СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ

Найдено 1 определение
СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ
отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, к-рые характеризуют продвижение товаров нар. потребления из сферы произ-ва в сферу потребления.
В дореволюц. России С. т. по существу не было. Статистич. наблюдения и публикация ограничивались в основном данными биржевых оборотов и внеш. торговли. Не было и прямых статистич. данных о внутр. торговле (о торг. сети, кадрах, оптовом, розничном товарообороте и т. п.).
В СССР товарное обращение средств произ-ва изучает статистика материально-технич. снабжения и сбыта. Статистика заготовок характеризует движение части с.-х. продуктов в сфере обращения.
Осн. источники С. т. — отчётность гос. и кооп. торг. орг-ций и предприятий, а также единовременные обследования и переписи, посвящённые гл. обр. характеристике качеств. состояния материальной базы торговли и эффективности новых форм обслуживания покупателей.
Центр. раздел С. т. — статистика товарооборота. Статистика оптового товарооборота изучает обеспечение розничной торговли товарами нар. потребления, контролирует выполнение планов использования товарных ресурсов по важнейшим товарам нар. потребления (в этих целях разрабатываются балансы распределения товарных ресурсов), осуществляет контроль поставок товаров по рыночному фонду торгующим орг-циям, а также отгрузок товаров из р-нов произ-ва в р-ны потребления. Составляется также сводный отчётный баланс товарного обеспечения розничного товарооборота. Статистика розничного товарооборота гос. и кооп. торговли изучает заключит, этап товарного обращения, т. е. продажу товаров населению. Ведёт учёт выполнения гос. плана розничного товарооборота, изучает объём и динамику продажи отд. товаров. Является важным источником изучения роста потребления и благосостояния трудящихся. По СССР, союзным республикам и областям систематически исчисляются индексы розничного товарооборота в фактических

и неизменных ценах

как в целом, так и в расчёте на душу населения. Наряду с этим С. т. изучает обороты колх. торговли на основе систематич. наблюдения колх. рынков в более чем 250 городах и рабочих посёлках.
Тесно связана со статистикой товарооборота статистика товарных запасов, определяющая их объём и состав в товаропроизводящей сети. Её осн. показатели: обеспеченность товарооборота товарными запасами в днях (отношение объёма запасов на определ. число к однодневному товарообороту), скорость товарооборота (отношение товарооборота за некоторый период к ср. товарному запасу за этот же период) и продолжительность одного оборота в днях (отношение ср. товарного запаса к однодневному товарообороту). Статистика товарных запасов — источник изучения степени удовлетворения спроса населения на отд. товары и соответствия предлагаемых товаров спросу.
Важный раздел С. т. — статистика гос. розничных цен, характеризующая их динамику при помощи индекса цен. Изучает ср. цены товаров, их структуру и динамику. Особо исчисляются индексы цен колх. торговли — на основе массовой регистрации цен с.-х. товаров на 25-е число каждого месяца. Индексы цен определяются по формуле агрегатного индекса с весами текущего периода:

Статистика издержек обращения и рентабельности торг. орг-ций даёт сведения об общей сумме издержек обращения в оптовой и розничной торговле, обществ. питании и на складах долгосрочного хранения овощей, картофеля и фруктов. На основе единой номенклатуры статей изучается состав издержек обращения по видам расходов. Сравнивая издержки обращения с товарооборотом, определяют относит. уровень издержек обращения (отношение их суммы к товарообороту) — осн. показатель для изучения динамики издержек обращения и сравнения их уровня по отд. торг. орг-циям. Статистич. анализ направлен на выявление осн. факторов, определяющих динамику издержек обращения, и на поиски резервов снижения их относит. уровня, что является гл. предпосылкой повышения рентабельности в торговле (последняя определяется как отношение чистой прибыли к товарообороту).
Статистика материальной базы торговли изучает динамику, состав, размещение и технич. оснащение оптовой и розничной торг. сети и сети обществ. питания. Один из её качеств. показателей — обеспеченность населения розничной торг. сетью, исчисляемый как отношение мощности предприятий (торг. площадь, число мест) на 10 тыс. чел. населения. С. т. также изучает использование и условия труда в торговле: численность и состав работников торговли, производительность и оплату их труда.
Система показателей и методы сов. С. т. получили широкое применение в ряде социалистич. стран. Постоянной комиссией СЭВ по статистике приняты согласованные осн. показатели и унифицирована методология статистики розничного товарооборота (товарная классификация, методы группировок, методология расчёта индексов и пр.).
В капиталистич. странах осн. источниками С. т. являются переписи (цензы) оптовой и розничной торговли, характеризующие торг. сеть, товарооборот, товарные запасы и торг. персонал. Текущая (конъюнктурная) статистика представлена индексами оптового и розничного товарооборота, товарных запасов и цен, исчисляемыми гл. обр. на основе выборочных наблюдений.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.08 мб

Новая статистика движения добавленной стоимости в международной торговле

Пономаренко Алексей Николаевич, Мурадов Кирилл Юрьевич
Рассматривается проблема идентификации добавленной стоимости в международных торговых потоках с помощью аппарата международных таблиц «затраты выпуск».
Читать PDF
6.15 мб

Зеркальная статистика внешней торговли как инструмент анализа теневой экономики

Соболева С.А.
В статье показано наличие существенных различий между величинами российского экспорта крабов в Японию и японскими показателями их импорта из России.
Читать PDF
194.65 кб

Актуальные вопросы внедрения международных стандартов в статистику внешней торговли России

Григорук Наталия Евгеньевна, Галкин Сергей Алексеевич
Статья посвящена анализу основных документов международных организаций последних лет, ставших мировыми стандартами для развития и совершенствования статистики внешнеэкономических связей большинства стран, включая Российскую Федера
Читать PDF
354.88 кб

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ЕВРОСОЮЗА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЕАЭС

Галкин Сергей Алексеевич
Читать PDF
356.37 кб

Проблемы и практика формирования показателей статистики торговли в разрезе муниципальных образований

Сабельникова Марина Анатольевна
В рамках обширной работы, проводимой федеральными и территориальными органами исполнительной власти по развитию местного самоуправления, особое практическое значение приобретает реализация комплекса организационно-методологических
Читать PDF
5.75 мб

Методологические подходы к анализу индийской статистики внешней торговли для целей выявления эффекти

Жариков Михаил Вячеславович
В статье выдвинута гипотеза о сущест-вовании особого коммерческого курса рупии к доллару и доказано, что Индия и Россия торгуют по этому курсу, а не по официальному курсу Резервного банка Индии.
Читать PDF
320.98 кб

Ведение финансовой статистики внешней торговли Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС

Дубинин Максим Викторович
В современных условиях развития интеграционных объединений немаловажное значение имеет как взаимная, так и внешняя торговля.
Читать PDF
1.82 мб

Анализ представления таможенной статистики внешней торговли таможенными службами России и Великобрит

Бабенко К.И.
Данная статья посвящена вопросам ведения таможенной статистики внешней торговли, как отраслевого института экономической статистики. Автором проведен анализ указанного вида статистических данных за 2015 г.

Похожие термины:

  • ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

    Таможенная статистика внешней торговли - сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу страны, а также представление и публикация данных таможенной статистики.
  • Концепция услуг в статистике внешней торговли

    руководство МВФ по составлению платежного баланса рекомендует приводить статьи внешней торговли, учитываемые статистикой, в полное соответствие с определением товаров и услуг в СНС. Услуга как о