Социальное страхование

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Социальное страхование
система материального обеспечения трудящихся при наступлении нетрудоспособности

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

Социальное страхование
форма защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Источник: PIC Словарь терминов по экономике труда

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
система управления социальными рисками с целью поддержания социальных стандартов жизни для каждого человека.

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

СТРАХОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ
Обязательная по закону программа страхования, которая проводится в целях обеспечения минимальной экономической стабильности для больших

Источник: Управление маркетингом. Словарь терминов. Изд-во Курганского гос. ун-та 2010

Страхование Социальное

гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет Государственного страхового фонда.

Источник: Бизнес-словарь

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
система материального обеспечения трудящихся при наступлении нетрудоспособности, старости, безработицы, материнства и в иных предусмотренных законом случаях.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Социальное страхование
система экономических отношений, посредством которых формируются и расходуются фонды денежных средств, предназначенных для материального обеспечения нетрудоспособных.

Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
государственная программа помощи нуждающимся в зависимости или независимо от уровня их доходов по поводу потери работы, утраты трудоспособности, в том числе в связи с выходом на пенсию.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
программы, включающие в себя безвозмездные платежи всем членам общества независимо от их доходов по наступлении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы).

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Социальное страхование
(Social insurance) общее понятие, означающее государственные программы, направленные на создание системы социальной безопасности и гарантий обеспечения доходов престарелых, нетрудоспособных, больных и других категорий граждан.

Источник: Толковый словарь аудиторских налоговых и бюджетных терминов.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Социальное страхование
система материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законодательством случаях. Социальное страхование бывает общее обязательное, дополнительное, специальное, добровольное.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
система возмещения работающим и членам их семей утраченного заработка при наступлении определенных законом событий (старость, болезнь, родительство, безработица и т.п.) за счет аккумулирования и перераспределения целевых взносов с заработной платы, коллективной и индивидуальной.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Социальное страхование
гарантированная государством система материального обеспечения в старости, при потере трудоспособности и в других случаях, предусмотренных законом, а также охраны здоровья трудящихся; одна из форм социального обеспечения, непосредственно связанная с трудовой деятельностью граждан.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
установленная государством система материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям. Осуществляется за счет государства и предприятий без каких-либо вычетов из заработной платы.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Социальное страхование
Основной вид социального обеспечения трудящихся на случай утраты ими заработка в связи со старостью, постоянной или временной нетрудоспособностью, безработицей, потерей кормильца. Средства на с. с. образуются за счет страховых взносов из заработной платы работников, взносов предпринимателей и государственной материальной помощи.

Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
одна из форм социального обеспечения; государственная система материального обеспечения граждан в старости в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов предприятий, учреждений, организаций и дотаций из государственного бюджета на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей.

Источник: Большой финансовый словарь

Социальное страхование

Социальное страхование - система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами.
Социальное страхование - система денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

социальное страхование
Законодательно закрепленное страхование лиц наемного труда в социальном рыночном хозяйстве, задачей которого является обеспечение социальных гарантий наемному работнику в случае утраты им работоспособности и возможности получать постоянный доход.
В социальном рыночном хозяйстве ФРГ система пенсионного страхования (Renten verslcherung), страхования на случай болезни (Krankenversicherung), несчастного случая (Uпfallversicherung) и безработицы дает необходимые социальные гарантии лицам наемного труда, способствуя тем самым высокопроизводительному труду, и позволяет приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям, не допуская сильных социальных потрясений, связанных с негативными сторонами действия рыночного механизма.

Источник: Социальное рыночное хозяйство словарь терминов.

СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
Система отношений, с помощью которых путем распределения и перераспределения национального дохода формируются и используются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. Средства социального страхования расходуются в различных формах, соответствующих особенностям социального статуса различных групп населения. Представляет собой способ реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств регулируются действующим законодательством.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
система материального обеспечения трудящихся в случае временной потери трудоспособности в связи с болезнью, беременностью, родами и т. д. Одним из завоеваний социалистической революции является государственное социальное страхование, которое в обязательном порядке распространяется на всех рабочих и служащих. Средства социального страхования создаются из взносов государственных предприятий и учреждений, взносы взимаются путем начислений на заработную плату. Управление социальным страхованием в СССР находится в руках профсоюзов. В капиталистических странах социальное страхование, где оно имеется, не распространяется на всех рабочих и служащих, не всегда является обязательным; средства социального страхования образуются там главным образом из взносов трудящихся.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

