СТРАТЕГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 1 определение
СТРАТЕГИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ
Каждая социально-экономич. формация, утверждаясь, создаёт механизмы, обеспечивающие устойчивое воспроиз-во присущих ей отношений во всех сферах обществ. жизни и одновременно способствует зарождению новых отношений, ведущих к возникновению внутр. противоречий. Если эти противоречия оказываются антагонистическими, то они могут быть разрешены только в результате коренной ломки старого и становления нового обществ. строя. Неантагонистич. противоречия разрешаются в процессе развития системы и её звеньев, совершенствования структуры и механизмов, служат побудительной силой, способствующей прогрессу при сохранении определяющих, базовых характеристик.
Общество в соответствии с его структурой определяет своё отношение к закономерностям развития, проявляющимся в данных конкретно-историч. условиях, выбирая определ. С. д. р. Они направлены на изменение или сохранение различных социально-экономич. структур, в различной мере затрагивая такие сферы обществ. деятельности, как произ-во, отношения между регионами внутри страны, мирохозяйственные связи, воспроиз-во населения, культура, наука, образование. При социализме выбор и реализация С. д. р. впервые стали результатом сознательной целенаправленной деятельности, содержание к-рой соответствует объективным законам развития человеческого общества. В условиях соревнования с социализмом совр. капитализм не может ограничиться механизмами стихийного формирования С. д. р., когда изменения экономич. механизма и институциональной структуры происходят в процессе поиска форм преодоления противоречий, проявляющихся на поверхности явлений обществ. жизни, при решении многочисленных частных задач развития обособленными экономич. единицами. Он вынужден прибегать к мерам, оказывающим долгосрочное воздействие на внутр. социально-экономич. динамику и междунар. экономич. отношения.
Проведение С. д. р. в жизнь при социализме может осуществляться с помощью мер прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие предполагает сознательное осуществление стратегии, выбор промежуточных целей, принятие долгосрочных целевых программ с учётом необходимого для их осуществления текущего распределения ресурсов. Косвенное воздействие ориентировано на соответств. совершенствование или корректировку экономич. механизма, на создание новых институциональных форм и замену устаревших с тем, чтобы создать в обществе социально-экономич. структуры, заинтересованные в достижении целей и результатов, способствующих реализации С. д. р.
В какой бы области обществ. жизни ни формировалась С. д. р., она в решающей мере определяется характером экономич. отношений. При эволюционном развитии влиянию С. д. р. в наибольшей степени подвергается процесс воспроиз-ва, т. к. вновь создаваемые элементы обществ. и экономич. структур более приспособлены к восприятию нового.
Пример успешного проведения С. д.р. —курс молодого Сов. гос-ва на осуществление ускоренной индустриализации, на создание полной воспроизводств. структуры, включающей добычу сырья, все необходимые стадии его обработки, выпуск массовой продукции, произ-во средств произ-ва, разработку новых технологий, развитие науки и превращение её в производительную силу. Строительство первого в мире социалистич. гос-ва в условиях враждебного капиталистич. окружения, стремившегося исключить Сов. Союз из междунар. разделения труда, происходило в условиях, ограничивающих выбор С. д. р. в сфере внешне-экономич. связей. Возникновение мировой социалистич. системы, а затем и активное включение социалистич. стран в междунар. разделение труда поставило задачу формулировки С. д. р. с учётом этих новых обстоятельств. Образование СЭВ определило курс стран социалистич. содружества на интеграцию, на создание условий для их добровольного постепенного сближения во всех областях обществ. и экономич. жизни, на утверждение новых социалистич. принципов междунар. разделения труда. Социалистич. страны формируют совместную С. д. р., обеспечивающую их планомерное и динамически сбалансированное развитие, помогают друг другу развивать своё х-во в направлении создания воспроизводств. структуры, способствующей наилучшему использованию экономич. ресурсов каждой страны. Одним из важных этапов при выработке совместной С. д. р. является реализация долгосрочных программ использования природных ресурсов, предусматривающих целесообразное вовлечение капитальных и трудовых ресурсов заинтересованных стран.
На принципиально иных стратегия, установках основано капиталистич. разделение труда. Несмотря на любые меры протекционизма, принцип сравнительных издержек остаётся ведущим. В силу этого экономика каждого региона испытывает тенденцию к специализации на произ-вах наиболее эффективных для неё с точки зрения собственников средств произ-ва. Поскольку в рамках капиталистич. разделения труда взаимодействуют регионы, находящиеся на принципиально несопоставимых уровнях развития, последоват. проведение подобной С. д. р. оказывает решающее влияние на структуру х-ва этих регионов. Руководствуясь принципом сравнительных издержек, участники капиталистич. разделения труда ориентируются на покупку тех товаров, к-рые дешевле обменять на продукцию внутр. произ-ва, чем налаживать выпуск внутри своей экономики. В