СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
правовая основа для функционирования С.р.т.о. в РФ, заложенная в марте 1992 г. (Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»), содействует договорному регулированию трудовых отношений и согласованию соц.экон. интересов работников и работодателей на разных уровнях управления государство, отрасль, регион, организация. На верхнем уровне управления Указом Президента РФ образована «Российская трехсторонняя комиссия по регулированию соц.-трудовых отношений», основными задачами которой являются заключение Генерального соглашения, рассмотрение отраслевых тарифных соглашений и урегулирование трудовых споров. Персональный состав Комиссии определяется указами Президента при соблюдении принципов паритетного представительства, полномочности, равноправия и взаимной ответственности сторон соц. партнерства представителей Правительства РФ, российских объединений профсоюзов и объединений предпринимателей (работодателей). Посредством Генерального соглашения на обшегос. уровне формируется система важнейших соц. нормативов, определяются меры по повышению соц. гарантий граждан, по защите наиболее уязвимых групп населения, по обеспечению роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских соц.-экон. программ. На втором, среднем уровне управления заключаются отраслевые (тарифные) соглашения, в которых определяются основные направления соц. развития отраслей, устанавливаются условия и размеры оплаты труда, соц. гарантии для работников отрасли. В регионах заключаются специальные (терр.) соглашения, в которых устанавливаются необходимые условия для решения соц.-экон. проблем, связанных с терр. особенностями. При этом и отраслевые и терр. соглашения не могут ухудшать соц. нормы и условия, определяемые Генеральным соглашением. В качестве участников соглашений могут выступать: на отраслевом уровне соответствующие профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы, объединения работодателей, Министерство труда и соц. развития РФ; на терр. уровне соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов), объединения работодателей, органы исполнительной власти. Завершающим звеном во всей С.р.т.о. является реализация программ соц. развития организаций. Если на предшествующих, более высоких уровнях управления закладывались, исходя из реальных возможностей экономики страны, отрасли, региона, основные нормативы соц. развития на данный период, создавалась правовая база и необходимые условия для решения соц. проблем, то на уровне организации эти условия находят свою реализацию в виде программ соц. развития коллективов. Чтобы программы соц. развития успешно осуществлялись во всех организациях, независимо от форм их собственности, нужны правовые нормы, которые обязывали бы администрацию выполнять мероприятия, записанные в программах. В современных условиях такой правовой основой становится коллективный договор правовой акт, регулирующий трудовые, соц.-экон. отношения между работодателем и работниками организации. Закон устанавливает строгую ответственность лиц, представляющих работодателей, как за уклонение от участия в переговорах (штраф в размере до десятикратной величины ММОТ за каждый день после истечения предусмотренного срока), так и за нарушение и невыполнение коллективного договора (штраф в размере до стократной величины ММОТ).
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998