(Accounting Information Processing Cycle) - совокупность типовых процедур, последовательное выполнение которых обеспечивает достижение основных целей учета: (а) инвентаризация, (б) открытие счетов, (в) регистрация фактов хозяйственной жизни, (г) разноска по счетам, выполнение счетных операций, (д) коллация, (е) составление пробного баланса (оборотно-сальдовой ведомости), (ж) закрытие счетов с составлением отчетности.
Инвентаризация — см. соответствующую статью.
Открытие счетов - процедура, согласно которой в начале очередного отчетного периода должны быть подготовлены счета учета. Имеется в виду, что по каждому счету записываются его наименование и шифр, а также начальное сальдо (если оно есть), его сумма переносится из соответствующих регистров на конец прошлого года. Эта процедура имеет самостоятельное значение, например, в англо-американской системе учета, в конце отчетного периода делаются искусственные проводки, закрывающие счета на соответствующие статьи отчетности, а в начале отчетного периода делаются обратные проводки, т.е. открываются счета.
Регистрация фактов хозяйственной жизни. В отличие от открытия счетов как разовой процедуры регистрация является непременным атрибутом текущей учетной работы и выполняется по мере появления очередного факта хозяйственной жизни, подлежащего включению в систему учета. С этой целью в учете ведутся разнообразные регистры (журналы, ведомости, книги, карточки и др.), состав и содержание которых меняются в зависимости от принятой формы бухгалтерского учета.
Разноска но счетам представляет собой процедуру отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета. Поскольку система счетов в общем случае определяется бухгалтером, разноска может быть выполнена по-разному. Операции по разноске данных по счетам могут либо осуществляться в системе двойного учета (при этом задействованы, как минимум, два синтетических счета - по дебету одного и кредиту другого), либо сопровождать ее (имеется в виду разноска данных по счетам аналитического учета).
Выполнение счетных операций имеет место в том случае, если оценка факта хозяйственной жизни не задана априори (например, цена и количество поступившего сырья в товарно-транспортной накладной), а должна быть некоторым образом определена и присвоена этому факту (например, расчет суммы годовых амортизационных отчислений).
Коллация — одна из важнейших процедур бухгалтерского учета, предполагающая встречную проверку документов и данных, относящихся к одному явлению, но поступающих из разных документопотоков. Это бухгалтерская процедура, с помощью которой осуществляется контроль за достоверностью циркулирующих в системе данных. В отличие от описанных выше процедур коллация не является технологически необходимой, т.е. система учета не рухнет в отсутствие встречной сверки данных, однако надежность системы может существенно пострадать, а негативные последствия могут превысить затраты на ее осуществление.
Составление пробного баланса — за этим условным названием скрывается комплекс действий по составлению описи дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо всех счетов. В силу двойной записи непременным условием пробного баланса являются три пары равенства: на начало периода итог дебетовых сальдо должен быть равен итогу кредитовых сальдо по всем счетам; суммарный итог дебетовых оборотов должен быть равен суммарному итогу кредитовых оборотов и на конец периода итог дебетовых сальдо должен быть равен итогу кредитовых сальдо по всем счетам. Это является признаком формальной правильности учетных данных и корректности разноски по счетам и дает основание приступить к завершающей процедуре - составлению отчетности.
Закрытие счетов с составлением отчетности - как и первая из описанных выше процедур, выполняется однократно и завершает учетный цикл. Этот процесс называют также заключением счетов. Он состоит в следующем. В конце года на основе данных инвентаризации уточняются записи на счетах и выводятся по ним обороты и сальдо. При этом по отдельным счетам остатки переносятся на другие счета и они сальдо не имеют. В результате формируется отчетность, предъявляемая пользователям по назначению. С формальных позиций эта процедура выглядит достаточно простой, однако на самом деле она «мучительна» в том смысле, что требует значительных временных и трудовых затрат, поскольку на процесс формирования итоговых результатов оказывают влияние посторонние (для профессии) лица - собственники, управленцы, налоговые органы, аудиторы. Например, собственники могут не согласиться с предлагаемым топ-менеджерами фирмы распределением прибыли, управленцы захотят завуалировать (по крайней мере в рамках закона) некоторые особенности имущественного положения, налоговики выявят некорректное формирование затрат, аудиторы не согласятся с оценкой некоторых статей и др. Все это потребует корректировки данных по счетам, возможного введения новых проводок, составления иного варианта отчетности.