Способности
Способности
(abilities, 才能) индивидуальные качества личности, которые определяют скорость и глубину усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также успешность их применения на практике для выполнения различных видов деятельности.
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности. С. предмет специального изучения в XIX в. Англ. психолог и антрополог Ф. Гальтоном (18221911) выполнил экспериментальные и статистические исследования различия людей, разработал учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми. С. обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при пр. равных условиях быстро, основательно и прочно освоит способы ее осуществления и организации. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные С. Одна и та же С. может быть условием успеха в различных видах деятельности. Напр., успех в занятии бизнесом может быть следствием математических С. все просчитывать на несколько шагов вперед или С. к установлению контактов с самыми разными людьми, а С. к математике может привести к значительным успехам в шахматах, в бизнесе, программировании. Данное положение обеспечивает возможности широкой компенсации С. Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сензитивных периодах, т.е. наиболее благоприятных периодах становления С. Предполагается, что процесс формирования С. происходит на основе задатков. Качественный анализ С. направлен на выявление индивидуальных характеристик человека, необходимых для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Количественные измерения С. характеризуют меру их выраженности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности С. являются тесты (тесты достижений, интеллекта, креативности). Изучение конкретно-психологических характеристик различных С. позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятие таланта и гениальности.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
Способности
индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что возникновение и развитие способностей происходит в процессе индивидуальной жизни; их активно формируют среда, воспитание. В наибольшей мере способности раскрываются и развиваются в трудовой деятельности человека, которая, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой – является одним из условий их развития. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым. Важным обстоятельством развития способностей в трудовой деятельности является также возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы при выполнении трудовых заданий.
Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности.
И трудовые навыки, и общие способности людей приобретаются ими, формируются и закрепляются под воздействием ряда внешних факторов. Прежде всего, это – общий интеллект общества, система образования, научно-технический прогресс, соотношение в общественном сознании индивидуализма и коллективизма, общность и грандиозность целей общественного развития.
При капитализме все эти факторы, если и не препятствуют, то однозначно не способствуют развитию трудовых и общих способностей людей. В погоне за прибылью капиталисты в целом заинтересованы в дешевой, а, следовательно, в малоквалифицированной рабочей силе. Имеющий место рынок труда подразумевает безработицу. Отсюда массовое оглупление общества. Во-первых, высококачественное образование при капитализме, из-за платного характера, становится недоступным для большинства населения, во-вторых, общедоступное образование направлено на формирование послушного исполнителя.
Проекты, связанные с научно-техническим прогрессом, носят закрытый и некомплексный характер и не предполагают в своей реализации массового участия. Индивидуализм – основополагающая психология капиталистического общества. Естественно, он препятствует распространению передового опыта, бескорыстному обучению и творческому характеру труда.
Наконец, грандиозные проекты предполагают приоритет научнопроизводственного сектора экономики и престиж созидательных профессий и специальностей. Именно в этом секторе экономики скачком формируется массовое развитие трудовых и общих способностей людей. При капитализме главный сектор экономики – финансовый, наиболее престижные и высокооплачиваемые специальности – финансист, экономист, юрист, торговец, чиновник, – которые требуют конкурентских, исполнительских и, в какой-то мере, антиобщественных способностей, но никак не способностей к творческому труду, к свершению открытий, к моральному совершенству и гражданской ответственности.
При социализме практически все указанные выше факторы способствуют развитию и совершенствованию трудовых и общих способностей людей. Плановое народное хозяйство требует массовой квалифицированной рабочей силы и талантливых инженерных кадров. Люди обучаются и нанимаются на работу не для того, чтобы не оказаться безработными, а исключительно, чтобы реализовать свои способности и навыки. Обучение и передача опыта – естественные принципы социалистического способа производства.
Образование для социалистического государства – важнейшая социальная обязанность, а для общества – общенациональное достояние. Оно строится на принципах, с одной стороны, социальной поддержки ученика, учителя и образовательного учреждения, с другой – обеспечения в образовательном процессе равных возможностей, формирования духовности и нравственности. В конечном счете – на принципах формирования личности, формирования творца.
Плановая экономика и коммунистическое строительство в своей основе предполагают реализацию грандиозных национальных проектов, базирующихся на научно-техническом прогрессе и коллективизме. Все это – прямые факторы формирования массовой творческой личности обладающей соответствующими трудовыми и общими способностями, факторы их непрерывного совершенствования.
Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности.
И трудовые навыки, и общие способности людей приобретаются ими, формируются и закрепляются под воздействием ряда внешних факторов. Прежде всего, это – общий интеллект общества, система образования, научно-технический прогресс, соотношение в общественном сознании индивидуализма и коллективизма, общность и грандиозность целей общественного развития.
При капитализме все эти факторы, если и не препятствуют, то однозначно не способствуют развитию трудовых и общих способностей людей. В погоне за прибылью капиталисты в целом заинтересованы в дешевой, а, следовательно, в малоквалифицированной рабочей силе. Имеющий место рынок труда подразумевает безработицу. Отсюда массовое оглупление общества. Во-первых, высококачественное образование при капитализме, из-за платного характера, становится недоступным для большинства населения, во-вторых, общедоступное образование направлено на формирование послушного исполнителя.
Проекты, связанные с научно-техническим прогрессом, носят закрытый и некомплексный характер и не предполагают в своей реализации массового участия. Индивидуализм – основополагающая психология капиталистического общества. Естественно, он препятствует распространению передового опыта, бескорыстному обучению и творческому характеру труда.
Наконец, грандиозные проекты предполагают приоритет научнопроизводственного сектора экономики и престиж созидательных профессий и специальностей. Именно в этом секторе экономики скачком формируется массовое развитие трудовых и общих способностей людей. При капитализме главный сектор экономики – финансовый, наиболее престижные и высокооплачиваемые специальности – финансист, экономист, юрист, торговец, чиновник, – которые требуют конкурентских, исполнительских и, в какой-то мере, антиобщественных способностей, но никак не способностей к творческому труду, к свершению открытий, к моральному совершенству и гражданской ответственности.
При социализме практически все указанные выше факторы способствуют развитию и совершенствованию трудовых и общих способностей людей. Плановое народное хозяйство требует массовой квалифицированной рабочей силы и талантливых инженерных кадров. Люди обучаются и нанимаются на работу не для того, чтобы не оказаться безработными, а исключительно, чтобы реализовать свои способности и навыки. Обучение и передача опыта – естественные принципы социалистического способа производства.
Образование для социалистического государства – важнейшая социальная обязанность, а для общества – общенациональное достояние. Оно строится на принципах, с одной стороны, социальной поддержки ученика, учителя и образовательного учреждения, с другой – обеспечения в образовательном процессе равных возможностей, формирования духовности и нравственности. В конечном счете – на принципах формирования личности, формирования творца.
Плановая экономика и коммунистическое строительство в своей основе предполагают реализацию грандиозных национальных проектов, базирующихся на научно-техническом прогрессе и коллективизме. Все это – прямые факторы формирования массовой творческой личности обладающей соответствующими трудовыми и общими способностями, факторы их непрерывного совершенствования.