Социально-трудовые отношения
Социально-трудовые отношения
это отношения между субъектами в процессе взаимодействия, обусловленные социальными факторами и осуществляемые как в самой трудовой деятельности, так и вне нее.
Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник
Социально-трудовые отношения
комплекс взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, нацеленных на обеспечение высокого уровня организации труда и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.
Источник: PIC Словарь терминов по экономике труда
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
отражают все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. Включают совокупность общественных условий для взаимодействия работника со средствами производства и предметами труда, а также условия присвоения и потребления результатов труда.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Социально-трудовые отношения
Объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. С.-т. о. характеризуют как социально-экономические и психологические аспекты названных взаимосвязей, так и правоотношения отражающие их на институциональном, законодательном.
Источник: Словарь-справочник экономиста по труду и человеческим ресурсам 2009
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
часть многообразных соц. связей между рабочими группами и подразделениями организации, а также между отдельными работниками внутри их, которая непосредственно касается трудовой деятельности. С.-т.о. имеют первостепенное значение для решения проблем продуктивной занятости и соц. защиты людей, участвующих в производстве нужных обществу товаров и услуг, оплаты труда и формирования доходов, технологизации трудовых процессов, гуманизации труда и его условий, повышения самостоятельности, творческой инициативы и ответственности работников, развития самоуправления, функционального и соц. партнерства.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
комплекс взаимоотношений между работниками наемными и работодателями, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом. Необходимый элемент любого общественного труда и производства, поскольку люди не могут производить не объединившись для совместной деятельности, взаимного обмена результатами своего труда. В условиях рыночной экономики они охватывают социально-экономический аспект имущественных отношений и систему правовых институтов, связанных с коллективными переговорами, регулированием условий труда, разрешением трудовых споров. Субъектами С.-т. о могут быть лишь работники, имеющие договоры (коллективные иди индивидуальные, письменные или устные) с работодателями, а поэтому имеющие правовую защиту. На государственных предприятиях государство как субъект таких отношений выступает в качестве собственника имущества и является работодателем. В переходный период к рынку государство выступает не только как координатор и организатор регулирования этих отношений, но и как контролер, посредник или арбитр. Все многообразие С.-т. о. подразделяют на связанные с занятостью, организацией, и эффективностью труда, возникающие в связи с его вознаграждением. Функционирование С.-т. о. складывается на основе определенных принципов: законодательного обеспечения прав в социально-трудовой области, позволяющего определять объектов и субъектов отношений, порядок их взаимоотношений, права и обязанности; солидарности, предполагающего взаимную ответственность работников за перемены в системе трудовых отношений и достижение согласия в принятии общественно важных решений; всеобщности, означающего необходимость распространения действия социальной защиты на всех лиц (работающих, безработных, нетрудоспособных и др.); адресности, предусматривающего, что за принятием законных норм необходим механизм и адресные программы их реализации, поскольку существует ряд законов положений де-юре, но отсутствует их практическое воплощение; интегрированности, включающего обязательность взаимосвязи и взаимодействия всех форм, элементов и методов социальной защиты, организацию их в единую систему на всех уровнях управления. Приоритетность конкретных принципов существования С.-т. о., их комбинация в процессе разрешения проблем в социально-трудовой сфере характеризуют тип этих отношений. На уровне предприятия С.-т. о. определяются системой факторов: концепцией и стратегией развития предприятия, организацией рабочих мест, кадровой политикой, трудовым поведением и др. Для более точной постановки целей в процессе разработки и реализации программы регулирования С.-т. о. на государственном (федеральном), отраслевом или индивидуальном (частном) уровне, так же как и при выборе методов их реализации используют социальные индикаторы, социальные нормативы и социальные стандарты.
Социально-трудовые отношения
Отношения индивидуумов и социальных групп в трудовых процессах и процессах, обусловленных и связанных с трудовой деятельностью. СТО являются предметом экономики труда как науки, учебной дисциплины и области практической деятельности (см. 49. — Экономики труда предмет). В системе СТО различают субъекты — стороны, уровни, предметы и направления деятельности и другие элементы. Выделяют четыре группы субъектов СТО: 1) первичные носители прав и интересов (наёмные работники, работодатели, органы местного самоуправления, государство); 2) представительские организации и их органы как носители делегированных полномочий (объединения работодателей, профессиональные союзы, органы власти и управления); 3) органы, через которые реализуется социальный диалог (Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (см. 241. Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений), другие постоянные или временные органы в регионах, отраслях, на предприятиях, в организациях); 4) органы, призванные минимизировать последствия возможных конфликтов, предупреждать обострения СТО (посреднические структуры, независимые эксперты, арбитры и др.), а также учебные, информационно-консультативные и другие организации.
Стороны СТО: а) наёмный работник — человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства; б) работодатель — человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников, работодатель может быть собственником средств производства или его представителем; в) органы местного самоуправления как посредник и арбитр при трудовых спорах; г) государство, выступающее в роли законодателя, защитника прав граждан и организаций, работодателя, посредника и арбитра при трудовых спорах.
