(price theory) — часть микроэкономической теории (см. микроэкономика), связанная с определением равновесных РЫНОЧНЫХ ЦЕН и равновесных объёмов товаров и услуг.
См. ТЕОРИЯ СПРОСА, ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТЕОРИЯ РЫНКОВ, ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ТЕОРИЯ ФИРМЫ.
теория цены
ТЕОРИЯ ЦЕНЫ
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
теория цены
Теории, относящиеся к этому разделу экономической науки, могут быть разделены на три основные группы: теории, рассматривающие определение цен на индивидуальные товары; теории, относящиеся к изменениям совокупного уровня цен, и теории, относящиеся к аллокации ресурсов. Теории определения цен можно классифицировать по рыночным структурам, для которых они предназначены. В конкурентных отраслях промышленности фирмы принимают цену (price takers), т.е. цена, по которой они могут продавать свою продукцию, определяется взаимодействием рыночных кривых спроса (demand curve) и предложения (supply curve) рынка, в рамках которого каждая из фирм составляет незначительную часть. Имеется очень много теорий, относящихся к неконкурентным рынкам. Общим свойством фирм на таких рынках являются падающие кривые спроса, и поэтому все фирмы в принципе могут действовать как устанавливающие цену (price setters). Наиболее простой и, вероятно, наиболее широко используемой является теория монополии (monopoly), в которой максимизирующий прибыль монополист выбирает точку на рыночной кривой спроса. Монополии часто могут осуществлять ценовую дискриминацию (price discrimination). Одним из вариантов монополии является монопсония (monopsony), т.е. наличие на рынке всего одного покупателя. Когда на рынке противостоят друг другу один продавец и один покупатель, то говорят, что имеет место ситуация двусторонней монополии (bilateral monopoly), при которой цена и объем производства не определены. Существует много теорий, относящихся к рынкам, на которых работает небольшое число фирм и которые называются олигополистическими (см. oligopoly), а специальный случай такого рынка, на котором работают два продавца, известен под названием дуополии (duopoly). Характерной чертой олигополистических рынков является осознание работающими на них фирмами своей взаимозависимости. Это может привести к сговору и проведению политики установления сдерживающих цен (limit pricing) или цен, предупреждающих доступ конкурентов (entry-forestalling pricing), не допускающих появления на рынке других фирм. Такие отрасли промышленности обычно характеризуются жесткими ценами, одной из причин которых является ломаная кривая спроса (kinked demand curve). Кроме того, к одновременному пересмотру цен всеми фирмами мо-жет привести давление возросших издержек производства при ценообразовании по принципу «полных издержек» (full cost pricing) или «средних издержек плюс прибыли» (cost-plus pricing). На некоторых рынках, особенно если там присутствует доминирующая фирма, возникает лидерство в ценах (price leadership). И последней основной формой рынка является монополистическая конкуренция (monopolistic competition), при которой имеется много продавцов, но каждый продавец имеет падающую кривую спроса для своего товара. Единственным макроэкономическим аспектом теории цены является определение изменений совокупного уровня цен. (См. inflation.)
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003