результате этого развивается процесс специализации. Структура внутр. экономики регионов меняется, т. к. большая часть капиталовложений направляется в наиболее эффективные сферы производств. деятельности, что ведёт к изменению структуры внутр. оценок различных видов продукции, причём те из них, на к-рых страна (или регион) не специализируется, приобретают относительно более высокую внутр. оценку, т. к. со временем наладить соответствующее произ-во внутри оказывается всё труднее. В связи с этим расширение импорта становится более выгодным и тенденция к специализации закрепляется. При целесообразном выборе С. д. р. специализация могла бы обеспечить долгосрочные преимущества каждому из партнёров. Однако реализация необходимой для этого стратегии требует мер, неприемлемых для развитых капиталистич. стран и несовместимых с осн. принципами капиталистич. разделения труда. В частности, развивающиеся страны могли бы постепенно преодолеть натиск со стороны развитых капиталистических стран, образуя экономически интегрированные регионы, стремящиеся к созданию воспроизводств. структуры, адекватной уровню развития своих производит. сил. Регион в целом может создать более рациональную структуру х-ва, если он выберет такую С. д. р., к-рая будет ориентировать на замещение импорта решающих для него видов продукции. Одновременно для отдельных входящих в регион стран более рациональной может оказаться С. д. р., направленная на замещение экспорта, т. е. на углубление степени обработки производимой ими продукции, на совершенствование ведущей технологии и т. п.
Стратегия развитых капиталистич. стран направлена на то, чтобы помешать развивающимся странам осуществить подобную интеграцию и побудить каждую из них в отдельности вступать в междунар. экономич. отношения. Поток иностр. инвестиций направляется лишь в страны, ведущие «политику открытых дверей», т. е. не регулирующие структуру иностр. вложений и не препятствующие свободному вывозу прибылей. Последоват. осуществление развитыми капиталистич. странами своей С. д. р. ведёт к расслоению воспроизводств. структуры мирового капиталистич. х-ва. Развивающиеся страны специализируются гл. обр. на произ-ве сырья, полуфабрикатов и трудоёмкой продукции, не требующей высокой квалификации труда. Группа несколько более развитых стран занята различными стадиями переработки сырья. Далее следует группа стран, выпускающих массовую продукцию, затем страны, производящие оборудование, и, наконец, на самом верху воспроизводств. пирамиды оказываются те, кто создаёт новые технологии и продаёт престижные товары. Ориентация на подобную С. д. р. ведёт к тому, что сильнейший получает возможность диктовать свои условия внешнеторгового обмена более слабым партнёрам, если они выступают изолированно и каждый руководствуется в основном своей текущей выгодой. В этих условиях лучшие позиции приобретает тот, кто располагает полной воспроизводств. структурой х-ва в сфере своей деятельности, т. е. контролирует процесс соответствующего произ-ва от добычи сырья вплоть до создания новой технологии. Социалистические страны, участвуя в мировом разделении труда, вырабатывают совместную С. д. р. в области мирохозяйственных связей, способствующую укреплению независимости социалистич. содружества и не ведущую к искажению воспроизводств. структуры его х-ва. Принципы социалистич. разделения труда эти гос-ва стремятся распространить на отношения с развивающимися странами, оказывая им помощь в достижении подлинной независимости на основе поэтапного создания воспроизводств. структуры экономики, к-рая обеспечивала бы наиболее полное использование природных, трудовых и др. экономич. ресурсов в интересах этих стран.
Выбор С. д. р. осуществляется в рамках специального долгосрочного анализа. Связь с текущими экономич. оценками может оказаться при этом весьма условной. Во многих случаях выбирается стратегия, не являющаяся наиболее рентабельной, или эффективной, при её сопоставлении по текущим оценкам с другими. Так, выбрав курс на индустриализацию, Коммунистич. партия и Сов. гос-во принимали во внимание существование альтернативных С. д. р., нек-рые из к-рых представлялись более эффективными с точки зрения экономич. оценок того времени. Курс на индустриализацию был выбран исходя не из текущих, а из долгосрочных целей развития. Его реализация позволила превратить страну в мощную пром. державу.
Реализация правильно выбранной С. д. р. ставит ряд конкретных задач в сфере принятия нар.-хоз. решений, особенно тех, к-рые влияют на формирование экономич. структур. При этом необходимо учесть ресурсные возможности реализации С. д. р., обеспечить соответствие между темпами её проведения и объективными условиями, отражающими инерционность социально-экономич. структур.
С. д. р. не должны формулироваться в терминах таких агрегированных показателей, как валовой продукт, темпы роста произ-ва или совокупная производительность труда, поскольку все эти показатели существенно зависят как от физич. объёмов, так и от изменения структуры х-ва. Ориентация С. д. р. на динамику подобных стандартных агрегированных показателей может вести к замедлению процесса своевременной перестройки структуры экономики. Поэтому С. д. р. нужно формулировать в виде содержат, задач по достижению определ. структурных сдвигов.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
685.60 кб