Страхование социальное
обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков. Задачи в области организации системы социального страхования: обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи, обеспечение объективной оценки, учета и анализа уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; достижение справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений. Решению этих задач будут способствовать: установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от расходов по каждому виду страхования (классу риска); увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и сроками их уплаты; персонифицированный учет по отдельным видам страхования; стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных; осуществление строгого контроля над расходованием страховых средств; освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

Социальное страхование
в СССР - государственная система материального обеспечения пособиями и пенсиями, а также профилактического и культурно-бытового обслуживания рабочих, служащих и их семей. В статье 43 Конституции СССР, указывается: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников; пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения». В СССР социальным страхованием управляют профсоюзы. С социальным страхованием мы сталкиваемся повседневно. Рабочие и служащие получают бесплатные или льготные путевки в санатории, дома отдыха, на туристские базы; в случае болезни трудящимся выплачиваются по больничному листу пособия; их дети бесплатно или на льготных условиях укрепляют свое здоровье в пионерских лагерях. Трудно даже перечислить все случаи, когда трудящиеся пользуются услугами социального страхования. В капиталистических странах социальное страхование либо отсутствует, либо распространяется лишь на отдельные категории работающих. Средства социального страхования образуются в основном за счет взносов самих рабочих. В социалистическом обществе социальное страхование распространяется на всех трудящихся. При этом рабочие и служащие полностью освобождены от уплаты каких-либо взносов на социальное страхование. Средства на эти цели образуются из обязательных взносов предприятий и учреждений. Причем ассигнования на эти цели непрерывно увеличиваются.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
система экономических отношений, посредством которых формируются и расходуются фонды денежных средств, предназначенные для материального обеспечения нетрудоспособных (граждан и членов их семей в старости, при болезни, потери трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья населения). Охватывает всех работников отраслей народного хозяйства и непроизводственной сферы, т.е. непосредственно связано с их трудовой деятельностью. Распространяется на лиц, работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности, а также занимающихся индивидуальной деятельностью. В социально-политическом аспекте С. с. представляет собой способ реализации конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или наличия инвалидности и регулируются действующим законодательством. Организация С. с. базируется на следующих основных принципах: всеобщность обеспечения граждан по С. с., причем в наибольшей доле за счет средств государства, предприятий и организаций, оптимальное сочетание интересов личности, трудовых коллективов и общества в целом при использовании средств С. с.; управление им через организации трудящихся. Оно строится на началах самоуправления, предполагает активную роль профсоюзов, других общественных организаций в формировании и использовании соответствующих целевых фондов. Важнейшая задача С. с. - создание необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Система такового страхования состоит из двух частей: первая призвана обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий; вторая гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших се. Посредством С. с. общество решает задачи: формирует денежные доходы, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; обеспечивает необходимое количество и структуру трудовых ресурсов, а также их распределение в соответствии с объективными потребностями данного этапа развития общества; сокращает разрыв в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества; добивается определенного выравнивания жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

