проявляется в том. что продавцами выступают владельцы рабочей силы, т. с. сами работники, а покупателями (потребителями) — хозяйствующие субъекты, т. е. в отличие от обычных рынков товаров (услуг) это «рынок наоборот». Специфика рынка труда определяется следующими характеристиками: 1. Неочевидность соотношения цены и качества рабочей силы. На рынке товаров (услуг) определенное качество товаров (услуг) приводит к формированию определенной цены. На рынке труда каждый продавец, т. е. владелец рабочей силы (потенциальный работник), устанавливает цену исходя из собственных (иногда субъективных) критериев, поэтому работодатель в каждом конкретном случае решает вопрос о найме того или иного работника. Может возникнуть ситуация, когда претенденты с одинаковыми профессиональными и личностными характеристиками хотят получить от работодателя различные компенсационные пакеты. При отборе достаточно трудно установить, кто предпочтительнее для организации, поэтому она должна иметь систему подбора и отбора персонала, которая позволит избежать ошибок при найме, оптимизировать затраты на этот процесс. 2. На рынке труда не приобретаются права собственности на носителя трудового ресурса, т.е. работника. Работодатель приобретает возможность пользоваться гем, что знает, умеет и может работник. В трудовом договоре (контракте) оговариваются взаимные нрава и обязанности работника и работодателя. В этом состоит отличие от приобретения продукта, который полностью переходит после акта купли-продажи покупателю, который может им полностью распоряжаться по своему усмотрению. Работодатель после заключения договора (контракта) формирует компенсационный пакет для работника за то, что использует его в производственном или управленческом процессе, предоставляет физическое рабочее место в организации, позволяет пользоваться собственным брендом, организационными контактами, ноу-хау и т. д., дает работнику возможность профессионального роста.
Работник в свою очередь продает работодателю не только обязательство находиться на рабочем месте и исполнять производственные функции, оговоренные в договоре (контракте) или в должностной инструкции, по и свои образование, опыт, собственные ноу-хау, связи, наработки, лояльность к организации, что в конечном счете увеличивает ее нематериальные активы.3. Свобода выбора при найме на работу. Правом выбора пользуются активно обе стороны, следовательно, может быть ситуация, когда не только работодатель отказывает продавцу рабочей силы, но и работник отказывается от потенциальной работы в организации.
71.77 кб
Специфика молодежного рынка труда
Статья посвящена специфике молодежного рынка труда. Рассматривается проблема адаптации молодежи к рыночным условиям, так как современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложное положение.