экономич. категории планового социалистич. х-ва, выражающие формы взаимосвязи между произ-вом и потреблением. Поскольку при социализме существуют товарно-ден. отношения и рынок, то сохраняются и такие важнейшие их элементы, как спрос и предложение. Однако социальное содержание С. и п. п. с., их характер принципиально меняются. Из стихийных, нерегулируемых элементов рынка, какими они являются в условиях капиталистич. экономики, С. и п. п. с. превращаются в сознательно управляемые категории планового х-ва, планомерно используемые социалистич. обществом.
Сфера действия отношений С. и п. п. с. охватывает рынок средств произ-ва и предметов потребления, а также рынок платных услуг. Отношения С. и п. п. с. не распространяются на рабочую силу, к-рая перестала быть товаром и не является объектом купли-продажи. Не подвластны отношениям С. и п. п. с. также земля и её недра, фабрики и заводы, с.-х., строит, и др. предприятия, к-рые не подлежат купле-продаже. Сфера действия отношений С. и п. п. с. ограничивается также ввиду того, что мн. виды личных потребностей удовлетворяются бесплатно, за счёт общественных фондов потребления.
Принципиальной чертой С. и п. п. с. является их планомерный характер, который поддерживается благодаря сознательной плановой деятельности социалистич. общества. Конкретными средствами, с помощью к-рых обеспечивается планомерное развитие С. и п. п. с., являются планирование и экономич. регулирование. Социалистич. гос-во непосредственно планирует все осн. элементы товарного предложения — объём произ-ва средств произ-ва, предназначенных для реализации в соответствии с планами произ-ва и материально-технич. снабжения, объём поставок товаров нар. потребления, устанавливает нормативы товарных запасов и др. В плановом порядке определяется и спрос на средства произ-ва. Социалистич. гос-во планирует также осн. факторы, влияющие на объём и структуру спроса населения, в частности такие, как произ-во, ден. доходы населения, розничные цены, обществ. фонды потребления и т. д. Следовательно, планомерное воздействие на спрос населения осуществляется при социализме в форме его экономич. регулирования. Наряду с этим экономич. рычаги используются и для планомерного регулирования товарного предложения.
С помощью планирования и экономич. регулирования С. и п. п. с. гос-во планомерно обеспечивает необходимое соответствие между ними. Наличие такого соответствия служит непременным условием сбалансированного роста социалистич. экономики, беспрепятственной реализации товаров на внутр. рынке и удовлетворения обществ. потребностей.
В оптимальных условиях предложение должно быть больше спроса на величину нормального товарного запаса, наличие к-рого необходимо для полного удовлетворения спроса и обеспечения непрерывности процесса реализации. Эта общая закономерность в соотношении С. и п. п. с. должна поддерживаться постоянно на каждом этане развития экономики. Но поскольку величины, характеризующие состояние пропорциональности на внутр. рынке (спрос, предложение и товарный запас как элемент предложения), постоянно находятся в движении, то для соблюдения оптимальных пропорций между ними важно установить правильные соотношения темпов их изменения, к-рые зависят от фактически сложившегося, исходного соотношения между спросом и предложением и от динамики фактич. товарного запаса. При оптимальной исходной ситуации в базисном периоде, когда предложение превышает спрос строго на величину нормального товарного запаса, в динамике абс. прирост предложения должен превышать абс. прирост спроса на величину прироста нормального товарного запаса.
Если же исходная ситуация неоптимальна, т. е. имеет место несоответствие спроса и предложения, то соотношения в динамике их развития, необходимые для восстановления и поддержания пропорциональности на рынке, меняются. В том случае, когда начальное соотношение между С. и п. п. с. выражается в превышении первого над вторым, для восстановления и поддержания их пропорциональности на рынке абс. прирост предложения планируется с превышением абс. прироста спроса. Это превышение складывается из абс. прироста предложения, необходимого для восстановления полного количественного соответствия спросу, из прироста, необходимого для покрытия ожидаемого в плановом периоде увеличения спроса и из прироста величины нормального товарного запаса.
Другой возможный вариант рыночных диспропорций — чрезмерное превышение предложения над спросом в базисном периоде. В такой ситуации для ликвидации количеств, несоответствия можно либо сокращать предложение, либо расширять спрос. При этом абс. прирост спроса будет больше абс. прироста предложения, т. е. спрос будет расширяться быстрее, чем предложение. Т. о., конкретные количеств, пропорции в развитии С. и п. п. с. будут зависеть от исходного соотношения между ними.
