СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
Стиль руководства
способ обращения руководителей с подчиненными; характер отношений в процессе исполнения служебных обязанностей.
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
специфическая особенность труда руководителя, в которой проявляется совокупность неформализованных приемов управления.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический).
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Стиль руководства
манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей; формы и методы управления, используемые отдельной личностью.
Источник: Малый экономический глоссарий (проект www.src-master.ru)
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА (УПРАВЛЕНИЯ)
способ обращении руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократический, либеральный стиль.
Стиль руководства
(англ. stylus of leadership) – относительно устойчивая, обладающая внутренним единством совокупность применяемых руководителем правил и приемов личной работы, а также особенностей его взаимоотношений с окружающими в процессе руководства.
Источник: Словарь по менеджменту.
Стиль руководства
(management style, 管理风格)-обобщенные виды поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленных целей. Возможна следующая классификация: 1) авторитарный руководитель-навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения, ссылки на традицию; 2) демократичный руководитель-позволяет подчиненным участвовать в принятии решений, предпочитает оказывать влияние с помощью убеждений, харизмы; 3) либеральный руководитель − дает подчиненным практически полную свободу.
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Стиль руководства
Совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя. Система управленческих воздействий руководителя на подчиненных, обусловленная спецификой поставленной перед коллективом задачи, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий, личностными особенностями всех членов коллектива. Различают с. р.: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский). Стимул Побуждение к действиям, причина поведения человека. Существуют следующие формы стимулов: принуждение, материальное и моральное поощрение, самоутверждение.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
Стиль руководства
совокупность устойчивых, взаимосвязанных и
взаимообусловленных черт деятельности, отражающих умение, способность и
готовность субъекта управления в лице соответствующего руководителя, действующего в рамках законодательства и принятых принципов, обеспечивать
решение поставленных задач. Выделяют следующие стили управления персоналом:
- авторитарный (директивный) стиль - для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем все решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как личности;
- демократический (коллегиальный, кооперативный) стиль - управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений инициативных сотрудников, а выполнение принятых решений контролируется руководителем и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей;
- либеральный (популистский) стиль - отличает руководителей, которые предпочитают роль посредника, дающих подчиненным широкую самостоятельность, практически полную свободу, причем мало подкрепленную
должным контролем; руководители-либералы не вмешиваются в работу своих
подчиненных, дают советы лишь по их просьбе, виртуозно снимая с себя ответственность.
взаимообусловленных черт деятельности, отражающих умение, способность и
готовность субъекта управления в лице соответствующего руководителя, действующего в рамках законодательства и принятых принципов, обеспечивать
решение поставленных задач. Выделяют следующие стили управления персоналом:
- авторитарный (директивный) стиль - для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем все решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как личности;
- демократический (коллегиальный, кооперативный) стиль - управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений инициативных сотрудников, а выполнение принятых решений контролируется руководителем и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей;
- либеральный (популистский) стиль - отличает руководителей, которые предпочитают роль посредника, дающих подчиненным широкую самостоятельность, практически полную свободу, причем мало подкрепленную
должным контролем; руководители-либералы не вмешиваются в работу своих
подчиненных, дают советы лишь по их просьбе, виртуозно снимая с себя ответственность.
Источник: Менеджмент персонала
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решений типовых задач и выработки управленческих решений с учетом особенностей взаимодействия должностных лиц, подчиненных данному руководителю. С.р. определяется особенностями властно-распорядительных отношений руководителя и членов коллектива по поводу подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Различают три типа стилей руководства: демократический (коллегиальный), директивный (авторитарный, единоличный) и попустительствующий (либеральный, анархический, пассивный). С.р. определяется рядом факторов: типом личности руководителя, уровнем его воспитания, накопленным опытом, условиями работы предпри-ятия, стадией развития коллектива. Тип личности и темперамент предопределяют форму общения руководителя с подчиненными, воспитание вносит значительные коррективы в природные наклонности человека, заставляет часто сдерживать эмоции, сглаживать крайние формы их проявления. С течением времени руководитель накапливает опыт в решении разного рода ситуаций и конфликтов, приобретает определенные стереотипы их реализации. Условия работы организации, подразделения иногда диктуют необходимость той или иной более жесткой формы поведения руководителя (сжатые сроки выполнения работы, дефицит ресурсов). Чем более зрелый, развитый коллектив, тем большая возможность свободы в регламентации его деятельности, сокращении этапов контроля. Эффективность С.р. определяется: показателями деятельности организации, психологическим климатом в коллективе, текучестью кадров, уровнем конфликтности в коллективе, исполнительской дисциплиной. Разработано множество классификаций С.р. Одной из первых и наиболее известных классификаций является предложение К. Левина (США), выделившего авторитарный С.р., демократический С.р.., пассивный С.р.
