СУНЬ ЯТСЕН

Найдено 1 определение
СУНЬ ЯТСЕН
Сунь Чжуншань, Сунь В э и ь (12.11.1866—12.3.1925), китайский революционер-демократ и мыслитель, первый президент Кит. республики (в 1911). Родился в бедной семье близ г. Гуанчжоу. Учился в миссионерской школе на Гавайских о-вах; закончил мед. ин-т (1892) в Сянгане (Гонконге).
С. Я.— организатор «Кит. объединённого революц. союза» («Чжунго гэмин тунмэн хой», 1905); ему принадлежит создание программы партии, в к-рой была сформулирована задача установления в Китае демократия, республики и проведения социальных преобразований с целью улучшения положения народа.
После Учанского восстания 1911, провозгласившего свержение монархии и установление республики, С. Я., вернувшийся из эмиграции, был избран президентом, но вскоре был вынужден уступить этот пост Юань Шикаю, перешедшему уже через неск. месяцев к политике подавления революции. С. Я.— создатель и руководитель «Национальной партии» (гоминьдан). С 1917 возглавил пр-во в Гуанчжоу. В последние годы жизни пришёл к убеждению, что успеха кит. революции невозможно добиться без пробуждения масс и объединения с народами, относящимися к Китаю как к союзнику в борьбе с империалистич. колониальными устремлениями (см. Избр. произв., М., 1964, с. 556—57). С. Я. отнёсся с сочувствием к Окт. революции 1917, после создания кит. компартии реорганизовал гоминьдан (1923), приняв в него коммунистов.
Политич. и экономич. взгляды С. Я. формировались гл. обр. под воздействием зап.-европ. и амер. прогрессивной обществ. мысли и опыта революций в капиталистич. странах. Осн. положения его учения сводятся к «трём принципам»: национализму, народовластию и нар. благосостоянию. Содержание этих принципов изменялось в соответствии с история, условиями, расстановкой классовых сил, обогащением опыта С. Я. Принцип национализма, сначала направленный против маньчжурской династии, впоследствии трансформировался в теорию сплочения кит. народа для борьбы с империализмом. Принцип народовластия, первоначально обозначавший борьбу за демократич. республику, далее был разработан как план политич. устройства, предусматривавший всеобщее избират. право и разделение власти; при этом к органам исполнительной, законодательной и судебной власти С. Я. добавил орган контрольной власти, считая, что эти четыре ступени власти отвечают традиц. кит. политич. строю. Принцип нар. благосостояния мыслился сначала как «уравнение» прав на землю; впоследствии С. Я. включил в этот принцип задачу разработки естеств. богатств Китая, развития путей сообщения и основания крупных гос. предприятий; разработанная им система обществ. устройства была призвана предотвратить накопление богатства в частных руках, дальнейшее обострение имуществ. неравенства и возникновение антагонистич. классов. Истинные причины социального прогресса С. Я. видел в стремлении человечества к улучшению своего существования, классовую борьбу рассматривал как болезнь, развивающуюся в ходе прогресса.
И. Ленин, анализируя взгляды С. Я., отмечал их непоследовательность и народнич. окраску, но вместе с тем высоко ценил их демократич. характер (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 400—06).
Считая, что большинство кит. народа пассивно и не подготовлено к участию в управлении, С. Я. выдвинул ошибочную программу трёх этапов революции, согласно к-рой вслед за этапом воен. управления должен следовать этап политич. опеки и лишь затем этап конституц. управления. Теория политич. опеки впоследствии стала основой политич. доктрины гоминьдана и была использована Чан Кайши для установления своей диктатуры. В целом идеология С. Я. является революционной, направлена на борьбу против феод. пережитков и империализма.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.