Св. Фома Аквинский
Св. Фома Аквинский (1225-1274)
Является общепризнанным, что св. Фома Аквинский является выдающимся богословом средневековья. Будучи членом доминиканского ордена и учеником Альберта Великого (1206-1280), св. Фома преподавал во многих центрах образования, включая Париж, Анагни, Орвието, Рим, Витербо и Неаполь. В своих изысканиях он использовал огромное количество источников, начиная от христианской традиции (основанной на св. Писании, отцах Церкви и римских авторах) и кончая греческой философией, включая систему "заново открытого" Аристотеля. Работы св. Фомы посвящены самым разным темам, и среди них есть даже комментарии на Политику и Этику Аристотеля. Наиболее знаменитым среди его главных произведений является Сумма теологии, написанная в период времени между 1265 и 1273 гг..
Для св. Фомы экономические рассуждения являются составной частью моральной философии и осуществляются ради установления правовых норм. Анализ экономической деятельности предпринимается с целью определения подходящих стандартов делового поведения граждан и, таким образом, предстает в качестве одного из элементов исследования справедливости. В качестве наиболее подходящей к экономической жизни категории справедливости Аквинат рассматривал коммутативную справедливость (от commutatio, т. е. сделка). Поэтому ключевыми темами его экономических рассуждений являются ценность и цена, деньги и процент.
Относительно денег св. Фома подчеркивал их функции в качестве средства обмена товаров и единицы учета, т. е. стандарта ценности или мерительного инструмента для сравнения относительных ценностей обмениваемых товаров. Из его рассуждений о компенсации за задержку в выплате денег и о возмещении в связи с похищением денег, также видно осознание им того, что деньги могут обладать экономической значимостью, когда они на руках (особенно когда они на руках у деловых людей). Подчеркивание роли денег в качестве средства обращения и единицы учета ведет к осуждению практики взимания процентов как таковой, поскольку последняя рассматривается как проявление несправедливости. Однако его анализ возмещения и компенсации создал предпосылки для принятия позднейшими богословами lurcum cessans* и damnum emergens,** в качестве основания для легитимной положительной нормы процента.
Справедливая цена любого товара для св. Фомы - это его текущая рыночная цена, установленная при отсутствии в торговой практике мошеннических или монополистических элементов. Здесь речь идет о цене, установленной commuinter denditur, т. е. цене, установленной скорее всем сообществом, чем предпочтениями и потребностями какого-либо одного его члена. Ценность товара будет зависеть от субъективной оценки его полезности. Она также будет зависеть от издержек производства в той степени, в которой последние влияют на условия предложения на любом конкретном рынке. В своем анализе ценности Аквинат не осуществил ни эффективного синтеза полезности и затратных элементов, ни выведения на этой основе теории распределения. Эти проблемы, однако, рассматривались некоторыми его последователями-схоластами, зачастую со ссылкой на аналитический аппарат, созданный св. Фомой.
*Имеется в виду идея о том, что доход которого лишается кредитор, давая ссуду, сам по себе является основанием для взимания платы (Прим. пер.. взято из Й. Шумпетер История экономического анализа, с. 131).
""Речь идет о принципе, согласно которому плату следует считать нормальной или непредосудительной, если кредитор терпит какие-либо убытки (Прим. пер.. там же, с. 130).