СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА промышленного

Найдено 1 определение
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА промышленного
одна из форм обществ. разделения труда и рациональной его организации. Находит своё выражение в объективном процессе увеличения числа особых, самостоят. отраслей пром-сти. В. И. Ленин отмечал, что «тенденция этого развития состоит в том, чтобы превратить в особую отрасль... производство не только каждого отдельного продукта, но даже каждой отдельной части продукта;— и не только производство продукта, но даже отдельные операции по приготовлению продукта к потреблению» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 21). Гл. отличит, признак специализир. отрасли, предприятия (объединения), в т. ч. их производств. подразделений,— однородность выпускаемой продукции. С. п. вместе с кооперированием и материально-технич. снабжением определяет уровень развития отраслевой структуры пром-сти.
При социализме развитие С. п. осуществляется планомерно в интересах всего общества и выражается в обособлении или выделении отд. самостоят. отраслей и произ-в. В рамках каждой отрасли происходит специализация отд. предприятий; она проявляется в упорядочении номенклатуры, в создании специализир. цехов, участков и рабочих мест, в повышении технологич. однородности произ-ва, его стандартизации. Процесс специализации в пром-сти, будучи одним из проявлений обобществлённого труда, характеризуется концентрацией выпуска однородной, однотипной продукции в отд. произ-вах. С. п. не может быть выполнена только путём сокращения номенклатуры выпускаемых изделий на каждом предприятии, поскольку ассортимент и число типоразмеров изделий возрастают значительно быстрее, чем количество новых предприятий. Сокращение номенклатуры выпускаемой продукции на предприятии нередко выступает лишь внешним выражением повышения его уровня специализации. Необходимо рациональное распределение произ-ва изделий отд. узлов и деталей между предприятиями.
С. п. как форма обществ. организации произ-ва имеет 3 осн. вида: предметная, подетальная, технологическая (или стадийная). Примерами предметной специализации служат автомоб., тракторные, станкостроит., мебельные, обувные предприятия, изготовляющие продукцию непосредственно готовую к потреблению (более высокую ступень предметной специализации представляют предприятия, производящие определ. тип технологически однородных готовых изделий, т. е. не обувь вообще, а напр. только резиновую обувь или только валяную и т. п.); примерами подетальной специализации — подшипниковые з-ды, предприятия по произ-ву карданных валов, крепёжных метизов и др. изделий; примерами технологич. специализации — з-ды по произ-ву машиностроит. заготовок (литых, кованых, штампованных и др.) — центролиты и станколиты. Предметная специализация тех или иных предприятий соответств. отрасли пром-сти сопровождается углублением разделения труда внутри предприятий, где создаются специализир. подразделения. Улучшение (совершенствование) производств. профиля предметно-специализир. предприятий, развитие подетальной и технологич. специализации ведут к расширению производств. связей — кооперированию.
С. п. связана с технич. прогрессом, с развитием производительных сил общества, поскольку она на основе обществ. разделения труда оказывает громадное влияние на технич. прогресс. «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у неё разделение труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 20). Специализация есть условие технич. прогресса и вместе с тем его следствие, т. к. технич. прогресс ведёт к углублению обществ. разделения труда в пром-сти путём выделения и развития специализир. отраслей, предприятий, цехов, участков.
Специализация тесно связана с территориальным разделением труда. Создание специализир. произ-в на основе использования природных ресурсов определяет специализацию данного экономич. р-на.
Для характеристики уровня развития С. п. используются след. осн. показатели: степень деления пром-сти на отрасли; уд. вес специализир. произ-ва (или специализир. отрасли) в общем выпуске данного вида продукции; уд. вес осн. (профилирующей) продукции в общем выпуске отрасли или предприятия; количество групп, видов или типов продукции, изготовляемой предприятием; уд. вес покупных изделий и кооперированных поставок в общих затратах на выпуск продукции; уд. вес предприятий и цехов, специализирующихся на выпуске отд. деталей и узлов, в общем их выпуске.
Повышение уровня С. п.— важное условие развития и совершенствования произ-ва, дальнейшей его интенсификации. Специализация позволяет увеличить на предприятиях серийность и массовость произ-ва, что служит важнейшей предпосылкой не только применения высокопроизводит. совр. техники, но и внедрения прогрессивных технологич. процессов, наиболее эффективных форм организации произ-ва и труда, поточных методов организации произ-ва. С. п., как одна из прогрессивных форм обществ. организации произ-ва, обеспечивает наиболее рациональное использование средств произ-ва, значит. повышение производительности труда и качества работы, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности произ-ва, повышение эффективности капитальных вложений.