Социальное страхование
система социальной защиты, задача которой – обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.
Важнейший принцип буржуазного социального страхования – обязательное удержание страховых взносов из заработной платы застрахованных наемных работников. Непосредственные удержания из заработной платы составляют до 50% сумм страховых фондов. Остальные средства покрываются взносами предпринимателей и некоторыми дотациями государства. Однако поскольку страховые взносы предпринимателей выплачиваются из фонда заработной платы, практически все финансирование социального страхования осуществляется самими трудящимися. После 2-й мировой войны трудящимся многих капиталистических стран в результате упорной борьбы удалось добиться расширения сферы социального страхования, но в большинстве буржуазных стран из этой сферы исключены с.-х. рабочие, рабочие мелких предприятий, надомники и другие категории трудящихся. Ни в одной капиталистической стране управление делами социального страхования не передано в руки самих застрахованных; оно осуществляется либо государственными органами, либо подведомственными им специальными учреждениями, в состав которых наряду с представителями государства и предпринимателей иногда включаются представители застрахованных. В 1970-х гг. в буржуазных государствах была развернута кампания за введение т.н. системы "самообеспечения" трудящихся. Частичным проявлением этой кампании явилось существенное сокращение дотаций государства страховым фондам в США, Великобритании, ФРГ и ряде других стран.
Социальное страхование в СССР строилось на следующих принципах: распространялось на всех трудящихся – рабочих, служащих и колхозников; осуществлялось за счет страховых взносов предприятий (учреждений, организаций) и дотаций из государственного бюджета, т.е. без каких-либо вычетов из заработной платы трудящихся; характеризовалось многообразием видов обеспечения и систематическим ростом уровня страхового обеспечения; наряду с материальным обеспечением было направлено также на укрепление здоровья трудящихся и повышение эффективности общественного производства; управление осуществлялось профсоюзами – самой массовой организацией трудящихся.
В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. На сегодняшний день в России социальное страхование находит выражение в виде государственных пенсий и государственных пособий.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
одна из основных форм соц. защиты, непосредственно связанная с трудовой деятельностью; гарантированная государством система материального обеспечения граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, старости, др. соц. и профессиональных рисков. С.с. важнейший механизм, обеспечивающий ответственность общества и государства, всех организаций за бережное отношение к личности, реализацию соц. гарантий. В РФ развивается как гос. так и негос. соц. страхование. Все работники согласно трудовому законодательству подлежат обязательному гос. страхованию. Поощряется и добровольное страхование. Негос. С.с. осуществляется на основе экон. отношений по договорам личного или имущественного страхования, добровольно заключаемым гражданином или юридическим лицом со страховой организацией. Оно может быть и обязательным в предусмотренных законодательством случаях страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставляемых из соответствующих страховых фондов. К гос. С.с. в настоящее время относятся пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, выплата пособий в случае безработицы и нетрудоспособности, регулируемые соответствующими законами и нормативными правовыми актами. Страховые взносы вносятся организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также самими работниками. Функционируют гос. внебюджетные фонды Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд С.с., Гос. фонд занятости населения. Средства гос. соц. страхования используются на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, на оплату санаторно-курортного лечения, содержание оздоровительных лагерей для детей, на др. мероприятия по С.с. Для существующей системы, особенно в отношении размеров страховых взносов, уровня, условий назначения и выплаты пенсий и пособий, характерны больше подходы соц. обеспечения, чем страхования. Соц. страховые фонды в РФ постоянно испытывают финансовые затруднения. В связи с этим предусматривается осуществить поэтапное, с учетом роста оплаты труда и улучшения общей экон. ситуации в стране реформирование гос. С.с. Намечается усовершенствовать структуру гос. С.с., исходя из того, что наиболее эффективно защита от соц. и профессиональных рисков может быть организована в рамках отдельных видов С.с., а именно: пенсионного страхования; страхования в случае временной нетрудоспособности, включая санаторно-курортное обслуживание и оздоровление, в случае материнства; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; медицинское страхование; страхование от безработицы. За го-сударством в переходный период сохраняются функции управления всей системой С.с. При этом негос. виды обязательного и добровольного страхования получат дальнейшее развитие.

Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
система материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных предусмотренных законодательством случаях. По видам С. с. классифицируется как общее обязательное, дополнительное, специальное, добровольное. К общему обязательному относится С. с., связанное с выплатами государственных пенсий, пособий по болезни, по безработице, охраной детства и материнства и т. д. Дополнительное С. с. ставит своей целью обеспечить более высокий уровень социальной защищенности граждан против норм, предусмотренных общим обязательным страхованием. Формы дополнительного С. с. разнообразны: оно может быть обязательным, добровольным, односторонним (со стороны предпринимателей), индивидуальным, двусторонним договорным (между предпринимателем и трудящимся), а также коллективным договорным. Специальное С. с. вводится для отдельных категорий трудящихся, связанных с особыми условиями труда, например тяжелыми, вредными, опасными (у шахтеров, металлургов, моряков, железнодорожников, авиаторов и т. д.). Добровольное С. с. зависит от воли и желания самих граждан. Частью общей системы С. с. является страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По этому виду страхования устанавливается дополнительное (кроме пенсий и пособий) возмещение ущерба, причиненного здоровью работника вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Средства на С. с. вносят: государство, предприятия и организации всех форм собственности, граждане. Основные выплаты по С. с. в укрупненном плане следующие: пенсии; пособия по безработице; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, для санаторно-курортного обслуживания, др. форм оздоровительной работы, страховой медицины, на погребение и т. д. Сообразно этим целям создаются и соответствующие фонды: Пенсионный фонд России, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования. Промышленные предприятия страны, например, в 1992 г. ежемесячно вносили: в пенсионный фонд — страховые взносы в размере 31,6% суммы, начисленной в фонд оплаты труда, в Государственный фонд занятости — страховой платеж в размере 1% средств, направленных на оплату труда, в Фонд социального страхования — взносы в размере 5,4% фонда оплаты труда. Обязательные страховые взносы граждан в пенсионный фонд составляют 1 % заработной платы. В развитых странах Запада отчисления предпринимателя и наемного работника в пенсионный фонд и фонд социального страхования примерно равны по величине. В нашей стране перспектива увеличения взносов на С. с., возрастание доли взносов работников на эти цели непосредственно связаны с улучшением экономического положения страны, с существенным повышением уровня оплаты труда. В соответствии с решением Верховного Совета Российской Федерации идет подготовка Основ законодательства РФ о социальном страховании в РФ. Выход Основ позволит решить ряд принципиальных вопросов, включая разделение компетенций государственных органов и профсоюзов в деле совершенствования социального страхования.

