СТРУКТУРНЫХ РЕФОРМ ТЕОРИЯ

Найдено 1 определение
СТРУКТУРНЫХ РЕФОРМ ТЕОРИЯ
одна из наиболее распространённых совр. бурж. агр. теорий, призвана обосновать необходимость коренного преобразования капиталистич. агр. отношений в интересах монополистич. капитала, с целью превращения крупного произ-ва в единственный сектор с. х-ва путём экспроприации мелких и средних крест. х-в. Появление этой теории относится к началу научно-технич. революции в с. х-ве (50-е гг. 20 в.), объективно обусловившей необходимость преобразования существующей агр. структуры. Особенно актуальный характер приобрела в странах Зап. Европы в 60—70-е гг.— в период острой борьбы за агр. интеграцию в рамках ЕЭС и обострившихся социальных противоречий в деревне.
По мнению сторонников «С. р.» т. (С. Мансхолта — Нидерланды, Ж. Мийо, Ш. Нури — Франция, и др.), преобразования должны охватить не только с.-х. произ-во, его социальную и экономич. структуру, но и сферу сбыта и переработки с.-х. продукции, предусматривая усиленную концентрацию капитала в пром-сти и торговле, повышение конкурентоспособности пром. и торг. предприятий на внутр. и внеш. рынке, рост монополизации, вытеснение кооп. сектора из сферы переработки с тем, чтобы вся «сфера агробизнеса» стала неотъемлемой частью «индустриального общества».
Согласно «С. р.» т., отраслевая структура с.-х. произ-ва, развитие его специализации определяются с учётом «потребностей рынка». Перенося учение Ч. Дарвина о борьбе за существование в биология, мире на социальную почву, сторонники «С. р.» т. пытаются обосновать якобы благотворное влияние капиталистич. конкуренции на «игру экономич. сил». Целью и критерием эффективности экономич. деятельности с.-х. предприятий провозглашается их прибыльность. Всё, что противоречит этому критерию, отвергается как несоответствующее законам развития совр. «индустриального общества». Теоретики «структурных реформ» подвергли критике «экономич. недостатки» мелкого (т. е. крестьянского) произ-ва, являющегося, по их мнению, нежизнеспособным и устаревшим, «несовершенство психологии», «иррациональный характер мышления» крестьян, ставящие их в неравноправное положение по отношению к совр. капиталистич. предпринимателям в с. х-ве. Меры, принимаемые для косвенной и незначит. поддержки малорентабельных крест. х-в, характеризуются ими как «искусственные» и «антиэкономические», усиливающие хаотичность и диспропорциональность развития с. х-ва. Предлагается политика низких закупочных цен на с.-х. продукцию мелких фермеров и «селекции кредита», т. е. предоставления его исключительно рентабельным, преуспевающим капиталистич. х-вам.
Для обоснования необходимости «структурных реформ» широко используются выводы теории «доминирующей экономики», или «полюсов развития», автор к-рой — франц. экономист Ф. Перру. Согласно этой теории, право на ведение хоз. деятельности имеют л:;шь предприниматели, идущие в «авангарде» научно-технич. прогресса, добивающиеся «оптим. сочетания факторов произ-ва» (труда, предпринимательского и зем. капитала).
«Структурные реформы» призваны уменьшить издержки произ-ва с.-х. продукции монополий, тем самым снизить стоимость рабочей силы и сократить расходы на заработную плату. Они направлены на смягчение острых агр. проблем капиталистич. экономики, таких, как земельная, проблемы перепроиз-ва в нек-рых отраслях с. х-ва, стабилизации розничных цен на продовольств. товары и т. п. Зем. проблема «решается» теоретиками «структурных реформ» путём дальнейшего развития капиталистич. аренды и скупки земли у разоряющихся и по существу сгоняемых с земли крестьян. Во мн. капиталистич. странах создаются смешанные (частно-государственные) и частные зем. компании (напр., компания САФЕР во Франции и Бельгии), скупающие землю для последующей её продажи или сдачи в аренду. Ликвидация мелких крест. х-в, по мнению сторонников «С. р.» т., приведёт к упрочению экономич. позиций крупного агр. капитала, исчезновению острых социальных противоречий в деревне, хотя в действительности «структурные реформы» их лишь усиливают. Крупное произ-во в условиях господства частной собственности на землю не решает и проблемы перепроиз-ва. Более того, его развитие связано с ростом интенсификации и увеличением объёма с.-х. продукции, обусловливающих дальнейшее обострение проблемы сбыта. «Структурные реформы» не могут устранить ожесточённую конкурентную борьбу и нейтрализовать действие стихийных законов капиталистич. рынка, усиливающих диспропорциональность и неравномерность развития отд. отраслей капиталистич. с. х-ва. Проекты стабилизации и даже снижения розничных цен на прод. товары, выдвигаемые представителями «С. р.»т. в условиях инфляционного роста цен, кризиса валютно-финанс. системы капитализма, носят демагогия, характер.
