Содружество Независимых Государств
Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.
Источник: Международный менеджмент ключевые дефиниции.-Иркутск Издательство АДИС 2016
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.
Государства создали СНГ по сути не столько для сохранения единого народнохозяйственного комплекса и его консолидации, сколько для «цивилизованного развода» указанных стран, вследствие чего по своей сущности СНГ сегодня остается тем, чем оно было и в первые годы своего существования: рыхлой, аморфной межгосударственной – без всякого намека на наднациональность (т. е. на некое подобие Евросоюза) – организацией, члены которой более или менее активно сотрудничают, причем главным образом на двусторонней, а не на многосторонней основе, в ряде областей, прежде всего в экономической и гуманитарной. Многостороннее согласование между СНГ-12 дает о себе знать позитивно лишь там, где это диктуется общими и очевидными для всех императивами и вытекающими отсюда интересами, например, в области железнодорожного или воздушного сообщения, противодействия терроризму и трансграничной преступности.
Провозглашенная на саммите в Ашхабаде (декабрь 1993 г.) «реинтеграция» в СНГ, которая по смыслу означает восстановление некоего прежнего интегрированного состояния, объективно была невозможной уже с самого начала. Сегодня речь может идти преимущественно об интеграции по-новому (т. е. на принципиально новой основе рыночной и открытой экономики), а не о реинтеграции. Несмотря на подписание более 1600 совместных документов (из них не более 1/10 имеют какое-то реальное значение) и многообещающие заверения лидеров государств СНГ о приверженности к углублению экономической интеграции, последняя давно не приносит весомых результатов.
Так, в сфере товарообмена можно отметить лишь предынтеграционное образование гетерогенной зоны преференциальной торговли, в рамках которой преференции согласовывались в двусторонних, а не «коммунитарных» (т. е. принятых всем Содружеством) документах. В указанной зоне, помимо преференций (тарифных и нетарифных), практикуются отдельные элементы свободной торговли. Без ограничений обращаются примерно 12 тыс. наименований товаров, тогда как принятая в 1995 г. товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ была составлена на основе девятизначной системы кодирования товаров и включала около 9 тыс. укрупненных товарных позиций. До зоны свободной торговли СНГ, несмотря на принятые на его саммитах решения, дело так и не дошло. Зона преференциальной торговли не помешала переориентации внешнеторговых потоков стран Содружества с ближнего на дальнее зарубежье. Удельный вес взаимной торговли его участников на протяжении нынешнего десятилетия не достигает и 1/3 общего объема их внешней торговли против 72,1 % в 1990 г. и 55 % – в 1995 г. (в ЕС он стабильно держится на уровне около 2/3). При этом данный показатель заметно дифференцирован по отдельным государствам СНГ, что отражает их большую или меньшую заинтересованность в дальнейшем развертывании интеграции в рамках Содружества.
К переориентации торговли на дальнее зарубежье привел, прежде всего, развал единого машиностроительного комплекса СССР с его глубоким внутриотраслевым разделением труда, порождавшим интенсивные взаимные потоки готовых инвестиционных товаров разных видов и типоразмеров, комплектующих изделий и деталей. Вследствие этого товарообмен внутри СНГ сегодня ведется преимущественно на основе межотраслевого разделения труда, причем довольно примитивного по меркам современного мирового хозяйства: имеет место главным образом обмен изделиями различных отраслей аграрного сектора и ТЭК, а также готовой продукцией невысоких стадий переработки. В то же время межфирменная (микроэкономическая) кооперация производства как потенциальная основа для реальной экономической интеграции стран СНГ по-прежнему находится в крайне неудовлетворительном состоянии, хотя в нынешнем десятилетии и наблюдается ее постепенное оживление. Взаимодействие между хозяйствующими субъектами стран СНГ в сфере миграции капитала, особенно в форме прямых инвестиций, стало еще слабее, чем в области торговли. Так, объем инвестиций из стран СНГ составляет менее 3 % всех иностранных капиталовложений в РФ, а инвестиций в страны СНГ – немногим более 2 % всех зарубежных инвестиций России. В довольно примитивном и хаотичном состоянии находятся валютно-расчетные отношения в СНГ, хотя для интеграции в этой области еще в 1993 г. был учрежден Межгосударственный банк СНГ, а 21 октября 1994 г. на высшем уровне было подписано Соглашение о создании Платежного союза государств – участников СНГ, которое предусматривало возможность введения коллективной валюты. Но перспективы такого рода не просматриваются. В монетарной сфере «явочным порядком» сложился некий валютно-расчетный конгломерат, включающий бартер, примитивный клиринг на уровне государств и хозяйствующих субъектов (в том числе коммерческих банков), децентрализованные и централизованные расчеты в СКВ, преимущественно в долларах США, а после 2002 г. и в евро. После отказа России от советской валюты в 1992 г. на российский рубль (при этом для многих стран СНГ он де-факто во многих случаях служит резервной валютой) и «мягкие» валюты стран СНГ как инструменты взаиморасчетов приходится от 5 до 20 % объема последних. Введение какой-либо единой валюты СНГ не только не актуально, но и перестало быть предметом серьезных научных дискуссий.
