Структурные (балансовые) модели спроса и потребления

Найдено 1 определение
Структурные (балансовые) модели спроса и потребления
это один из основных видов моделей, применяемых при планировании к прогнозировании потребления наряду с конструктивными и аналитическими.
Они основаны на таком рассуждении: в обществе сколько людей, столько вкусов, но все же можно выявить группы потребителей, объединенных сходным потреблением предпочтительных для них товаров к услуг. Нужно только, изучая статистику, выявить признаки сходства, или, как говорят экономисты, «группообразующие» признаки. Есть два противоположных подхода к выявлению этих признаков. Первый: можно группировать, например. семьи по уровню общего дохода или, лучше, по уровню дохода в расчете на одного члена семьи (ясно, что структура потребления семья из двух человек и из шести человек при равной зарплате будет различна). Но и этого недостаточно: различные по составу семьи (где больше детей, где больше взрослых, где больше молодых или старых и т, д.) тоже предъявляют разные требования к количеству и характеру приобретаемых товаров и услуг. Пойдем еще дальше: две семьи одного состава, но одна — живущая в городе, другая — сельская — это очень разные потребительские единицы! Имеются математические методы, позволяющие выявить наиболее удобное (не слишком дробное, но и не слишком укрупненное) разделение людей на социальна-демографические группы, примерно сходные по параметрам потребления.
Второй путь: группировка семей по характеру их покупок и пользования услугами. В одну группу также попадают семьи, примерно сходные по структуре и параметрам потребления.
Так или иначе полученные данные о структуре потребителей позволяют построить модель, по которой и ведутся плановые и прогнозные расчеты:
Z=S1A1+S2A2+…+SmAm
Здесь S означает число потребителей, принадлежащих i-му типу потребления; А —предпочтительный набор потребления этой группы; m — число типов потребления (групп потребителей). Каждое слагаемое, следовательно, представляет собой объем потребления одной группы, сумма — общий объем потребления всех групп.

Источник: Популярный экономико-математический словарь. 3-е изд. Знание. 1990