Уровни СТО: а) индивидуальный (работник — работник; работник — работодатель; работодатель — работодатель) б) групповой (объединение работников — объединение работодателей); в) смешанный (работник — государство; профсоюз — работодатель; работодатель — государство; другие).
Предметы и направления СТО определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности, различные аспекты трудовой жизни человека и организации. К ним относятся: — общие условия труда (уровень организации и оплаты труда, производственные условия труда, система охраны труда, наём-увольнение, социальные гарантии и др.);
— рассмотрение и разрешение трудовых конфликтных ситуаций;
— решение вопросов участия наёмных рабочих в процессе управления производством;
— социальная политика (политика дифференциации доходов населения, пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование, выплаты социальных пособий слабо защищенным слоям населения, политика поддержания уровня жизни и др.);
— занятость и безработица (регистрация безработных, профессиональная ориентация, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест, профилактика безработицы и др.);
— миграционная политика, регламентирующая перемещение населения в трудодефицитные районы, переселение населения из неблагоприятных регионов на основе «программ переселения» и др.;
— демографическая политика, регулирующая естественные процессы рождения и смертности населения, на основе соответствующих программ и др.
— социальное партнерство (см. 121. — Социальное партнерство в сфере труда);
— другие направления. Законодательная база регулирования СТО определяется прежде всего Конституцией РФ. Так, в ст. 7 Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. В ст. 37 провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда. В ст. 39 гарантируется социальное обеспечение, в том числе при утрате трудоспособности. В ч. 3 ст. 41 представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Невыполнение представителями работодателя данного запрета является основанием для прекращения работниками работы, создающей угрозу для жизни и здоровья, а также для предъявления требований о возмещении причиненных работодателями убытков и компенсации морального вреда. В ст. 43 сказано, что каждый имеет право на образование. Отказ работодателей предоставить льготы в связи с обучением, установленные трудовым законодательством, представляются нарушением права на образование. Вопросы регулирования трудовых отношений и СТО отражены в ТК РФ. Так в части первой излагаются положения о трудовых отношениях и их правовом регулировании, в части второй содержатся положения о социальном партнёрстве в сфере труда, в том числе: ст. 35 определяет статус комиссий по регулированию СТО, ст. 40 определяет положения о коллективном договоре как правовом акте, регулирующим СТО в организации или у индивидуального предпринимателя, ст. 45 определяет, что соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции [1; 2].
Стороны СТО: а) наёмный работник — человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства; б) работодатель — человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников, работодатель может быть собственником средств производства или его представителем; в) органы местного самоуправления как посредник и арбитр при трудовых спорах; г) государство, выступающее в роли законодателя, защитника прав граждан и организаций, работодателя, посредника и арбитра при трудовых спорах.
Уровни СТО: а) индивидуальный (работник — работник; работник — работодатель; работодатель — работодатель) б) групповой (объединение работников — объединение работодателей); в) смешанный (работник — государство; профсоюз — работодатель; работодатель — государство; другие).
Предметы и направления СТО определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности, различные аспекты трудовой жизни человека и организации. К ним относятся: — общие условия труда (уровень организации и оплаты труда, производственные условия труда, система охраны труда, наём-увольнение, социальные гарантии и др.);
— рассмотрение и разрешение трудовых конфликтных ситуаций;
— решение вопросов участия наёмных рабочих в процессе управления производством;
— социальная политика (политика дифференциации доходов населения, пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование, выплаты социальных пособий слабо защищенным слоям населения, политика поддержания уровня жизни и др.);
— занятость и безработица (регистрация безработных, профессиональная ориентация, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест, профилактика безработицы и др.);
— миграционная политика, регламентирующая перемещение населения в трудодефицитные районы, переселение населения из неблагоприятных регионов на основе «программ переселения» и др.;
— демографическая политика, регулирующая естественные процессы рождения и смертности населения, на основе соответствующих программ и др.
— социальное партнерство (см. 121. — Социальное партнерство в сфере труда);
— другие направления. Законодательная база регулирования СТО определяется прежде всего Конституцией РФ. Так, в ст. 7 Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. В ст. 37 провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда. В ст. 39 гарантируется социальное обеспечение, в том числе при утрате трудоспособности. В ч. 3 ст. 41 представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Невыполнение представителями работодателя данного запрета является основанием для прекращения работниками работы, создающей угрозу для жизни и здоровья, а также для предъявления требований о возмещении причиненных работодателями убытков и компенсации морального вреда. В ст. 43 сказано, что каждый имеет право на образование. Отказ работодателей предоставить льготы в связи с обучением, установленные трудовым законодательством, представляются нарушением права на образование. Вопросы регулирования трудовых отношений и СТО отражены в ТК РФ. Так в части первой излагаются положения о трудовых отношениях и их правовом регулировании, в части второй содержатся положения о социальном партнёрстве в сфере труда, в том числе: ст. 35 определяет статус комиссий по регулированию СТО, ст. 40 определяет положения о коллективном договоре как правовом акте, регулирующим СТО в организации или у индивидуального предпринимателя, ст. 45 определяет, что соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции [1; 2].
Источник: Словарь-справочник по экономике труда М. Берлин. Директ-Медиа 2017