В нек-рых случаях соответствие между С. и п. п. с. может оказаться нарушенным, причём может возникнуть не только количеств., но и качеств. несоответствие между ними. Объективная возможность этого связана с противоречиями товарного х-ва, в частности с противоречием между стоимостью и потребит. стоимостью товаров.
Для того, чтобы была реализована стоимость товара, необходимо, чтобы его потребительная стоимость удовлетворяла определ. обществ. потребность. Если же потребит. свойства товара низки, то такой товар, не будучи в состоянии удовлетворить обществ. потребность, остаётся нереализованным. Заключённое в товаре противоречие между стоимостью и потребит. стоимостью не получает своего разрешения, и затраты труда не находят обществ. признания. Это объективное противоречие товара иногда усугубляется недостаточным вниманием нек-рых предприятий-производителей к потребит. стоимости, к качеству выпускаемой продукции., Товары низкого качества не пользуются спросом и в силу этого не могут быть реализованы. В подобных случаях возникает т. н. качеств. несоответствие между спросом и предложением, что, естественно, приводит и к количеств, диспропорциям между ними.
Товары могут также оказаться нереализованными, если затраты труда на их произ-во, а следовательно, их стоимость и цена слишком высоки по отношению к платёжеспособной потребности или если они просто произведены в количестве, превышающем обществ. потребность в них. В каждом из этих случаев также может возникнуть несоответствие между спросом и предложением, причём выражаться оно будет в чрезмерном количеств, превышении предложения над спросом, хотя качество товаров может быть достаточно высоким.
Диспропорции могут выражаться и в превышении спроса над предложением. Чаще всего это бывает связано с объективным противоречием между расширением обществ. потребностей и ограниченными в каждый момент времени возможностями роста произ-ва. Но это противоречие при социализме планомерно разрешается на базе всемерного развития социалистич. обществ. произ-ва, повышения его эффективности, что создаёт условия для более полного удовлетворения обществ. потребностей и платёжеспособного спроса как формы их выражения и обеспечения на этой основе необходимого соответствия между спросом и предложением. Иногда причиной диспропорций между С. и п. п. с. могут стать и нек-рые субъективные моменты, напр. слабое изучение спроса, ошибки, допускаемые при определении его размеров и структуры и связанные с этим неточности в планировании произ-ва и предложения.
Нарушение необходимого соответствия между С. и п. п. с. может отрицательно сказаться на полноте и качестве удовлетворения обществ. потребностей, на процессе реализации, а в итоге — на эффективности социалистич. обществ. произ-ва. В связи с этим проблема обеспечения полного соответствия между С. и п. п. с. приобретает большое значение. Особенно актуальна эта проблема по отношению к товарам нар. потребления, спрос на к-рые чрезвычайно изменчив и находится под влиянием множества самых различных факторов.
В условиях социалистич. экономики эта проблема решается прежде всего путём планомерного формирования Осн. нар.-хоз. пропорций, в частности таких, как пропорции между I и II подразделениями обществ. произ-ва, между фондом накопления и фондом потребления, между ростом производительности труда и заработной платы, между расширением произ-ва товаров нар. потребления и платных услуг, с одной стороны, и ден. доходами трудящихся — с другой. Планомерное формирование и изменение этих пропорций позволяет поддерживать необходимое соответствие между спросом и предложением товаров нар. потребления.
Важное значение имеет проблема установления структурного соответствия между С. и п. п. с. по отд. товарам и группам товаров. Такое соответствие устанавливается благодаря планированию произ-ва товаров нар. потребления с учетом размеров платёжеспособного спроса населения, предъявляемого на эти товары. В ряде случаев для обеспечения структурного соответствия между С. и п. п. с. возникает необходимость изменения отраслевой структуры произ-ва во втором подразделении, в частности повышения темпов роста произ-ва в отраслях, спрос на продукцию к-рых расширяется ускоренными темпами. В кон. 70-х гг. в СССР такими отраслями были автомобилестроение, мебельная пром-сть, произ-во электробытовых машин и приборов. Поэтому социалистич. гос-во, исходя из интересов наиболее полного удовлетворения спроса и обеспечения необходимого количеств, соответствия его товарному предложению, создаёт условия для ускоренного развития этих отраслей. Темпы роста произ-ва продукции этих отраслей превышают средние темпы роста продукции группы «Б» пром-сти. Так, напр., в 1978 по сравнению с 1965 при общем увеличении произ-ва продукции группы «Б» пром-сти более чем в 2 раза произ-во легковых автомобилей возросло почти в 6,5 раза, мебели — в 2,7 раза, холодильников — в 3,5 раза, электропылесосов — в 3,7 раза. В результате значительно расширившееся предложение этих товаров позволило полнее удовлетворить спрос на них. Наряду с этим планомерно сокращается произ-во тех товаров, предложение к-рых превышает спрос.