Источник: Рыночная экономика. Словарь.-М. Республика 1993.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
англ. social insurance) – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенность С.с. – финансирование из специализир. внебюдж. фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства (см. Фонд социального страхования РФ). С.с. построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определ. зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Но в отличие от частного страхования в С.с. принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности. Совр. система соц. защиты населения включает след. осн. элементы: традиц. форму гос. вспомоществования (соц. помощи); совокупность гос. соц. гарантий, включая соц. льготы отд. категориям населения (категориальные соц. услуги) и С.с. С.с. имеет две формы: обязательную и добровольную. Соотношение этих форм различно для разных стран и этапов развития страхования. Обязательное С.с. – разновидность гос. соц. гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюдж. (гос. или обществ.) фонды. Здесь реализуется принцип неполного самофинансирования. В случае дефицита бюджета данных фондов гос-во оказывает им помощь из средств госбюджета. Т.о., оно выступает гарантом финанс. устойчивости этих фондов и реализации программ обязат. С.с. (Это обстоятельство в совр. России зачастую становится поводом для попыток консолидации фондов обязат. С.с. в госбюджет. Последнее означает, что С.с. потеряет свою специфику и растворится в общей системе соц. обеспечения.) Выделяют два вида С.с.: обязат. общее страхование и обязат. профессиональное страхование. Обязат. общее страхование распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту. Обязат. профессиональное страхование распространяется на лиц, занятых на работах, связ. с повыш. травматизмом, особо опасными и неблагоприятными условиями труда. Уровень страховых взносов при обязат. профессиональном страховании выше, чем при обязат. общем страховании, и соответственно выше уровень мат. обеспечения. Добровольное С.с. строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки гос-ва (госбюджета). Его отличит. черты – демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, соц. партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Недостаточный уровень гос. гарантий в системе обязат. С.с. и невысокий уровень доходов страхователей благоприятствует тому, что фонды добровольного С.с. рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к обязат. страхованию. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого. На ранних этапах становления рыночной экономики преобладала функция соц. вспомоществования. Последняя возникла в позднем средневековье в Англии, когда в 1601 Королева Елизавета I приняла Закон о бедности. (Впоследствии во мн. странах континент. Европы, в том числе в России, а позднее и в др. странах соц. законодательство воспроизводило мн. положения этого закона.) Важнейшим моментом закона о бедности была классификация малообеспеч. граждан на основе проверки нуждаемости и проведения четкой границы между заслуживающими соц. поддержку и не имеющими права на нее. Децентрализация соц. помощи бедным на низовом уровне церковных приходов позволяла легко выявлять категории нуждающихся и обеспечивать адресность данной помощи. Церковь обеспечивала преемственность новой формы соц. защиты населения и существовавшей ранее религиозной благотворительности, основанной на принципе христианского равенства и универсальности помощи. С развитием рыночных отношений, урбанизации и усилением мобильности населения соц. помощь на основе ин-тов церкви стала перемещаться к гражданским структурам. При этом гражданские службы столкнулись с серьезной проблемой обеспечения адресности и проверки нуждаемости населения в соц. помощи. Расширение деятельности и числа гос. структур соц. поддержки населения вело к ее бюрократизации, механизм проверки нуждаемости малообеспеч. граждан приобрел печать унижения человеческого достоинства. Указ. недостатки гос. системы вспомоществования сохраняются и в соврем. рыночной экономике. На ранних этапах капиталистич. об-ва система соц. помощи, не способная решить проблему бедности, одновременно порождала иждивенчество в среде трудящихся, снижала стимулы к труду и создавала трудности для предпринимателей в найме рабочей силы. Идеология нового класса постепенно формировала обществ. мнение в пользу ограничения масштабов соц. вспомоществования малообеспеченным. В противовес делалась ставка на организацию самопомощи работников с использованием ин-та семьи и на добровольно-религиозную благотворительность. Т.о., был взят курс на минимизацию гос. соц. помощи нуждающимся. Ответной реакцией об-ва явилось возникновение добровольных коллективных форм страхования жизненных рисков на корпоративных началах. Корпоративное страхование получило развитую форму с введением гос. гарантий его существования. Впервые эта форма С.с. была законодательно конституирована в Германии в конце XIX в. Инициатива ее введения принадлежала аристократии и гос. чиновникам, заинтерес. в сохранении корпоративных привилегий. В 1-й пол. ХХ в. в условиях кризиса модели капитализма свободной конкуренции сформировалась новая форма соц. защиты населения, к-рая базируется на обязательности обеспечения населения социально значимыми услугами. Основой новой системы соц. защиты населения являются гос. соц. гарантии удовлетворения наиболее значимых для человека и всего об-ва потребностей. В зап. социально-экономич. лит-ре наивысший уровень новой системы соц. защиты, обеспечивающий ее универсальность и всеобщую доступность населению, получил название «социальной безопасности». В России в 20-е гг. данное понятие нашло отражение в термине «социальное обеспечение».