Стратегия долгосрочного развития Востока России

Ишаев Виктор Иванович
Читать PDF
628.73 кб

О стратегических проблемах долгосрочного развития

Львов Дмитрий Семенович
Рассмотрены две модели оценки нынешнего состояния экономики страны, достигнутого в результате десятилетия реформ.
Читать PDF
3.09 мб

Стратегии долгосрочного развития производственной компании

Павлов Константин Викторович, Селин Игорь Владимирович
Рассматриваются вопросы управления и разработки системы генерации стратегий долгосрочного развития производственной компании в свете концепции стратегического динамического программирования, а также предлагается методический подхо
Читать PDF
2.67 мб

Cоциальный потенциал и стратегия долгосрочного развития России

Подберезкин Алексей Иванович
В статье освещается позиция автора по проблемам корректировки Стратегии долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, обсуждение которых началось в экспертном сообществе.
Читать PDF
1,021.13 кб

К стратегии долгосрочного социально-экономического развития России

Матюшок Владимир Михайлович
Обосновываются отказ от концепций «догоняющего развития» и необходимость стратегии долгосрочного социально-экономического развития России.
Читать PDF
210.92 кб

Стратегия долгосрочного развития города Тамбова: замысел и реализация

Иванова Елена Юрьевна
В статье проанализированы возможности реализации Стратегии социально-эконо-мического развития города Тамбова Тамбовской области на период до 2020 г. и ряд других программных документов по долгосрочному развитию города.
Читать PDF
5.22 мб

Валютная политика в стратегии долгосрочного экономического развития России

Алтунян А. Г.
This article analyses the dynamics of Russian economic development in relation to monetary policy, focusing on its consequences for long-term economical growth.
Читать PDF
109.95 кб

Формирование инновационной стратегии долгосрочного развития экономики России

Ломакина Ольга Борисовна
Россия имеет достаточно мощный задел в области нанотеха. В стране созданы определенные предпосылки для формирования современной НИС.
Читать PDF
187.97 кб

Система генерации стратегий долгосрочного развития производственной компании

Павлов К.В., Косачев A.B.
Исследуется такой эффективный метод разработки и внедрения в жизнь новых технологий и крупномасштабных инжиниринговых проектов, как динамическое стратегическое планирование.
Читать PDF
191.55 кб

Особенности разработки и реализации стратегии долгосрочного развития учреждений культуры

Фокина Марина Львовна
Рассмотрены особенности технологии формирования стратегии социально-экономического развития учреждений культуры в условиях влияния факторов внешней и внутренней сред.
Читать PDF
245.72 кб

Стратегические направления и приоритеты долгосрочного развития сельского хозяйства Дагестана

Аджиева К.И.
Раскрыты ключевые проблемы, определены стратегические направления, приоритеты и ресурсный потенциал долгосрочного развития сельского хозяйства Республики Дагестан.
Читать PDF
350.76 кб

Стратегическая ориентация румынского энергетического сектора в контексте долгосрочного развития

Илиаш Николае
Читать PDF
658.38 кб

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс»: Актуальные проблемы

Шеховцов Роман Викторович
В статье рассмотрены вопросы международного и межрегионального сотрудничества, опыт создания и функционирования Еврорегионов на примере Еврорегиона «Донбасс».
Читать PDF
393.36 кб

Стратегия долгосрочного развития интегрированной системы управления конкурентоспособностью экономики

Чайников Валерий Николаевич
Рассмотрена стратегия долгосрочного развития интегрированной системы управления конкурентоспособностью экономики региона, под которой понимаются совокупность стратегических целей и выбор путей их достижения.
Читать PDF
204.50 кб

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Уральского федерального округа - новый уро

Латышев П.М.
В статье дан глубокий анализ социально-экономического положения в Уральском федеральном округе, указаны пути долгосрочного развития региона в контексте единой Стратегии развития России до 2020, которая поднимет на новый уровень те