Для глубокой и всесторонней интеграции (по модели ЕС) в рамках СНГ-11 в обозримом будущем не видно объективных предпосылок. Напротив, этому препятствует глубокая дифференциация стран-членов по уровням экономического и социального развития, степени зрелости рыночных структур и демократичности политической системы, открытости экономик, социальной защищенности населения и другим показателям. Сыграв позитивную историческую роль как инструмент «цивилизованного развода», предотвратившего развитие событий на постсоветском пространстве по «югославскому сценарию», СНГ не стало консолидированным интеграционным блоком. Принятая на саммите Содружества в Душанбе (2007) Концепция развития СНГ нацелена на его частичное реформирование по принципу «один год – решение одного важного вопроса» без провозглашения амбициозных целей таможенного, а тем более экономического и валютного союза. Такой подход следует признать реалистичным.
Источник: Что есть что в мировой экономике?
объединение 12 бывших республик СССР: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, созданное в декабре 1991 г. в целях сотрудничества в политической, экономической, военной, научно-технической, культурной и других областях. Высшим органом Содружества являются заседания глав государств, проводимые два раза в год. Кроме того, проводятся заседания на уровне глав правительств, министров иностранных дел, обороны и др. Исполнительный аппарат СНГ находится в Минске. Действует межпарламентская ассамблея стран СНГ, которая собирается в Санкт-Петербурге. Содружеству предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. За время существования СНГ приняты сотни решений, направленных на сотрудничество в различных областях деятельности. Наиболее существенное значение из них имеет экономическое сотрудничество. В сентябре 1993 г. был подписан договор о создании экономического союза стран СНГ и Межгосударственного экономического комитета Содружества с местоположением в Москве. Объективные интересы РФ и других стран СНГ состоят в экономическом сближении, а точнее, в восстановлении тесных экономических связей, не только потому, что они заинтересованы в получении сырья и продовольствия, которые раньше поступали из других союзных республик, но и потому, что даже такие крупные страны, как РФ, Украина, Белоруссия, Казахстан, не говоря уже о странах с меньшим населением и экономическим потенциалом, не могут развивать современные отрасти производства в расчете только на внутренние рынки. Им необходимо более широкое экономическое пространство, и, конечно, страны СНГ друг для друга наиболее благоприятные партнеры, поскольку с ними сохраняются производственные связи предприятий, общие транспортные системы, единые стандарты и т.д. Факторами, сдерживающими процессы сближения стран СНГ, выступают не только националистически настроенные определенные политические круги, но и тяжелое экономическое положение в большинстве из этих стран. При этом одна из основных причин всеобъемлющего кризиса, поразившего все без исключения бывшие союзные республики, - именно дезинтеграция бывшего Союза. В новых условиях темпы экономических реформ и динамика экономического развития в отдельных странах СНГ оказались существенно различными. Однако в последнее время наметились позитивные сдвиги в развитии взаимного сотрудничества, о чем свидетельствуют более высокие темпы роста взаимного товарооборота стран СНГ по сравнению с общей динамикой их внешней торговли. Первым этапом в направлении формирования экономического союза стран СНГ стало Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное в апреле 1994 г. В настоящее время участниками зоны свободной торговли являются все 12 стран - членов СНГ. Соглашение о создании зоны свободной торговли направлено на отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, количественных ограничений, а также устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг внутри зоны. Соглашение уже практически действует. Подписан целый ряд документов, призванных способствовать упрощению таможенных процедур и сотрудничеству таможенных служб в области регулирования взаимной торговли. Вместе с тем страны - участницы Соглашения сохраняют за собой право самостоятельного и независимого определения режима внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в Соглашении. Существенное внимание страны СНГ уделяют вопросам производственной кооперации. Еще до подписания соглашения о зоне свободной торговли в декабре 1993 г. было подписано Соглашение об общих условиях и механизмах поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНГ. На стимулирование кооперации направлено принятое в январе 1997 г. "Положение о порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов при поставках товара по производственной кооперации". Расширению экономического сотрудничества государств - участников СНГ, в том числе развитию производственной кооперации, должно способствовать движение капитала между ними, его интернационализация. Основной формой этих процессов может стать создание транснациональных и межнациональных компаний, которые имели бы предприятия в разных странах СНГ и развивали бы между ними широкую специализацию и кооперацию, причем в пераую очередь речь могла бы идти о восстановлении искусственно нарушенных производственных связей, существовавших в бывшем СССР. В этих целях страны СНГ 15 апреля 1994 г. подписали Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений. Формирование финансово-промышленных групп может осуществляться в добровольном порядке посредством учреждения участниками