Условно-годовая экономия на текущих затратах от специализации определяется как разность между суммарными затратами (себестоимость произ-ва плюс расходы по транспортированию готовой продукции до потребителя) при существовавшем и новом уровне специализации по след. формуле:

где Э — условно-годовая экономия от проведения специализации; С1 — полная заводская себестоимость единицы продукции до проведения специализации; С2 — то же, после проведения специализации; Т1 — трансп. расходы в расчёте на единицу продукции, до введения специализации; Т2 — то же, после проведения специализации; В — годовой выпуск продукции после проведения специализации.
Методика определения экономич. эффективности С. п. с учётом не только текущих, но и единоврем. (капитальных) затрат основывается на системе показателей, применяемых для расчёта эффективности капитальных вложений и новой техники.
Создание предприятий с чрезмерно узкой специализацией (сосредоточение произ-ва чрезмерно узкого ассортимента однородной продукции на ограниченном количестве предприятий) ведёт к расширению радиуса поставок этой продукции, к увеличению трансп. расходов, нередко превышающих экономию по себестоимости продукции, достигаемую за счёт С. п.
Формирование производств. объединений способствует развитию и совершенствованию специализации произ-ва. При этом создаются лучшие условия распределения продукции внутри объединения, изготовление однородной продукции концентрируется в соответствующем специализир. подразделении объединения.
О развитии С. п. в СССР свидетельствует расширение отраслевой структуры нар. х-ва. В кон. 70-х гг. пром-сть СССР состояла из более чем 200 крупных отраслей и 500 отд. видов произ-в. За годы Сов. власти улучшена предметная специализация мн. предприятий. Так, в машиностроении повысился уровень централизованного произ-ва деталей и узлов для автомобилей, тракторов, с.-х. машин, станков и т. д. Это позволило закрыть мн. нерентабельные неспециализир. цехи и участки.
В то же время доля предприятий с подетальной и технология. специализацией незначительна (15—20%). Наибольшее развитие получила предметная специализация (80—85%), представленная в осн. универсальными предприятиями, с комплексом цехов и участков, составляющих замкнутый цикл произ-ва.
Совершенствование С. п. осуществляется гл. обр. путём улучшения производств. профиля действующих предприятий, организации производств. объединений с последующим перераспределением выпуска готовой продукции по соответствующим производств. единицам этих объединений; с высвобождением нек-рых из них от изготовления деталей, узлов, заготовок и т. п.; с передачей их выпуска в подетально и технологически специализир. производств. единицы и их подразделения. Повышению уровня предметной специализации способствует ввод новых подетально и технологически специализир. предприятий в различных отраслях пром-сти.
Создание широкой сети специализир. подетальных и технологич. произ-в — наиболее рациональное направление развития специализации в пром-сти. Оно реализуется как за счёт углубления специализации действующих предприятий, так и путём создания новых крупных специализир. предприятий и подразделений в составе производств. объединений. Так, напр., в 1960—70 было построено только два тракторных з-да — Кишинёвский и Павлодарский, а выпуск тракторов за этот же период увеличился в 3,5 раза (при улучшении их качества). Такое увеличение объёма выпуска тракторов было достигнуто за счёт развития специализир. произ-ва деталей, узлов, заготовок, а также сборочного произ-ва. В машиностроительной пром-сти подетальная и технологическая специализация наибольшее развитие получила в автомобильной, тракторной пром-сти и в с.-х. машиностроении, где доля подетального и технологич. специализиров. произ-ва возросла с 35,9% в 1965 до 45,6% в 1975. Только в системе Мин-ва тракторного и с.-х. машиностроения в 70-х гг. действовали более 150 подетально специализир. предприятий. В автомоб. пром-сти произ-вом деталей, узлов и заготовок занято свыше ста специализир. з-дов. В других же отраслях машиностроения уд. вес продукции этих произ-в пока низок.
