Тенденции развития мирового рынка картофеля

Найдено 1 определение
Тенденции развития мирового рынка картофеля
Картофель — быстрорастущая и высокоурожайная культура, занимает четвертое место в мире среди пищевых сельскохозяйственных культур, является важным источником пищи, рабочих мест и доходов в развивающихся странах. Несмотря на важность картофеля, его значение недооценивается при разработке политики сельскохозяйственного развития. ФАО проводит ряд специальных мероприятий с целью вовлечения всего «картофельного сообщества» — от фермеров до ученых и политиков — в деятельность по содействию производству, обработке, потреблению, маркетингу и торговле картофелем и поддержанию роли сельского хозяйства в решении проблем недостаточного питания и голода, бедности, дефицита воды, изменения климата и других глобальных бедствий. Картофелеводство в мире переживает серьезные изменения. До начала 1990-х годов большая часть картофеля выращивалась и потреблялась в Европе, Северной Америке и странах бывшего Советского Союза. Позднее значительно увеличилось производство картофеля и спрос на него в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где с начала 1960-х годов объем производства увеличился более чем в 5,5 раз и достиг сейчас уровня 165 млн т. По данным ФАО, в настоящий момент впервые объем производства картофеля в развивающихся странах превысил соответствующие показатели производства в странах развитого мира. Китай является крупнейшим производителем картофеля, почти треть мирового урожая картофеля убирается в Китае и Индии. В десятку ведущих мировых производителей входят семь европейских стран. В Европе зафиксирован самый высокий уровень потребления картофеля в мире (почти 100 кг на душу населения в год). Многие западноевропейские страны переходят от выращивания картофеля к переработке и производству посадочного материала на экспорт. Мировое потребление смещается от свежего картофеля в сторону переработанной продукции с добавленной стоимостью. В международной торговле как стоимость, так и объем переработанной продукции значительно превышают данные показатели для свежих клубней. Развивающиеся страны являются чистыми импортерами в международной торговле картофелем, размер которой оценивается в 6 млрд долл. США. Потребление сырого картофеля, ранее составлявшее основную форму его использования, сокращается во многих странах, особенно в промышленно-развитых регионах. В настоящее время больше картофеля перерабатывается для удовлетворения спроса индустрии быстрого питания, закусок и полуфабрикатов. Основные причины этих изменений включают рост городского населения, рост доходов, более разнообразный рацион питания, а также образ жизни, оставляющий меньше времени на приготовление пищи из свежих продуктов. Картофель считается объемным, скоропортящимся товаром с высокой стоимостью транспортировки и ограниченными возможностями экспорта, который сводится в основном к сделкам между соседними странами. Эти ограничения не препятствуют международной торговле картофелем, объем которой с середины 1980-х годов увеличился в два, а стоимость — почти в четыре раза. Этот рост объясняется беспрецедентным международным спросом на переработанную продукцию, в частности на замороженную и дегидрированную картофельную продукцию. Развивающиеся страны, хотя и развивают картофелеводство, до настоящего времени не получают выгоды от роста торговли, поскольку являются ведущими чистыми импортерами данного товара. Международная торговля картофелем и картофельной продукцией по-прежнему остается незначительной по сравнению с производством, так как только около 6 % от объема производства поступает в торговый оборот. Высокие затраты на перевозку, включая затраты на охлаждение, — основные препятствия для расширения международного рынка.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник