относительно быстрый, радикальный способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества, означающий необходимый, закономерный результат исторического развития антагонистических формаций. Социальная революция завершает процесс социальной эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил.
Основным вопросом революции является вопрос о политической власти. “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции, как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия” (Л, т.31, с.133). Социальная революция – высшая форма борьбы классов. В революционные эпохи широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи дают громадное ускорение общественного развития.
Второй вопрос революции – вопрос об отношении к народным массам, о движущих силах, об удовлетворенности народа результатами совершенного поворота в общественном развитии. В каждой отдельной стране возможности возникновения и развертывания революции зависят от ряда объективных условий, а также от степени зрелости субъективного фактора. Критерием прогрессивности нового общественного строя является большая степень обобществления собственности на средства производства и продукты труда.
Социальная революция
Социальная революция
РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
способ перехода от исторически изжившей себя обществ.-экономич. формации к более прогрессивной; коренной качеств. переворот во всей социально-экономич. и политич. структуре общества. Р. как одна из форм обществ. развития противостоит социальной эволюции - медленным, постепенным изменениям в пределах одной и той же обществ.экономич. формации. Содержание Р. классически раскрыто К. Марксом в Предисловии к «К критике политической экономии»: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).
Р. как метод коренных обществ. преобразований противостоит социальной реформе, как правило, преследующей цель частичных изменений в рамках данного обществ. строя.
Характер, масштабы и конкретное содержание всякой Р. определяются условиями той обществ.-экономич. формации, к-рую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономич. строя, для к-рого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям обществ. развития расширяются масштабы революц. движения, углубляется содержание, усложняются задачи Р.
На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преим. стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенац. процесса, в к-ром всё большую роль играет сознат. деятельность политич. партий и орг-ций. В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революц. процесс, в к-ром сознат. политич. деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистич. революции, к-рая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладёт начало становлению коммунистич. обществ.-экономич. формации (см. Коммунизм), где, по словам Маркса, «...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (там же, т. 4, с. 185).
Экономич. основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами (см. Классы и классовая борьба). В революц. борьбе угнетённых классов (стихийной или сознательной) выражается назревшая потребность в освобождении производит. сил от оков устаревшей системы производств. отношений.
Классы и социальные слои, к-рые по своему объективному положению в системе производств. отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны бороться за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революц. ситуацию. Первым актом социальной Р. является Р. политическая, т. е. завоевание гос. власти революц. классом. «...Каждый стремящийся к господству класс, - писали Маркс и Энгельс, - если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть...» (там же, т. 3, с. 32). Вопрос о политич. гос. власти - гл. вопрос всякой Р. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класс а, - отмечал В. И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» (Полн. собр. соч.? 5 изд., т. 31, с. 133).
Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба, к-рая может принимать самые разнообразные формы (вооружённое восстание, политич. переворот, гражд. война, мирные формы борьбы). Р. развивается в противоборстве с контрреволюцией. Потребности обществ. прогресса в конечном счёте предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства зависит от реального соотношения сил, от зрелости субъективного фактора Р., от способности и готовности революц. классов и политич. партий к решению встающих перед ними задач. «... Революционные периоды, - подчёркивал Ленин, - являются по преимуществу как раз такими периодами истории, когда в сравнительно короткие промежутки времени столкновение борющихся общественных сил решает вопрос о выборе страной прямого или зигзагообразного пути развития на сравнительно очень продолжительное время» (там же, т. 16, с. 8 - 9).
В тех случаях, когда массовые революц. силы недостаточно организованы и не готовы к решению объективно назревших революц. задач, Р. может приобрести верхушечный характер [напр., турецкая (1908) и португальская (1910) бурж. Р.). В противоположность нар. революциям, в к-рых активно и самостоятельно участвует громадное большинство народа, верхушечная Р. непоследовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом.
Основоположники марксизма-ленинизма выступали против доктринёрских представлений, согласно к-рым Р. является автоматич. результатом роста производит. сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопроцентный успех без борьбы, без потерь и риска временных поражений. «В революции, - писал Энгельс, - как и на войне, в высшей степени необходимо в решающий момент все поставить на карту, каковы бы ни были шансы... Бесспорно, во всякой борьбе тот, кто поднимает перчатку, рискует быть побежденным, но разве это основание для того, чтобы с самого начала объявить себя разбитым и покориться ярму, не обнажив меча?» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 80 - 81). Активная и самоотверженная деятельность массовых сил Р. - решающий фактор её успешного развития и победы.
Вопрос о роли Р. в обществ. развитии является предметом острой идеология, борьбы. Сторонники бурж. «социологии революции» утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна, связана с большими «издержками», уступает эволюционным формам развития. Вслед за бурж. идеологами роль Р. в историч. процессе отрицают или преуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобурж. левацкого революционаризма отрицают объективные закономерности революц. процесса и считают, что революц. авангард, «активное меньшинство», в любых условиях может осуществить Р.