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
в СССР гос. система материального обеспечения трудящихся в старости, в случае болезни и потери трудоспособности и в иных предусмотренных законом случаях (санаторно-курортное лечение, организация отдыха и др. оздоровит, мероприятия); занимает важное место в системе мероприятий по повышению благосостояния народа и усилению охраны здоровья трудящихся. Осуществляется за счёт страховых взносов предприятий (учреждений, орг-ций) и дотации из государственного бюджета.
Основные принципы С. с. в России были разработаны В. И. Лениным в страховой программе, принятой 6-й (Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП (1912). На совр. этапе С. с. построено на след. принципах: оно распространяется на всех трудящихся - рабочих, служащих и колхозников; осуществляется без к.-л. вычетов из заработной платы трудящихся; характеризуется многообразием видов обеспечения и систематич. ростом уровня страхового обеспечения; наряду с материальным обеспечением направлено также на укрепление здоровья трудящихся и повышение эффективности обществ. произ-ва; управление организовано на широкой демократич. основе; оно осуществляется профсоюзами - самой массовой орг-цией трудящихся.
Осн. виды обеспечения и обслуживания по С. с. - пенсии и пособия, путёвки (бесплатные или за частичную плату) в санатории, пансионаты, дома и базы отдыха, пионерские лагеря, профилактории, на лечебное питание, туристские базы, оздоровит, лагеря. Пенсии и осн. виды пособий назначаются в процентном отношении к заработной плате и в ряде случаев полностью возмещают утраченный заработок.
В 1970 в соответствии с решениями 3-го Всесоюзного съезда колхозников введена система С. с. членов колхозов, имеющая нек-рые особенности, связанные со спецификой колхозного произ-ва. С. с. колхозников осуществляется также профсоюзами, но из особого централизов. фонда, образуемого за счёт доходов колхозов.
За 9-ю пятилетку (1971 - 75) осуществлены важные мероприятия по дальнейшему улучшению С. с.: пособия по беременности и родам установлены в размере 100% заработка всем женщинам-трудящимся независимо от стажа работы и членства в профсоюзе, увеличена продолжительность выплаты пособия по уходу за больным ребёнком, повышены размеры пенсий рабочим, служащим и колхозникам, введены пособия на детей в малообеспеченных семьях; рабочим и служащим, имеющим на иждивении 3 или более детей, не достигших 16 лет (учащимся - 18 лет), пособие по временной нетрудоспособности с 1 дек. 1975 выплачивается в размере 100% заработка независимо от продолжительности трудового стажа; с этой же даты улучшено обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности работающих инвалидов при заболевании туберкулёзом.
Бюджет гос. С. с. постоянно растёт: в 1945 он составлял 958 млн. руб., в 1965 - 10 млрд. 588 млн. руб., а в 1976 - ок. 26 млрд. руб.
С. с. занимает важное место в деятельности профсоюзов. Непосредственно на предприятиях, в орг-циях С. с. рабочих и служащих осуществляет ФЗМК профсоюзов. Он назначает пособия, выдаёт путёвки в санатории и дома отдыха, направляет детей в пионерские лагеря, совместно с мед. учреждением и администрацией предприятия разрабатывает и осуществляет мероприятия по снижению заболеваемости работников, проверяет правильность выдачи больничных листков и производимых администрацией выплат по С. с., совместно с администрацией готовит документы, необходимые при назначении пенсий рабочим, служащим и их семьям, и т. д. К управлению С. с. привлекаются рабочие, служащие, колхозники; они работают в комиссиях по С. с., по пенсионным вопросам, страховыми делегатами.
В зарубежных социалистич. странах широко использован опыт СССР по претворению в жизнь ленинских идей С. с. В их законодательстве подчёркивается, что С. с. охватывает всех рабочих и служащих, а также членов с.-х. земледельч., производств. кооперативов (в НРБ, ВНР, ГДР, ЧССР и др.).
С. с. в этих странах так же, как и в СССР, отличается многообразием видов и высоким уровнем обеспечения, неразрывно связано с участием граждан в обществ. труде. Так, в ПНР пособие по временной нетрудоспособности от общих причин выдаётся в размере 100% заработка работника при наличии трудового стажа св. 8 лет; в ЧССР - 90% заработка при стаже 10 лет; в НРБ - в таком же размере, если у трудящегося имеется св. 15 лет стажа работы; в ГДР - за первые 6 недель в размере 90% заработка независимо от стажа работы, а за остальное время в зависимости от заработка, наличия детей и ряда др. условий 50 - 90% заработной платы.
