СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ
Социальная служба организации
субъект управления социальным развитием, должностные лица и управленческие подразделения, наделенные соответствующими полномочиями и несущие ответственность за решение социальных проблем.
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013
СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ
структурное подразделение организации, субъект соц. управления; должностные лица и управленческие подразделения, призванные заниматься вопросами соц. развития организации и соц. обслуживания ее персонала, наделенные соответствующими полномочиями и несущие ответственность за решение соц. проблем. В РФ С.с.о. действуют в условиях перехода от планового, чрезмерно централизованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике. Структура С.с.о. определяется, с одной стороны, размерами и особенностями организации, а с др. сложностью решения производственно-экон. и соц. задач. В рыночных условиях ответственность организаций и, следовательно, их руководителей и соц. служб повышается. Надлежит учитывать многообразие форм собственности и соц.-экон. последствия приватизации бывшего гос. имущества; изменения в системе оплаты труда, диктуемые развитием рыночных отношений, расширением платности и удорожанием соц. услуг; реформирование соц. страхования и др. форм и видов соц. защиты населения. Забота о соц. сфере все больше перекладывается на негос. органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации. Функции С.с.о., управления соц. развитием в зависимости от конкретной ситуации осуществляются либо руководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями функционального назначения, которые являются частью системы управления персоналом. Типовой вариант организационной структуры С.с.о. предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему соответствующих подразделений. Организация, располагающая разветвленной сетью собственной соц. инфраструктуры, может осуществлять управление ею отдельно. В этом случае подходит вариант, предусматривающий должность заместителя директора по соц.-бытовым вопросам с приданием ему подразделений, ведающих соответствующими объектами соц. сферы, предоставлением жилищно-коммунальных, бытовых, оздоровительных, досуговых и иных соц. услуг. Основные задачи С.с.о. решение соц. проблем, включая создание надлежащих условий для работы и отдыха, поощрительное вознаграждение труда, формирование и поддержание благоприятного соц.-психологического климата коллектива, установление и совершенствование соц. партнерства. Выполнению этих задач присущи свои особенности. С.с.о. как субъект управления имеет дело исключительно с людьми, специалисты такой службы сталкиваются не с экон. и техническими затруднениями, а больше с духовно-нравственными, соц.-психологическими проблемами, характеризующими отношение человека к др. людям, труду, научно-техническим достижениям и природе. Они должны быть предельно внимательны к людям и их запросам, предоставленными им средствами содействовать физ. и душевному благополучию работников, строго блюсти требования по охране и режиму труда, стимулировать интерес к работе и деловой настрой. Управление соц. средой сопряжено с повышенной ответственностью за действительное улучшение условий труда и быта, отзывчивостью на просьбы в решении житейских проблем, сколь бы малыми они ни казались, готовностью при необходимости оказать правовую, соц., материальную помощь. Следует избегать уравнительности, быть осмотрительным в предоставлении различных льгот и привилегий. При выборе вариантов решения соц. вопросов важно держать совет с теми, чьи интересы данная проблема затрагивает, опираться на мнение компетентных экспертов. Менеджер-профессионал должен обладать необходимым минимумом гуманитарных знаний, запасом психологического и педагогического такта, этической выучкой. Полезно усвоение зарубежного опыта решения соц. проблем. Он, в частности, учит тому, что рыночная экономика это не только равнозначные отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, это еще и культура таких взаимоотношений, сориентированных на признанные в данном обществе ценности, соц. нормы и нравственные требования. Мировая практика значима и тем, что, предостерегая от слепого копирования зарубежных моделей соц. развития, дает возможность критически оценивать отечественный опыт, его уроки. В условиях нынешней России это особенно важно, т.к. при продвижении к рыночным отношениям не следует безоглядно отвергать все, что было испробовано плановой экономикой, а извлекать из прежней практики рациональные выводы. Столь же необходимо на уровне организаций внимательно анализировать и по достоинству оценивать ход осуществляемых ныне реформ, их последствия, влияние на соц. условия жизни как работающих по найму, так и предпринимателей.
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998