ТЕОРИЯ АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

теория агентских отношений
теория, пытающаяся объяснить основы организационного поведения через взаимоотношения между доверителями (такими, как акционеры) к агентами (такими, как менеджеры и бухгалтеры компании). Возможно несоответствие действий, осуществляемых агентом в собственных интересах, действиям, которые необходимо осуществлять в интересах доверителей. В рамках компании аналогичное несовпадение целей может возникнуть и случае, сели руководители подразделений отстаивают интересы своих подразделений в ущерб интересам других подразделений и компании в целом.

Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004

ТЕОРИЯ АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
(Agency Theory) - теория, утверждающая, что в условиях рыночной экономики неизбежны определенные противоречия между различными группами лиц, заинтересованных в деятельности фирмы, причем наиболее значимы возможные противоречия между собственниками фирмы и ее топ-менеджерами. Причина этих противоречий - в присущем рыночной экономике разрыве между принадлежащей собственникам и являющейся ключевым элементом права собственности функцией распоряжения в отношении судьбы фирмы и стратегии ее развития, с одной стороны, и функцией текущего управления и контроля за состоянием и изменением имущества фирмы — с другой.
В основе теории — модель взаимоотношений «принципал-агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала; рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Агентская теория объясняет, почему в этом случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимого учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. В рамках агентской теории не только объясняются суть упомянутых противоречий и причины их возникновения, но и предлагаются способы их предотвращения и/или нивелирования негативных последствий. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в решении агентской проблемы исключительно высока.

Источник: Учет анализ и финансовый менеджмент. 2006