг другу один продавец и один покупатель, то говорят, что имеет место ситуация двусторонней монополии (bilateral monopoly), при которой цена и объем производства не определены. Существует много теорий, относящихся к рынкам, на которых работает небольшое число фирм и которые называются олигополистическими (см. oligopoly), а специальный случай такого рынка, на котором работают два продавца, известен под названием дуополии (duopoly). Характерной чертой олигополистических рынков является осознание работающими на них фирмами своей взаимозависимости. Это может привести к сговору и проведению политики установления сдерживающих цен (limit pricing) или цен, предупреждающих доступ конкурентов (entry-forestalling pricing), не допускающих появления на рынке других фирм. Такие отрасли промышленности обычно характеризуются жесткими ценами, одной из причин которых является ломаная кривая спроса (kinked demand curve). Кроме того, к одновременному пересмотру цен всеми фирмами мо-жет привести давление возросших издержек производства при ценообразовании по принципу «полных издержек» (full cost pricing) или «средних издержек плюс прибыли» (cost-plus pricing). На некоторых рынках, особенно если там присутствует доминирующая фирма, возникает лидерство в ценах (price leadership). И последней основной формой рынка является монополистическая конкуренция (monopolistic competition), при которой имеется много продавцов, но каждый продавец имеет падающую кривую спроса для своего товара. Единственным макроэкономическим аспектом теории цены является определение изменений совокупного уровня цен. (См. inflation.)

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
214.12 кб

Формирование теории цены

Никоноров Валентин Михайлович
Автор проводит обзор формирования теории цены. Исследован вклад в развитие теории цены представителей затратного направления и представителей маржинального направления.
Читать PDF
67.65 кб

Теория трудовой стоимости и цены

Плещинский Андрей Станиславович
Рецензия на книгу Вальтуха К.К. «Краткосрочная динамика отраслевых цен. Теория. Исследования системной статистики». М.: Янус-К, 2007.
Читать PDF
341.21 кб

Справедливые цены: теоретический аспект

Петиненко Ирина Александровна
Анализируются справедливые цены как сложное явление, которое постоянно развивается. Справедливые цены определяются как цены, которые формируются производителями и потребителями, обладающими достоинством справедливости.
Читать PDF
1.44 мб

Значение теории "администрируемой цены" Минза

Гаджиев Натиг Гадим-Оглы, Гумбатова Сугра Ингилаб-Гызы
В статье рассматриваются теоретические взгляды Гардинера Минза как сторонника государственного вмешательства в экономическую жизнь и констатируются основные выводы теории «администрируемой цены».
Читать PDF
285.29 кб

Расчет цены собственного капитала: теория и практика

Гукова А.В.
Читать PDF
272.67 кб

Расчет цены собственного капитала: теория и практика

Гукова А.В.
Для эффективного управления собственными источниками финансирования деятельности предприятия должны быть решены две задачи: первая минимизация цены собственного капитала, вторая уменьшение трансакционных издержек на единицу реализ
Читать PDF
205.44 кб

Определение цены рабочей силы на основе теории трудовой стоимости

Паронян Артюш Степанович, Польская Галина Александровна, Паронян Арарат Артюшевич, Гейко Мария Владимировна
Рассмотрены проблемы оценки стоимости новых товаров, новых услуг, оценка соотношений уровня заработной платы, реализационных цен на товары и услуги, уровня производительности труда и трудоемкости продукции.
Читать PDF
167.99 кб

Соотношение теоретической и реальной фьючерсной цены на поставку акций

Коршунов Олег Юрьевич
Статья посвящена исследованию соотношения теоретической фьючерсной цены на поставку акций, полученной в предположении эквивалентности фьючерсных и форвардных цен в условиях совершенного рынка и диапазона цен на реальном рынке, вну
Читать PDF
1,000.36 кб

Теоретико-прикладные вопросы понятия «Цены» преступности и ее вычисления

Голина В.В., Брояков С.В.
Исследованы правовая природа и внутренняя структура такой категории как «цена» преступности. Определены концептуальные подходы к установлению «цены» преступности и рассмотрены перспективы их развития.
Читать PDF
299.14 кб

Трактовка земельной ренты и цены земли в трудовой теории стоимости и неоклассике

Водомеров Николай Кириллович
В статье проводится сравнение предпосылок, методов анализа неоклассического и марксистского подходов к трактовке ренты и цены земли. Так же рассмотрены выводы, полученные в рамках этих подходов.
Читать PDF
84.43 кб

Теория и практика расчета нормативной цены земли и земельного налога в Кемеровской области

Старикова Л. Н.
Читать PDF
629.59 кб

История анализа теории цены производства К. Маркса в экономической литературе (1894-1957. Гг. )

Борисов Г. В.
В статье рассматривается история анализа марксистской проблемы превращения трудовых стоимостей в цены производства в течение периода после издания Шт. «Капитала» и до публикации работы Ф. Сетона в 1957 г.
Читать PDF
10.09 мб

Внешняя торговля и хлебные цены в Российской империи. За или против неоклассических теорем внешней т

Попов Г.Г., Чибисова Е.И.
Настоящая статья посвящена проблеме влияния хлебного экспорта Российской империи на внутренние цены на хлеб.
Читать PDF
926.11 кб

Теоретические основы формирования общественной цены и варианты ее трансформации в рыночную цену това

Ляшецкий Анатолий Павлович, Комаров O.K.
В связи с распадом СССР и переходом к рынку замедлились темпы развития экономики России.