Позднее разработаны виды С.р. в зависимости от ориентации руководителя на отношения в коллективе или на работу, получившие название «управленческой решетки» Блейка и Моути. Специалисты в области ситуационного лидерства (Фидлер, Херси, Бланшар) предложили рассматривать три переменные: отношения между руководителем и членом группы, структуру задачи и должностные полномочия. В рамках предлагаемых моделей авторы утверждали, что наиболее эффективным является С.р., учитывающий зрелость исполнителей. В настоящее время эффективным считается С.р., ориентированный на реальность.
Позднее разработаны виды С.р. в зависимости от ориентации руководителя на отношения в коллективе или на работу, получившие название «управленческой решетки» Блейка и Моути. Специалисты в области ситуационного лидерства (Фидлер, Херси, Бланшар) предложили рассматривать три переменные: отношения между руководителем и членом группы, структуру задачи и должностные полномочия. В рамках предлагаемых моделей авторы утверждали, что наиболее эффективным является С.р., учитывающий зрелость исполнителей. В настоящее время эффективным считается С.р., ориентированный на реальность.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
метод, совокупность приемов деятельности руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации (предприятия, фирмы и т.п.), т.е. манера поведения руководителя с подчиненными. С. р., характеризующий данного руководителя, - это степень, до которой он делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, его забота о человеческих отношениях и выполнении данной задачи. Каждый из них - это уникальная личность, обладающая рядом способностей, а поэтому С. р. не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. Скорее он может находиться в определенном континууме (находится в неразрывной связи между «от» и «до»). По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (одна крайность) и либеральным (другая) или это будет стиль, сосредоточенный на работе или на человеке. Между автократичным и либеральным С. р. занимает промежуточное место демократический стиль. Автократичный руководитель обладает достаточной властью (авторитаризм), чтобы навязывать свою волю исполнителям, как можно больше централизует полномочия, не даст подчиненным свободы в принятии решений, порой оказывает на них психологическое давление. Такие руководители постоянно озабочены, на их лицах нередко написана занятость и это их сильная сторона, позволяющая им переносить значительные физические и эмоциональные перегрузки. Но, концентрируя руководство в своих руках, они не достаточно хорошо владеют сами и используют возможности своих подчиненных, не считаются с их мнением, одинаково быстро и без обсуждения с коллективом решают второстепенные и важные вопросы. Все это увеличивает вероятность ошибок при управлении, снижает эффективность руководства. Демократический С. р. характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Демократичный лидер способствует, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть задач самим, старается научить их вникать в проблемы фирмы (предприятия, организации), оценивать альтернативные решения, хорошо знает и использует их возможности, стремится к общению с ними, спокойно со вниманием относится к критике в свой адрес, но, как правило, стратегию управления сохраняет в своих руках. Либеральный (попустительский) стиль означает, что подчиненным дастся почти полная свобода в определении целей и выборе решаемых задач, контроля за своей работой. Если авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя (он определяет все стратегии подчиненных, не делегирует никаких полномочий им), а демократичное - разделением власти и участием работников в управлении (ответственность не концентрируется, а распределяется), то либеральное - минимальным участием руководителя (подчиненные имеют полную свободу принимать собственные решения), его безынициативностью и, как результат, пуском дела на самотек. Классифицировать С. р. можно и по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности - сосредоточение на работе, до другой - сосредоточение на человеке. Руководитель, сосредоточенный на работе, заботится, прежде всего, о проектировании задачи и о разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Классическим примером такого руководителя служит Фридерик У. Тейлор, который строил задачу по техническим принципам эффективности и вознаграждал рабочих, выполняющих норму выработки, тщательно рассчитанную на основе измерения потенциального выпуска продукции В противоположность ему, первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Такой руководитель делает упор на взаимопомощь, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда, учитывает нужды подчиненных, поощряет их профессиональный рост. Однако это не единственная классификация С. р. В настоящее время заслуживает внимания и типология восьми стилей менеджмента, четыре из которых - миссионер, автократ, соглашатель и дезертир - менее эффективны, чем другие четыре - прогрессист, доброжелательный автократ, администратор и бюрократ. Администратор - это менеджер, который ориентирован на решение существенных задач и высокий уровень взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающей принятие эффективных решений; соглашатель - человек, который слаб в принятии решений, позволяет воздействовать на себя различным факторам давления и предпочитает лучше минимизировать существующее давление, чем максимизировать производство в перспективе; доброжелательный автократ знает, чего хочет, и знает, как получить это, не вызвав обиды или негодования; автократ - не уверен в других, невежлив и заинтересован только в текущих делах; прогрессист - полностью доверяет подчиненным и озабочен их развитием как личностей; миссионер - тот, кто заинтересован в гармонии; бюрократ - заинтересован в правилах и процедурах, как таковых, и желает таким образом контролировать ситуацию для собственной выгоды; дезертир -это пассивный человек. Слсдуст иметь в виду, что рассмотренные выше С. р. в чистом виде если и встречаются, то сравнительно редко. У каждого руководителя (менеджера) часто можно обнаружить черты нескольких стилей, причем доминирует какой-то один из них, ои и определяет характер его деятельности.