Осуществление «структурных реформ» в с. х-ве приняло широкий размах, гл. обр. в странах ЕЭС. Необходимость их проведения была провозглашена в Римском договоре (1957) и решениях Конференции министров иностр. дел и с. х-ва в Стрезе (1958). Политика «структурных реформ» стала рассматриваться как ведущее, звено во всей системе «единой с.-х. политики „Общего рынка“». В рамках ЕЭС созданы спец. «наднациональные» органы (Европ. комиссия, Европ. агр. фонд — ФЕОГА, и др.), занимающиеся проблемами «структурных реформ».
На первых этапах борьбы за агр. интеграцию Европ. комиссия и др. органы «Общего рынка» в основном вырабатывали рекомендации для пр-в отд. стран ЕЭС по оказанию финанс. помощи крупному произ-ву (особенно путём льготного кредитования), «перестройке» сферы сбыта с.-х. продукции. Во 2-й пол. 60-х — 1-й пол. 70-х гг. значительно активизировалась деятельность ФЕОГА, ставшего органом, финансирующим проведение конкретных мероприятий по «улучшению» агр. структуры стран ЕЭС. В 1967 при Европ. комиссии начал функционировать К-т по структурным преобразованиям в с. х-ве.
В странах «Общего рынка» в качестве эталона развития с. х-ва рекламируется агр. структура США, для к-рой характерно господство крупного капиталистич. произ-ва. Согласно меморандуму Европ. комиссии о реформе с. х-ва («план Мансхолта»), в странах ЕЭС должны быть созданы совр., типично капиталистич. с.-х. предприятия (т. н. «единицы произ-ва»). Предусматривалось, что средняя площадь зернового х-ва составит не менее 80—120 га, каждое молочное х-во будет насчитывать как минимум 40—60 молочных коров, свиноводческое — от 400 до 600 голов свиней. В соответствии с «планом Мансхолта», количество самодеятельного агр. населения в странах ЕЭС должно сократиться с 11 млн. чел. (1967) до 5 млн. в 1980, а полезная с.-х. площадь за этот же период — с 71 до 65 млн. га.
Антидемократпч., антикрестьянская политика монополий и бурж. гос-ва усиливает антагонистич. противоречия между осн. массой земледельцев и монополистич. буржуазией. Экспроприация крест. х-в приводит к росту безработицы, обострению в городах жил. кризиса и т. п. Ширится борьба крестьянства развитых капиталистич. стран против наступления монополий. Так, в 1971 в Брюсселе была проведена 100-тысячная манифестация представителей крестьян стран ЕЭС против агр. политики «Общего рынка». Положения «С. р.» т. подвергаются острой критике со стороны представителей бурж. концепции «устойчивости семейных х-в (ферм)». Кризис политики «структурных реформ» — одно из осн. проявлений кризиса бурж. агр. идеологии.
Коммунистич. и рабочие партии, выступая против «структурных реформ» в с. х-ве, противоречащих интересам широких трудящихся масс, противопоставляют им демократия, альтернативу: развитие крупного произ-ва на основе кооперирования крест. х-в, широкое предоставление кредитов, ссуд и т. п. всем видам кооперации (особенно производственной), вытеснение монополни кооп. сектором из отраслей перерабатывающей пром-сти и сферы сбыта с.-х. продукции; наделение землёй мелких крест. х-в, предоставление им льгот в её приобретении; резкое законодательное ограничение продажи земли лицам нес.-х. профессий; изменение арендных уставов в интересах трудящихся арендаторов.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.