Повышение уровня С. п. в СССР сдерживается рассредоточением произ-ва однородной продукции по мн. отраслям пром-сти; медленно снижающейся универсальностью структуры большей части предприятий. В составе таких предприятий находятся не только сборочные и механосборочные, но и цехи, в к-рых изготовляется стандартный инструмент, крепёжные метизы, литьё, поковки, штамповки, разл. стандартные и унифициров. детали и узлы, ремонтируется оборудование и т. д. Темпы роста номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий, опережающие темпы увеличения количества специализир. предприятий в той или иной отрасли пром-сти затрудняют развитие С. п. Однако рост этой номенклатуры и ассортимента изделий (особенно сложной многодетальной продукции в машиностроении) ведёт к тому, что в различных отраслях машиностроения всё более применяются детали, узлы и агрегаты одинакового назначения (и даже одинаковые или однотипные), к-рые называются изделиями межотраслевого применения. К ним относятся многочисл. агрегаты, узлы и детали машин, концентрация и специализация произ-ва к-рых основана на их конструктивной общности; а также литьё, кованые, штампованные и сварные заготовки, детали из пластмасс и керамики, концентрация и специализация изготовления к-рых основана на их технологич. однородности и др. Эти изделия составляют ок. 30% стоимости общего объёма произ-ва машиностроит. продукции и почти 80% веса машин. Их изготовление в условиях специализир. крупносерийного и массового произ-ва позволит значительно снизить затраты на выпуск единицы продукция.
На 25-м съезде КПСС (1976) было указано на огромные потери, связанные с тем, «...что далеко не все министерства и ведомства идут на активное развитие специализации, на перераспределение средств в пользу межотраслевых производств. на создание специальных заводов по производству инструментов и оснастки, унифицированных узлов и деталей. Сверх всякой меры распылена ремонтная база. Такие тенденции приводят к значительной растрате всех видов ресурсов». Съезд указал на необходимость «ускоренными темпами развивать специализированное производство продукции общемашиностроительного применения» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 45, 184).
Об экономич. эффективности развития С. п. продукции межотраслевого применения свидетельствуют след. данные (по одному из крупных промышленно развитых р-нов страны): в условиях специализир. произ-ва литья, поковок, горячих штамповок, сварных металлоконструкций, шестерён, валов и звёздочек себестоимость единицы продукции снижается по сравнению с действующим неспециализир. произ-вом на 13—34%, производительность труда повышается на 62—133%, срок окупаемости капитальных вложений на создание этих специализир. произ-в составляет 2,7 года.
Для изготовления изделий межотраслевого применения в той или иной отрасли наиболее рационально создавать специализир. предприятия с оптимальными размерами произ-ва. Это необходимо не только для повышения совр. уровня специализации произ-ва продукции общепром. применения, но и для уменьшения затрат обществ. труда при формировании новых отраслей пром-сти. Развитие специализир. произ-ва изделий общемашиностроит. применения целесообразно осуществлять как в сложившихся отраслях, так и в практически вновь сформировавшейся отрасли, объединяющей межотраслевые произ-ва (в составе двух подотраслей — произ-во заготовок и произ-во деталей и узлов общемашиностроит. применения). Дальнейший прогресс С. п. в значит. степени зависит от развития стандартизации, унификации изделий, узлов и деталей, типизации технологич. процессов, к-рые способствуют увеличению серийности и массовости произ-ва.
При капитализме вместе с обществ. разделением труда, развитием техники и изменениями в структуре общественного произ-ва непрерывно увеличивается число отраслей пром-сти. Специализация произ-ва в ряде промышленно развитых капиталистич. стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологич. специализаций. Большое распространение эти виды специализации получили, напр., в автомобилестроении США, где крупные головные фирмы имеют широкую сеть подетально специализир. заводов-смежников. Взаимоотношения между крупными монополиями и заводами-смежниками основываются на полном господстве первых над последними путём принудит. установления цен на продукцию, определения объёмов произ-ва и всех остальных сторон их производств. деятельности. Монополии используют специализацию произ-ва прежде всего для усиления эксплуатации трудящихся, получения монопольной прибыли. Связанное с развитием специализации произ-ва дальнейшее разделение труда ведёт к тому, что многие раздробленные процессы произ-ва сливаются в один обществ. производит. процесс, что обостряет основное противоречие капитализма, углубляет кризисные явления.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Развитие внешней торговли Германии на основе специализации в области промышленного производства

Никулина О.В., Тешев С.С.
Тема. Германия обладает конкурентным преимуществом в производстве высокотехнологичных товаров, что позволяет ей экспортировать их в другие страны и занимать лидирующие позиции на мировой арене.