При временной нетрудоспособности от производств. увечья или профессионального заболевания размер пособия не ставится в зависимость от длительности трудового стажа и др. условий. Оно обычно выдаётся в максимальном размере, установленной для пособия по временной нетрудоспособности от общих причин (ГДР, ВНР, НРБ), а в нек-рых странах и превышает его.
Законодательством социалистич. стран предусмотрено назначение пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Характерная черта - назначение пенсий в высоких размерах. Так, в НРБ пенсия по старости назначается в размере 55 - 80% заработка (при заработке св. 220 левов в месяц размер этой пенсии составляет 55% заработка); в ПНР - 80% с заработка до 2 тыс. злотых в месяц и 25 - 50% заработка сверх 2 тыс. злотых (за каждый год стажа сверх 20 лет, приобретённого до достижения пенсионного возраста, но не более чем за 10 лет размер пенсии увеличивается на 1% заработка).
За счёт средств С. с. проводится широкий комплекс оздоровительно-профилактич. мероприятий (санаторно-курортное лечение, организованный отдых и т. д.). При этом большое внимание уделяется охране материнства и детства.
В законодательстве социалистич. стран предусматривается, помимо пособия по беременности и родам (составляющего, как правило, 100% заработка женщины-работницы или служащей), предоставление дополнит. отпусков матерям (оплачиваемых или без сохранения заработной платы) для ухода за малолетними детьми; установлены семейные пособия.
В большинстве стран финансирование расходов по С. с. осуществляется полностью за счёт взносов предприятий и дотации из гос. бюджета. В отд. странах (ВНР, ГДР) трудящиеся уплачивают взносы в фонд С. с., к-рые, однако, занимают относительно небольшой уд. вес в общем объёме доходов по бюджетам С. с. Управление С. с. построено на широкой демократич. основе. Оно в целом или в значит. части ведётся непосредственно профсоюзами либо при их активном участии.
С. с. в капиталистич. странах - важный элемент гос. регулирования отношений между наёмным трудом и капиталом, входит в систему социального обеспечения трудящихся на случай утраты ими заработка в связи со старостью, постоянной или временной нетрудоспособностью, безработицей, потерей кормильца. Развёрнутая характеристика С. с. при капитализме, его экономич. природы, масштабов и форм дана в работах классиков марксизма-ленинизма, документах коммунистич. и рабочих партий капиталистич. стран.
Впервые система гос. С. с. была создана в Германии в кон. 19 в., с принятием законов о страховании от несчастных случаев и по болезни (1883 - 84), о введении пенсий по старости и инвалидности (1889), затем в Австрии, Дании, Франции, Великобритании и др. странах.
Важнейший принцип бурж. С. с. - обязательное удержание страховых взносов из заработной платы застрахованных наёмных работников. Размер удержаний весьма значителен и непрерывно увеличивается. С 1960 по 1974 страховые взносы рабочих и служащих (в процентах от заработной платы) возросли в Австрии с 12,0 до 13,4; в Великобритании - с 4,25 до 8,0; в Италии - с 5,4 до 6,5; в США - с 3,125 до 6,7; в ФРГ - с 12,5 до 14,65; во Франции - с 6,0 до 6,58; в Японии - с 5,7 до 7,78; в Нидерландах (с 1965 по 1974) - с 17,8 до 21,45. Непосредств. удержания из заработной платы составляют до 50% сумм страховых фондов. Остальные средства покрываются взносами предпринимателей и нек-рыми дотациями гос-ва. Однако поскольку страховые взносы предпринимателей выплачиваются из фонда заработной платы, практически всё финансирование С. с. осуществляется самими трудящимися.
В ряде капиталистич. стран вообще отсутствуют многие виды С. с. Напр., из 50 штатов США только в 6 есть С. с. по болезни, лишь в одном - по беременности и родам, нигде нет семейных пособий.
В совр. условиях гл. по своим масштабам и степени развития видом С. с. является пенсионное обеспечение (напр., в США число пенсионеров по старости превышает 22 млн.). Капиталистич. гос-во регулирует условия назначения пенсии (возраст, страховой или трудовой стаж, продолжительность гражданства), принцип определения размера пенсии (фиксированная, минимальная, зависящая от заработка) и порядок образования страховых фондов.