Обобщая историч. опыт, марксизм-ленинизм доказывает, что Р. являются могучим двигателем обществ. и политич. прогресса. Маркс называл революции «локомотивами истории» (см. там же, т. 7, с. 86). Историч. роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды на пути обществ. прогресса. Р. означает гигантский скачок в обществ. развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. В революц. эпохи происходят глубокие качеств. сдвиги в обществ. развитии, его темпы ускоряются. По словам Ленина, в такие периоды пределы возможного тысячекратно расширяются. Р. вовлекает в активную политич. деятельность широчайшие массы народа, к-рые в обычные времена господствующим классам удаётся отстранять от политики. Обогащается содержание и возрастает объём социального творчества. «Никогда масса народа, - писал Ленин, - не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, с точки зрения узкой мещанской мерки постепеновского прогресса» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 103).
Особенно велика в истории человечества роль Р. пролетариата, начало к-рой положила Великая Октябрьская социалистич. революция. Она открыла эпоху перехода человечества от капитализма к социализму.
Р. как метод коренных обществ. преобразований противостоит социальной реформе, как правило, преследующей цель частичных изменений в рамках данного обществ. строя.
Характер, масштабы и конкретное содержание всякой Р. определяются условиями той обществ.-экономич. формации, к-рую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономич. строя, для к-рого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям обществ. развития расширяются масштабы революц. движения, углубляется содержание, усложняются задачи Р.
На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преим. стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенац. процесса, в к-ром всё большую роль играет сознат. деятельность политич. партий и орг-ций. В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революц. процесс, в к-ром сознат. политич. деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистич. революции, к-рая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладёт начало становлению коммунистич. обществ.-экономич. формации (см. Коммунизм), где, по словам Маркса, «...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (там же, т. 4, с. 185).
Экономич. основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами (см. Классы и классовая борьба). В революц. борьбе угнетённых классов (стихийной или сознательной) выражается назревшая потребность в освобождении производит. сил от оков устаревшей системы производств. отношений.
Классы и социальные слои, к-рые по своему объективному положению в системе производств. отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны бороться за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революц. ситуацию. Первым актом социальной Р. является Р. политическая, т. е. завоевание гос. власти революц. классом. «...Каждый стремящийся к господству класс, - писали Маркс и Энгельс, - если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть...» (там же, т. 3, с. 32). Вопрос о политич. гос. власти - гл. вопрос всякой Р. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класс а, - отмечал В. И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» (Полн. собр. соч.? 5 изд., т. 31, с. 133).
Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба, к-рая может принимать самые разнообразные формы (вооружённое восстание, политич. переворот, гражд. война, мирные формы борьбы). Р. развивается в противоборстве с контрреволюцией. Потребности обществ. прогресса в конечном счёте предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства зависит от реального соотношения сил, от зрелости субъективного фактора Р., от способности и готовности революц. классов и политич. партий к решению встающих перед ними задач. «... Революционные периоды, - подчёркивал Ленин, - являются по преимуществу как раз такими периодами истории, когда в сравнительно короткие промежутки времени столкновение борющихся общественных сил решает вопрос о выборе страной прямого или зигзагообразного пути развития на сравнительно очень продолжительное время» (там же, т. 16, с. 8 - 9).
В тех случаях, когда массовые революц. силы недостаточно организованы и не готовы к решению объективно назревших революц. задач, Р. может приобрести верхушечный характер [напр., турецкая (1908) и португальская (1910) бурж. Р.). В противоположность нар. революциям, в к-рых активно и самостоятельно участвует громадное большинство народа, верхушечная Р. непоследовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом.
Основоположники марксизма-ленинизма выступали против доктринёрских представлений, согласно к-рым Р. является автоматич. результатом роста производит. сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопроцентный успех без борьбы, без потерь и риска временных поражений. «В революции, - писал Энгельс, - как и на войне, в высшей степени необходимо в решающий момент все поставить на карту, каковы бы ни были шансы... Бесспорно, во всякой борьбе тот, кто поднимает перчатку, рискует быть побежденным, но разве это основание для того, чтобы с самого начала объявить себя разбитым и покориться ярму, не обнажив меча?» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 80 - 81). Активная и самоотверженная деятельность массовых сил Р. - решающий фактор её успешного развития и победы.
Вопрос о роли Р. в обществ. развитии является предметом острой идеология, борьбы. Сторонники бурж. «социологии революции» утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна, связана с большими «издержками», уступает эволюционным формам развития. Вслед за бурж. идеологами роль Р. в историч. процессе отрицают или преуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобурж. левацкого революционаризма отрицают объективные закономерности революц. процесса и считают, что революц. авангард, «активное меньшинство», в любых условиях может осуществить Р.
Обобщая историч. опыт, марксизм-ленинизм доказывает, что Р. являются могучим двигателем обществ. и политич. прогресса. Маркс называл революции «локомотивами истории» (см. там же, т. 7, с. 86). Историч. роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды на пути обществ. прогресса. Р. означает гигантский скачок в обществ. развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. В революц. эпохи происходят глубокие качеств. сдвиги в обществ. развитии, его темпы ускоряются. По словам Ленина, в такие периоды пределы возможного тысячекратно расширяются. Р. вовлекает в активную политич. деятельность широчайшие массы народа, к-рые в обычные времена господствующим классам удаётся отстранять от политики. Обогащается содержание и возрастает объём социального творчества. «Никогда масса народа, - писал Ленин, - не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, с точки зрения узкой мещанской мерки постепеновского прогресса» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 103).
Особенно велика в истории человечества роль Р. пролетариата, начало к-рой положила Великая Октябрьская социалистич. революция. Она открыла эпоху перехода человечества от капитализма к социализму.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.