СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ
Совокупность видов имущественного страхования, связанных с эксплуатацией космической техники. Бурное развитие коммерческих капиталовложений в космические программы, начавшееся с середины 60-х гг. XX столетия, потребовало выделения С.к.р. из авиационного страхования как отдельной отрасли. Первый договор страхования космического спутника был заключен в 1965 г. и включал страхование ответственности и на стадии запуска спутника.В мировой практике выделяются 4 основных вида полисов по С.к.р.: страхование на время сборки и последующего испытания спутников, ракет-носителей и отдельных агрегатов; при этом проверка механизмов включает "функциональное" или холодное тестирование, а также может производиться в имитационных условиях с запуском двигателей на стенде. Страхование на предпусковой стадии охватывает этап от окончательной сборки до запуска, включая транспортировку космического аппарата от места хранения к месту запуска, время последующего хранения. Действие этой стадии прекращается с момента запуска двигателей для вывода аппарата на орбиту. В случае неудачного запуска двигателей договор вновь вступает в силу. Страхование на стадии запуска начинается с момента запуска двигателей и действует до момента вывода на расчетную орбиту с последующей проверкой функционирования всех систем до передачи спутника в коммерческое использование. Обычно проверка длится не более 180 дней с момента запуска. Страхование на орбите обеспечивает гарантию во время рабочей фазы функционирования спутника на орбите.Страхование на названных четырех стадиях проводится "от всех рисков". Широко применяется также страхование ответственности перед третьими лицами. Страхование от потери дохода гарантирует возмещение всех последующих убытков в результате повреждения спутника на любой стадии - от сборки до работы на орбите. В потери включается доход, который мог быть получен в случае нормального функционирования спутника на орбите. Страхование на случай дополнительных затрат при задержке запуска спутника покрывает возмещение расходов, связанных с оплатой транспорта, операционных систем и сервисного обслуживания приемо-передающих устройств, устанавливаемых на спутниках, до следующего запуска.Объем страховой ответственности при комплексном полисе по одному спутнику может превышать 1 млрд долларов. Катастрофы и следующие за ними крупные выплаты со стороны страховых компаний вносят существенные сложности в развитие рынка С.к.р.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

СТРАХОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ
англ. spacecraft insurance) – совокупность видов имущественного и личного страхования, связанных с осуществлением космической деятельности. Первый договор С.к.р. был заключен в 1965 в отношении космического аппарата Early Bird, принадлежащего консорциуму Comsat. Он покрывал риск предстартовой подготовки и ответственности перед третьими лицами в случае неудачного пуска. Как правило, С.к.р. охватывает только коммерч. проекты (космич. системы связи, навигации и космич. мониторинга), однако существуют прецеденты страхования некоммерч. программ (космич. оборонные системы, научные программы). В рамках С.к.р. была организована страховая защита для более 99% коммерч. космич. проектов. Достаточно интенсивное развитие С.к.р. связано с ростом инвестиций в космич. отрасль и бурным развитием телекоммуникационных космич. систем, обусловленных глобальной информатизацией. Сначала космич. риски размещались на рынке авиационного страхования (см. Страхование авиационное), однако их специфика способствовала выделению в отд. вид. За рубежом инфраструктура системы космич. страхования в осн. уже сложилась. Емкость рынка космич. страхования с 1985 выросла со 150 млн долл. США до 900 млн в 1997. Ассортимент страховых продуктов постоянно расширяется. Как показывает практика зарубежного С.к.р., еще на этапе бизнес-планирования космич. проекта разрабатывается всеобъемлющий план управления риском, в к-ром особое внимание уделяется орг-ции страховой защиты. Необходимость орг-ции страхового покрытия в большинстве случаев является непременным условием привлечения финанс. средств для реализации проекта. Учитывая значит. капиталоемкость космич. проектов, потенц. инвесторы стремятся максимально снизить свой предпринимательский риск. Особо оговариваются санкции в случае невыполнения условий или сроков осуществления проекта. Потенц. страхователями в зависимости от этапа реализации космич. проекта выступают его инвесторы, разработчики и производители космич. техники, а также орг-ция, осуществляющая запуск ракет космич. назначения. Однако осн. носителем риска является собственник космич. системы. Расходы на С.к.р. включаются в структуру цены космич. продукции (услуги, производимой космич. системой). Т.о., финансирование организации страховой защиты возлагается на конечного потребителя. За рубежом различают след. осн. виды страхового покрытия С.к.р.: страхование во время производства и испытаний ракетно-космич. техники, функциональные и огневые испытания; период предстартовой подготовки элементов ракет космич. назначения к пуску, включая их транспортировку, хранение и подготовку на космодроме; период действия страховой защиты заканчивается моментом подачи санкционированной команды «контакт-подъем». В случае остановки пуска договор страхования вновь вступает в силу до момента повторного запуска либо до его окончат. отмены. Период действия договора страхования при запуске ракеты космич. назначения, как правило, охватывает пуск и выведение орбитального аппарата в заданную точку космич. пространства (launch insurance) и 180 дней его орбитального функционирования с момента пуска, в течение к-рых проверяется возможность его использования по целевому назначению. Размер страхового тарифа по данному виду страхового покрытия составляет 17–21%. В основу определения страховой стоимости включается стоимость самого орбитального аппарата, средства выведения и издержек по организации запуска. Размеры страховых сумм при страховании запуска колеблются в пределах 80–250 млн долл. в зависимости от орбитального аппарата и средств выведения. С.к.р. при орбитальном функционировании космич. аппаратов проводится в осн. сроком на 1 год. В объем покрытия может быть включен предпринимательский риск собственника космич. проекта (финанс. потери в случае гибели, повреждения спутника на орбите, повлекшего за собой невозможность функционирования по целевому назначению). В соответствии с законом США «О коммерческих запусках» лицензиат, т.е. сторона, имеющая лицензию на проведение запуска, должен представить документы (сведения о ден. средствах, депонированных в банке, или страховой полис), гарантирующие возмещение ущерба перед третьими лицами в размере от 164 до 215 млн долл. в зависимости от используемого средства выведения. Если ущерб превышает размер данного обеспечения, пр-во США гарантирует возмещение ущерба до 1,5 млрд долл. сверх него. Кроме того, лицензиат обязан застраховать объекты и оборудование стартового комплекса, являющиеся федер. собственностью пр-ва США, на сумму порядка 80 млн долл. С.к.р. в России – достаточно новый и интенсивно развивающийся сегмент страхового рынка. Проблемы освоения космоса были тесно взаимоувязаны с вопросами обеспечения обороноспособности нашей страны, что предопределило монополию гос-ва на реализацию космич. программ и закрытый характер информации в отношении отечеств. космич. технологий. В связи с этим гарантии по космич. программам до конца 80-х гг. предоставлялись пр-вом из бюджета. Правовой основой осуществления страховой защиты космич. деятельности является Закон РФ «О космической деятельности» (1993). В соответствии с законом страхование космонавтов, персонала наземной космич. инфраструктуры, а также ответственность перед третьими лицами осуществляется в обязат. форме. Страхование имуществ. интересов участников космич. деятельности, связ. с гибелью, утратой и повреждением космич. техники, проводится в добровольной форме. Российские космич. страховщики в осн. покрывают только риски запуска и орбитального функционирования ракетно-космич. техники.

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь