Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы управления
способы воздействия на отдельные личности и управляемые коллективы через систему социально-психологических факторов. Эта группа методов наиболее разнообразна. Она требует от управленческого персонала знаний социальной психологии и психологии личности и искусства их применения в реальной практике. В их основе лежат создание хорошего социально-психологического климата в организации и ее подразделениях (доброжелательного отношения между персоналом, в том числе в отношениях руководитель–подчиненный); высокой корпоративной культуры, воспитывающей гордость за имидж и ценности организации, за принадлежность к ней; условий для активного и творческого использования трудового потенциала личности; учет особенностей ее характера и психологического типа, забота о ее развитии, карьере, удовлетворенности своим трудом, об ее уважении и самоуважении и т. п. Практика доказывает, что в среде этих факторов лежат значительные резервы роста эффективности труда, применение данных методов управления будет постоянно повышаться вместе с ростом материального, культурно-образовательного и профессионального уровня персонала организаций.
Источник: Менеджер организации. Типологический словарь-справочник
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него, на регулирование взаимоотношений между людьми путем создания оптимального психологического климата. В эту группу включают социальное развитие коллектива, повышение творческой активности и инициативы его членов, установление благоприятного психологического климата в коллективе, использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, сохранение и развитие традиций, изучение и направление формирования мотивов трудовой деятельности членов коллектива и др. Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность производства и качество труда, используют такие методы, как анкетирование, применение специальных тестов, хронометраж, опросы, а также результаты специальных социологических исследований, объективные рекомендации социологов и психологом. Причины многих явлений можно найти в изучении состава коллектива, интересов, склонностей и поступков каждого работника. Важное значение имеет создание в трудовом коллективе нормального психологического и морального климата, деловой активности и доброжелательности, взаимоуважения и служебной этики. Единство профессиональных интересов, наличие общих склонностей, моральное удовлетворение процессом и результатом своего труда, характер и темперамент работников, их возрастной состав могут стать немаловажными факторами, направленными на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, а в итоге - на повышение трудовой активности каждого работника. См. Методы управления, Управление предприятием.