группы одной из принятых в странах СНГ организационно-правовых форм с передачей в ее собственность пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений. В случае создания транснациональных финансово-промышленных групп на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Необходимым элементом углубления интеграционных процессов является сотрудничество в области технического совершенствования производства, развития науки и техники. Для решения этих проблем подписаны Соглашения о создании общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ, Соглашением о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств - участников СНГ от 13 марта 1992 г. создан комитет по научно-техническому сотрудничеству и др. Необходимым элементом развития сотрудничества в области производства и научно-технической деятельности в рамках СНГ является создание Евразийской патентной системы. Для нормализации платежно-расчетных отношений стран СНГ важное значение имеет ускорение практической деятельности Платежного союза, соглашение о создании которого было подписано в октябре 1994 г. Однако движение к мультинациональной системе, основанной на использовании национальных валют, что предусмотрено Соглашением, идет крайне медленно. Правда, в децентрализованных расчетах на уровне хозяйствующих субъектов и обслуживающих их банков доля взаимных платежей в национальной валюте возросла с 15% в 1993 г. до 55% в 1995 г. Однако в межгосударственных торговых взаимозачетах около 70% приходится на механизм бартера, а остальные 30% на межгосударственный клиринг и расчеты в свободно конвертируемой валюте. Развитию нормальных расчетов в отношениях между странами СНГ препятствуют дисбалансы в торговле, которые приходится выравнивать за счет официальных межгосударственных кредитов. Задолженность стран СНГ и Балтии за российские энергоносители к началу 1996 г. достигла 15 трлн. руб. В этих условиях клиринг принимает двусторонний, а не многосторонний характер. Созданный для многосторонних расчетов Межгосударственный банк стран СНГ практически бездействует. РФ считает возможным в рамках СНГ исходить из модели разноскоростной интеграции, имея в виду, что отдельные страны могут идти по пути углубления интеграции по мере созревания у них условий для этого. Первым этапом к реальному формированию единого экономического пространства стран СНГ является создание Таможенного союза. Таможенный союз как экономическое объединение государств основывается не только на отмене барьеров на таможенных границах государств - участников Таможенного союза, но и предполагает формирование общего механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе единого порядка регулирования внешнеэкономической деятельности. Предполагается также формирование однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Закончен первый этап формирования Таможенного союза, в который первоначально вошли РФ, Белоруссия и Казахстан, завершены работы по отмене тарифных и количественных ограничений по взаимной торговле, унификации нормативных актов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием в сфере внешней торговли; унификации ставок акцизов на товары, ввозимые на территории государств; достижению полного соответствия торговых режимов стран по отношению к третьим странам; определению общего порядка совместного ведения таможенной статистики внешней торговли и таможенного оформления подакцизных товаров; принятию нормативных актов по процедуре контроля и обеспечению доставки товаров, а также мер по техническому содействию усилению таможенного контроля на внешней границе. На базе всего этого реально начинается переход к единой таможенной территории, на которой обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Гармонизируется хозяйственное законодательство. Согласовывается денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и валютная политика. В основном создана необходимая нормативно-правовая база по комплексу мер, предусмотренных в Соглашении о Таможенном союзе. Подписанный 29 марта 1996 г. РФ, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией Договор об углублении интеграции делает новый шаг к развитию сотрудничества этих стран. Во-первых, к Таможенному союзу присоединилась Киргизия. Во-вторых, расширяется круг вопросов сотрудничества. В частности, речь идет о согласовании основных направлений, этапов и сроков экономических реформ, совместной разработке и осуществлении системы мер по государственной поддержке производства, создании необходимых условий функционирования общего рынка, обеспечении равноблагоприятных условий для свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов государств. На еще более высокую ступень интеграции нацелен российско-белорусский Договор об образовании Сообщества двух стран, подписанный 2 апреля 1996 г., а также подписанный ровно через год Договор о Союзе Белоруссии и РФ. Основываясь на Принципах суверенитета и равенства стран, их независимости и территориальной целостности, стороны обязались согласовывать свою не только экономическую, но и внешнюю политику, взаимодействовать в обеспечении безопасности, охране границ, в борьбе с преступностью, разработать общие принципы военного строительства. Намечается широкий комплекс мер по обеспечению равных прав граждан обеих стран при получении образования, трудоустройстве, в оплате труда, вводятся единые стандарты социальной защиты. Новые формы связей между РФ и Белоруссией могут стать фактором для углубления интеграционных процессов в масштабах всего СНГ.
Источник: Внешне-экономический толковый словарь