Однако не всегда соответствие между С. и п. п. с. на отд. товары обеспечивается путём планомерного изменения отраслевых пропорций. Иногда такая мера оказывается недостаточной, т. к. изменение структуры произ-ва требует определ. времени, а расширение произ-ва недостающих товаров — ещё и дополнит. оборудования, сырья, материалов, ресурсы к-рых могут быть ограничены. Поэтому в целях оперативного регулирования С. и п. п. с. используются импорт товаров и такой экономич. рычаг, как механизм цен. Возможность применения этого рычага обусловлена теснейшей взаимосвязью между розничной ценой и спросом, с одной стороны, и оптовой ценой и предложением — с другой. Розничные цены используются чаще всего как средство стимулирования спроса на товары, предложение к-рых чрезмерно превышает спрос. Снижение цен на такие товары, как правило, влечёт за собой расширение спроса и способствует установлению соответствия его предложению. В отд. случаях возникает необходимость ограничения спроса на нек-рые дефицитные товары, предложение к-рых недостаточно. Это достигается путём нек-рого повышения розничной цены, но такая мера является исключительной, она имеет определ. социальные границы и её не следует применять но отношению к товарам первой необходимости.
Важное значение для планомерного регулирования С. и п. п. с. имеет также механизм оптовых цен. Повышая оптовые цены, можно стимулировать расширение произ-ва товаров повышенного спроса и увеличение их предложения, причём относит. самостоятельность оптовых цен позволяет не затрагивать при этом розничные цены. При снижении оптовых цен на товары, не пользующиеся спросом у населения и предлагаемые в избыточном количестве, можно экономически «принудить» предприятия к сокращению произ-ва таких товаров. Механизм оптовых цен используется и в целях обеспечения необходимого соответствия С. и п. п. с. в разрезе детализированного ассортимента товаров. Решение этой проблемы представляет наибольшую сложность, поскольку микроспрос (т. е. спрос на отд. виды, разновидности и ассортиментные позиции одного и того же товара) постоянно изменяется под влиянием факторов, часто не поддающихся точному учёту (моды, потребительских привычек, мнений индивидуальных потребителей и т. п.). Поэтому для установления ассортиментного соответствия между С. и п. п. с. особое значение имеет учёт требований покупателей к ассортименту и качеству товаров нар. потребления. Эти требования изучаются и обобщаются торг. орг-циями и затем учитываются ими при составлении заказов на произ-во и поставку товаров, на основе к-рых заключаются хоз. договора с пром. предприятиями. Система заказов и хоз. договоров выступает в качестве одного из важных рычагов, с помощью к-рых планомерно обеспечивается соответствие между С. и п. п. с. Одновременно она служит осн. инструментом планомерного осуществления взаимосвязи между пром-стью и торговлей, а в конечном счёте между произ-вом и потреблением. В процессе развития и укрепления хоз. связей система заказов постоянно совершенствуется, повышается их роль в определении объёма выпуска, ассортимента и качества товаров нар. потребления в соответствии со спросом населения. Регулирование С. и п. п. с. связано также с обеспечением т. н. пространственно-временного соответствия между ними. Это достигается благодаря планомерному распределению товарных ресурсов по отд. районам страны с учётом специфики спроса, предъявляемого населением этих районов, а также своевременной поставкой в розничную торговую сеть товаров, в том числе тех, спрос на к-рые носит сезонный характер. Социалистич. гос-во осуществляет также планомерное регулирование отношений спроса и предложения на рынке средств произ-ва. Здесь большое значение имеет механизм оптовых цен, поскольку их изменение непосредственно не затрагивает интересы населения.
Т. о., обеспечение полного соответствия между С. и п. п. с. предполагает установление правильных пропорций не только между общими размерами спроса и предложения, но также структурного, качественно-ассортиментного и пространственно-временного соответствия между ними. Все эти проблемы решаются социалистич. гос-вом комплексно, путём планомерного управления процессом обществ. произ-ва в целом и товарным обращением в частности.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.