Пенсионный возраст для мужчин равен 60 годам в Италии, Франции, Японии, Турции; 65 - в Бельгии, Великобритании, США, ФРГ и Мексике; 67 - в Норвегии, Швеции и ряде др. стран. В действительности капиталистич. интенсификация произ-ва приводит к тому, что рабочий уже в 45 - 50 лет, особенно на конвейере, не в состоянии выполнять технология, операции с необходимой чёткостью и быстротой. Пожилых рабочих предприниматели стремятся уволить в первую очередь, поэтому, как показывает статистика, их уд. вес в составе безработных всегда больше доли др. возрастных групп. При этом незначительны масштабы льготного пенсионного обеспечения в связи с работой в тяжёлых или вредных для организма условиях произ-ва. Размер пенсии, выплачиваемой по достижении пенсионного возраста и необходимого трудового или страхового стажа, невелик и, как правило, составляет 25 - 40% заработка. Если же трудящийся прекращает работу до достижения требуемого возраста, то пенсия уплачивается ему в урезанном виде.
Многочисл. факты, приводимые в периодич. печати капиталистич. стран и монография, исследованиях, свидетельствуют о тяжёлом материальном положении пенсионеров. Это признают и официальные комиссии, назначаемые гос. органами. Ок. 1Г9 пенсионеров в Великобритании, США, Японии и др. странах обращаются к гос. вспомоществованию по старости. Пройдя унизительную проверку нуждаемости, они получают дополнит. пособие. Однако сумма миним. пенсии и дополнит. пособия не превышает размера дохода, эквивалентного официально установленному уровню бедности.
Особенностью систем пенсионного обеспечения в капиталистич. странах является их множественность. Специфич. правила назначения пенсий существуют для работников ж.-д. транспорта, с.-х. рабочих, гос. служащих, занятых на предприятиях крупных монополий, и др. Всё это делается с целью расколоть рабочий класс, поставить границы социального обеспечения той или иной группы рабочих в зависимость от их лояльности к капиталистич. строю или данной монополии.
Тяжело отражается на положении трудящихся господство системы частного медицинского страхования, к-рая вызывает структурные диспропорции в размещении учреждений здравоохранения, рост цен на услуги врачей и медикаменты.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 сфера С. с. была несколько расширена. Но в большинстве капиталистич. стран из неё исключены с.-х. рабочие, рабочие мелких предприятий, надомники и др. категории трудящихся. Ни в одной капиталистич. стране управление делами С. с. не передано в руки самих застрахованных; оно осуществляется либо гос. органами, либо подведомствен. им спец. учреждениями, в состав к-рых наряду с представителями гос-ва и предпринимателей иногда включаются представители застрахованных. В 70-х гг. в бурж. гос-вах была развёрнута кампания за введение т. н. системы «самообеспечения» трудящихся. Частичным проявлением этой кампании явилось существенное сокращение дотаций гос-ва страховым фондам в США, Великобритании, ФРГ и ряде др. стран.
Многочисл. факты характеризуют ограниченность системы С. с. в капиталистич. мире, её несоответствие достигнутому уровню развития производит. сил, что обусловлено самой природой капиталистич. способа произ-ва.
Трудящиеся капиталистич. стран борются за улучшение своего материального положения. В годы кризиса сер. 70-х гг. требования улучшить систему С. с. становились одной из причин массовых и длит. забастовок. Напр., рабочие автомобильной компании Форда в США выступили в сент. 1976 за сокращение рабочей недели до 32 часов при сохранении прежней оплаты, возвращения уволенных товарищей, права ухода на пенсию при 30-летнем трудовом стаже независимо от возраста. Программы борьбы за улучшение систем С. с. были приняты на съездах Британского конгресса тред-юнионов, Генерального совета профсоюзов Японии и др. Т. о., капиталистич. действительность подтверждает актуальность призыва участников Берлинской конференции коммунистических и рабочих партий Европы бороться «...за ратификацию и строгое соблюдение всеми европейскими государствами разработанных ООН международных пактов о правах человека. Это отвечает интересам борьбы рабочего класса и всех трудящихся за реальные социальные и политические права, в том числе за право на труд, на образование, на жилье и необходимые социальные услуги, на достаточную помощь при болезни, инвалидности и в старости, за осуществление равноправия женщин, за фактическое участие трудящихся в решении общественных и государственных дел» («Коммунист», 1976. № 10, с. 29).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
474.39 кб

