Страноведение

Найдено 1 определение
Страноведение
географическая дисциплина, занимающаяся изучением территорий (стран и их районов, регионов), систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социально-политической организации, особенностях исторического развития. Изначально отождествлялась с географией в целом. По Н.С. Мироненко, основная идея и задача С. заключается в раскрытии пространственной организации (структуры) страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов общественного и природного характера. Единого взгляда на С. (общепринятого определения, понимания положения С. в системе наук), в научно-географической среде не сформировалось. Согласно различным подходам, представления о С. меняются в широком диапазоне от «формы организации» статистических данных о стране до «ядра» всей географии (или по определению Н.Н. Баранского, «купола» над нею). Термин с буквальным значением «странознание» существует в восточно-славянских («країнознамвство» – украинский,«краіназнаўства» белорусский) и немецком языках («Landeskunde»). В большинстве других языков дисциплина называется региональной географией. Понятия «С.» и «региональная география» довольно близки, но полностью не совпадают, т.к. второе – более узкое. С. соединяет материалы и данные по территориям: от отдельных местностей до территорий стран и их районов, различных групп стран (например, Западная Европа, Юго-Восточная Азия) и континентов. По предмету страноведение отчасти пересекается с регионоведением, однако объектом страноведения является в т.ч. «государство», т.е. географический таксон, обладающий уникальным свойством – суверенитетом. Отдельный раздел страноведения, который ис торически сформировался в Европе как обособленная научная дисциплина, – «востоковедение». В нашей стране С. как особая географическая дисциплина получила активное развитие в 1920-30-х гг. Большую роль в ее становлении сыграл Н.Н. Баранский, разработавший методологические основы «комплексного страноведения». Описание территории, по Баранскому, должно быть максимально разносторонним; при этом все элементы должны рассматриваться, в первую очередь, с точки зрения их хозяйственного значения. Основной задачей С. (в отличие от региональных разделов отраслевых географических дисциплин) является создание целостных и по возможности более широких по своему содержанию характеристик различных территорий (стран и регионов). Комплексное С. имеет три тесно связанные между собой задачи: 1) описание (выявление фактов); 2) объяснение; 3) прогнозирование. Отечественную школу комплексного С. выделяют: а) всесторонний анализ взаимосвязи природы, человека, хозяйства; б) исторический подход при изучении их взаимодействия; в) аналитичность и проблемность; г) широта охвата и разносторонность подходов; д) особое внимание к человеку и всем сторонам и циклам его жизнедеятельности. Страноведческое изучение зарубежных стран в СССР стало важным направлением научной деятельности учеников и последователей Баранского: в первую очередь, И.А. Витвера, И.М. Маергойза, В.В. Вольского и др. В 1970-80-х гг. происходит переоценка многих «страноведческих ценностей». На этой волне возникла концепция «проблемного страноведения», авторами которой стали В.М. Гохман и Я.Г. Машбиц. Согласно этой концепции, наряду с описательным С., необходимо создавать характеристики, освящающие узловые проблемы; от покомпонентных описаний территории надо переходить к аналитическим характеристикам ключевых проблем. Выделяют три группы проблем: 1) общие для всех стран; 2) актуальные для стран определенного типа (например, нефтедобывающие, островные и т. п.); 3) индивидуальные. К ключевым проблемам относятся: место страны в мирохозяйственных отношениях; ресурсообеспеченность; структурные проблемы экономики и общества; проблемы расселения людей; образ жизни населения, проблема социального равенства в территориальном аспекте; экология; проблемные районы страны и др. Особое значение имеет концепция соединения С. с решением глобальных проблем человечества, выдвинутая Э.Б. Алаевым, Г.В. Сдасюк, С.Б. Лавровым. Глобальные проблемы рассматриваются как кризисные ситуации, охватывающие большое число людей и распространяющиеся на крупные регионы или весь мир (например, нехватка продовольствия, энергии, сырья; ухудшения качества биосферы; неравномерность распределения материальных благ и др.). Подобный глобальный подход ориентирует С. на сравнительные межстрановые исследования, усиливая страноведческие позиции и ставя перед С. новые научные задачи. Концепция «эволюционного страно ведения» (предложенная автором статьи) возникла и развивается по принципу дополнительности в рамках мирохозяйственной парадигмы, причем эволюционно-страноведческий и мирохозяйственных подходы в географии хозяйства и общества соотносятся как особенное и общее. Концепция базируется на трех постулатах: 1) зависимости от пройденного пути; 2) метахронности социально-экономических явлений; 3) многообразии локальных резонансов в социуме. В самом обобщенном и упрощенном виде суть эволюционного С. заключается в признании важности и обязательном использовании современных исторических подходов при исследовании хозяйства и общества стран мира. Таким образом, в начале 2010-х гг. в отечественной науке сложилось несколько типов С. со своими функциями, подходами, методами и целями: научное, информационное, публицистическое, образовательномировоззренческое. В рамках коллекторской программы информационного подхода С. занимается комплексным изучением стран (государств) и их районов. В рамках исследовательской программы С. изучает организацию общества в географическом пространстве государств под воздействием эндогенных и экзогенных факторов, т.е. занимается познанием закономерностей организации общества на территории, ограниченной государственной границей. При данном подходе задача и научный результат страноведческих исследований заключается в выявлении организации страны как территориальной системы, ее состояния в заданные моменты времени, определении коридора стабильности и ключевых элементов в целях управления. Основные типы С. и их базовые характеристики представлены в таблице. См. также ст. Типология стран.

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
517.14 кб

\ страноведение \ в державе датской

Воробьева Ирина
Читать PDF
442.96 кб

\ страноведение \ Индия. Река времен

Воробьева Ирина
Читать PDF
715.64 кб

\ страноведение \ Восход в Бразилии

Воробьева Ирина
Читать PDF
549.18 кб

\ страноведение \ Ирландия. После бала

Воробьева Ирина
Читать PDF
396.94 кб

\ страноведение \ французская политическая кухня

Воробьева Ирина
Читать PDF
367.74 кб

\ страноведение \ социализмв отдельно взятой стране

Воробьева Ирина
Читать PDF
310.97 кб

\ страноведение \ кризис по-итальянски

Воробьева Ирина
Читать PDF
484.50 кб

\ страноведение \ русская Швейцария

Воробьева Ирина
Читать PDF
553.67 кб

\ страноведение \берег золотой

Воробьева Ирина
Читать PDF
540.35 кб

\ страноведение \ прекрасное далеко

Воробьева Ирина
Читать PDF
579.90 кб

\ страноведение \ город Солнца

Воробьева Ирина , Астахова Анастасия
Читать PDF
206.46 кб

Экономическая и судебная составляющие концептосферы «Страноведение»

Ильин Юрий Васильевич, Смирнова Ирина Юрьевна
Термин «страноведение» используется в советском и русском лингвистическом и методическом пространстве как совокупность знаний о стране изучаемого языка, что способствует его усвоению.