соглашение, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и ЕС и его государствами-членами – с другой. Было подписано Президентом РФ Б. Ельциным и высокопоставленными представителями Европейского союза 24 июня 1994 г. на острове Корфу (Греция). Обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и совместных декларациях, входивших в Соглашение. Сфера действия СПС чрезвычайно широка и охватывает почти все аспекты экономических, политических, социальных и культурных связей. Процесс ратификации СПС был осложнен рядом обстоятельств и даже приостановлен ЕС вследствие военных действий России в Чечне. С началом мирных переговоров в Чеченской Республике процесс ратификации возобновился: в 1996 г. СПС было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации, в 1997 г. была завершена его ратификация государствами – членами ЕС. Соглашение вступило в силу 1 декабря 1997 г. Оно заменило Соглашение СССР с ЕС 1988 г. Срок действия – 10 лет с возможностью последующей пролонгации.
СПС стало во многих аспектах пионерным и базовым для взаимодействия России и ЕС. Соглашение зафиксировало формат регулярного политического диалога, установило режим осуществления взаимной торговли и инвестиций, обозначило рамки экономического сотрудничества между сторонами. В преамбуле Соглашения устанавливаются критерии партнерства – наличие политических и экономических свобод, а также уважение демократических принципов и прав человека, определенных в Хельсинкском заключительном акте и Парижской хартии для Новой Европы. Хотя СПС регулирует широкий круг вопросов, прежде всего это торгово-экономическое соглашение. Этим вопросам посвящено 7 разделов из 11, не считая раздела о принципах и механизме сотрудничества.
В торговле обе стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования. ЕС отменил все количественные ограничения на импорт из РФ за исключением ряда товаров металлургии. РФ может вводить количественные ограничения на импорт из ЕС в отдельных секторах, если: в отрасли осуществляется структурная перестройка; возникают серьезные социальные проблемы; российским производителям грозит утрата позиций на внутреннем рынке. В соглашении содержится принцип использования норм ВТО в регулировании некоторых аспектов торгово-экономических связей по умолчанию, несмотря на то что Россия не являлась членом ВТО. СПС предписывает: взаимный отказ от дискриминации импортных товаров; определяет порядок принятия защитных мер, в том числе антидемпинговых; устанавливает механизм разрешения спорных вопросов.
В СПС определена система институтов, призванных контролировать и стимулировать его реализацию, разрабатывать новые рекомендации, урегулировать споры. К числу таких институтов относятся саммиты Россия – ЕС, Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. Саммиты Россия – ЕС на уровне высшего руководства России и ЕС собираются два раза в год поочередно в России и на территории одного из государств ЕС. Совет сотрудничества заседает на уровне министров раз в год (при необходимости могут созываться экстренные заседания). Он курирует основные вопросы реализации соглашения и рассматривает двусторонние или международные проблемы, представляющие взаимный интерес для достижения целей соглашения. Совет сотрудничества состоит из членов Правительства Российской Федерации, с одной стороны, и членов Совета Европейского союза и членов ЕС – с другой. Содействие Совету сотрудничества в выполнении его функций оказывает Комитет сотрудничества, состоящий из представителей Правительства Российской Федерации и представителей ЕС, обычно на уровне старших должностных лиц (от структур Совета ЕС и ЕС). Председательство в Комитете сотрудничества осуществляется поочередно представителем Правительства РФ и органов ЕС. Комитет парламентского сотрудничества состоит из членов Федерального Собрания РФ и Европарламента. Он может формулировать рекомендации Совету сотрудничества.
Срок первоначального 10-летнего действия соглашения истек в конце 2007 г. В соответствии с положениями СПС по истечении его срока оно автоматически пролонгируется на один год, до заявления одной из сторон о нежелании его дальнейшего продления. Старт переговорного процесса по заключению нового соглашения взамен устаревшего СПС длительное время сдерживали сначала Польша, затем Литва. Переговоры начались 4 июля 2008 г. в Брюсселе. Проведение второго раунда было запланировано на 16 сентября того же года. Однако после грузино-российского конфликта в августе 2008 г. лидеры ЕС на экстренном саммите приняли решение приостановить переговорный процесс. Он был возобновлен в начале декабря 2008 г. К концу 2009 г. Россия и ЕС провели шесть раундов переговоров по новому документу. Обе стороны в начале 2010 г. не видели препятствий к подписанию нового соглашения. После прошедшего в ноябре 2009 г. саммита Россия – ЕС в Стокгольме, стороны заявили, что согласие по основным вопросам достигнуто и прорабатываются текстуальные формулировки соглашения. Предполагается, что соглашение будет носить рамочный характер. Более трети содержательной части разрабатываемого соглашения посвящено торговым вопросам, которые в принципе регулируются нормами и правилами ВТО.