Социальное страхование в Швеции

Грищенко Н.Б.
С 10 до 30 октября 2004 г. в Стокгольме (Швеция) проходил международный курс для специалистов страховых компаний «Стратегический менеджмент в страховании».
Читать PDF
1.46 мб

Социальное страхование в Швеции.

Н.Б. Грищенко
Читать PDF
82.89 кб

Пособия по социальному страхованию

Авдеев В. В.
Если по заключению медико-социальной экспертизы результатом несчастного случая на производстве стала утрата профессиональной трудоспособности, то застрахованному лицу назначаются и выплачиваются единовременные и ежемесячные страхо
Читать PDF
244.75 кб

Социальное страхование: сущность, виды

Семенов Илья Валерьевич
В статье комплексно исследованы дискуссионные аспекты, связанные с сущностью, содержанием, формами, видовым многообразием социального страхования.
Читать PDF
485.46 кб

Труд и социальное страхование населения

Дрошнев В. В.
Читать PDF
191.15 кб

Развитие социального страхования в России

Бурдыгина Е. А.
В статье рассмотрены теоретические основы социального страхования и дана характеристика этапов развития социального страхования в России.
Читать PDF
191.15 кб

Развитие социального страхования в России

Бурдыгина Е. А.
В статье рассмотрены теоретические основы социального страхования и дана характеристика этапов развития социального страхования в России.
Читать PDF
67.24 кб

Расчет пособий по социальному страхованию

Липатов Д. С.
С заменой единого социального налога на страховые взносы порядок расчета пособий по социальному страхованию существенно изменился.
Читать PDF
412.65 кб

Развитие социального страхования в России

Папулова Т.Н.
В статье рассматриваются этапы развития социального страхования в России, его основные принципы, формирования и расходования средств сегодня, и перспективы развития.
Читать PDF
642.93 кб

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Мигранова Людмила Алексеевна, Роик Валентин Дементьевич
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы понятийного аппарата «заработная плата» и «оплата труда».
Читать PDF
428.57 кб

К вопросу социального страхования в России

Абрамова М. С.
Читать PDF
342.31 кб

Финансовый механизм социального страхования

Мусаева А. З.
Читать PDF
410.50 кб

Юридическая природа социального страхования

Вязовская Татьяна Николаевна
Проведен анализ юридической природы социального страхования с позиций обязательственного права, охарактеризованы социальные обязательства как вид страхового обязательства. Проведена классификация социальных обязательств.
Читать PDF
195.03 кб

Социальное страхование в Костромской области

Смирнова Ольга Вячеславовна
Описывается состояние социального страхования в Костромской области по сравнению со среднероссийским и средним по Центральному федеральному округу. Проанализировано исполнение бюджета ФОМС области за 2008 г.
Читать PDF
52.95 кб

Социально-экономическое значение страхования

Колесников Ю. А.

Похожие термины:

  • ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

    создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех
  • Фонды социального страхования

    (Social security funds) - внебюджетные фонды, формируемые за счет взносов предприятий (работодателей) и контролируемые государством с целью предоставления пособий по социальному страхованию определенным г
  • Социальное страхование в СССР

    государственная система материального обеспечения пособиями и пенсиями, а также профилактического и культурно-бытового обслуживания трудящихся и их семей. В СССР социальным страхованием управл
  • Фонд Социального Страхования Рф

    Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования на всей территории РФ
  • ВЗНОС НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

    платежи в фонд социального страхования, которые начисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в установленных законодательством РФ размерах по отнош
  • Система социального страхования

    должна обеспечивать объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиваться справедливого распределения собственности за отдельные
  • Программы социального страхования

    программы, возмещающие потерю доходов при выходе на пенсию и при временной безработице, финансируемые из налогов на заработную плату и рассматриваемые как заработанные права (то есть не как благо
  • Комиссия По Социальному Страхованию

    комиссия, состоящая из представителей руководства компании, организации и профсоюзов (трудового коллектива), на которую возлагается контроль за правильностью начисления и своевременной выплато
  • Обязательное социальное страхование

    часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного измене
  • ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

    средства, которые вносят предприятия в государственный бюджет, начисленные в утвержденном проценте от фонда оплаты труда.
  • Государственное Социальное Страхование

    См. Страхование государственное социальное
  • ТАРИФ ВЗНОСОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

    Норматив платежей, производимых юридическими лицами в бюджет государственного социального страхования в процентах от фонда заработной платы. Размер тарифа зависит от масштабов социальных прогр
  • Взносы в систему социального страхования

    отчисления на социальное страхование, производимые работодателями, наемными работниками, занятыми и незанятыми лицами. Цель сборов — обеспечить доходами фонды социального страхования, которые
  • Национальный фонд социального страхования

    Фонд, в который поступают взносы по социальному страхованию (National insurance Contributions) и из которого выплачиваются соответствующие пособия. Хотя взносы являются главным источником средств фонда, их недо