Сфера обслуживания

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Сфера обслуживания

Сфера услуг - область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам. Обычно в сферу услуг включают культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
совокупность отраслей и видов деятельности, в которых продукция выступает в виде услуг. Включает торговлю, общественное питание и большинство отраслей сферы непроизводственной. Результаты труда этой сферы используются населением как в бесплатной (образование, здравоохранение и др.), так и в платной форме (пассажирский транспорт, общественное питание и др.) или на льготных условиях. Развитие С. о. способствует эффективному функционированию всего материального производства, дальнейшему подъему уровня жизни населения.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

Сфера обслуживания
В широком смысле слова к сфере обслуживания относят торговлю, предприятия общественного питания, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия-службы быта и др. Сфера обслуживания-отрасль народного хозяйства, выполняющая разнообразные социально-экономические функции. От того, как здесь обстоят дела, насколько полно удовлетворяются жизненные запросы людей, зависит уровень материального благосостояния советских людей, устроенность быта, условия для отдыха и всестороннего развития личности, в конечном счете производительность труда миллионов. Поэтому Коммунистическая партия, Советское государство уделяют большое внимание развитию этой сферы. Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ
населения, совокупность отраслей нар. х-ва, продукт к-рых (предметы потребления) выступает в виде определ. целесообразной деятельности (услуг). Особенность обществ. труда, занятого в С. о.,— преим. непосредств. воздействие на человека в качестве объекта приложения труда. Результаты такой деятельности, как правило, принимают форму услуг. Определяя специфику обществ. труда в отраслях обслуживания, К. Маркс писал, что здесь труд «...оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 413). В С. о. не происходит характерного для материально-веществ. произ-ва перехода из формы деятельности в форму продукта. Процесс произ-ва услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.
В СССР, согласно делению, принятому в планировании и статистике, в С. о. включают торговлю и обществ. питание, жилищно-коммунальное х-во и бытовое обслуживание населения, пасс, транспорт и связь в части обслуживания населения, образование; учреждения культуры, здравоохранения, физич. культуры и спорта, социального обеспечения (как вид деятельности по обслуживанию людей). Отраслевую структуру С. о. см. в табл. 1.

В условиях повышения эффективности обществ. произ-ва и роста производительности занятого в нём труда происходит рост отраслей С. о. в нар. х-ве, неуклонно увеличивается их значение. В 1975 уд. вес С. о. в совокупном объёме созданных материальных благ и услуг в СССР составил 11% против 10% в 1960. Объём деятельности растёт относительно быстрее не только валового обществ. продукта, но и национального дохода в целом. Среднегодовые темпы прироста услуг, создаваемых С. о., составили в 1966—76 7,0%, а нац. дохода — 6,5%.
С повышением уровня экономич. развития социалистич. общество получает возможность расширять объём ресурсов экономики (материальных и трудовых), используемых в С. о. За 1966—76 осн. фонды С. о. выросли в 2 раза. В 1965 в отраслях С. о. работало 6,6% общего количества рабочих и служащих, занятых в нар. х-ве, а в 1976— 28,5%.
Роль С. о. в удовлетворении индивидуальных запросов населения возрастает. В 1960 С. о. занимала 29,6% в общем объёме потребления материальных благ и услуг населением, а в 1975 — 34,2%. значит. рост С. о.
объясняется структурными сдвигами в составе обществ. потребностей. По мере роста материального и культурного уровня жизни народа потребности в услугах образования, культуры, здравоохранения растут относительно быстрее совокупности остальных потребностей населения, в силу действия объективного экономич. закона возвышения потребностей (см. Возвышения потребностей закон).
В составе С. о. функционируют как отрасли, относящиеся к материальному произ-ву, так и те виды деятельности, к-рые учитываются в рамках непроизводственной сферы. Изменение соотношения между ними складывается под воздействием опережающего роста производств. видов услуг (торговля, обществ. питание, производств. виды услуг). В 1960 они составляли в совокупной продукции С. о.—28,7%, а в 1976 — 29,3%.
Результаты деятельности отраслей С. о. поступают населению не только в бесплатном виде (образование, здравоохранение и др.), но и в платной форме (пасс, транспорт, связь, бытовое обслуживание населения и др.). Между ними продукция С. о. распадается примерно поровну. Однако в сер. 60-х гг. платные услуги в связи с быстрым ростом доходов по труду и расширением отраслей платного обслуживания растут более высокими темпами, чем бесплатное обслуживание.
Применяемая в планировании система показателей уровня жизни населения предполагает оценку как совокупного объёма услуг, создаваемых С. о. (общий объём потребления услуг), так и участие её отд. отраслей в тех или иных процессах социального развития и повышения нар. благосостояния (объём платных услуг в балансе ден. доходов и расходов населения, объём бесплатных услуг в обществ. фондах потребления).
Опережающее развитие С. о.— одна из характерных особенностей сов. экономики на совр. этапе экономич. развития. Она сохраняет своё действие и в перспективном периоде. Это связано, во-первых, с повышающимся вкладом С. о. в динамику развития всего нар. х-ва в целом (рост доли С. о. в нар. х-ве отражает процесс совершенствования его воспроизводств. структуры). Во-вторых, увеличивается роль С. о. в обеспечении дальнейшего подъёма уровня жизни народа, так как с ростом экономики и благосостояния сов. людей всё большее значение в их жизни приобретают такие сферы обществ. деятельности, как торговля и бытовое обслуживание.
Повышение роли отраслей С. о. в нар. х-ве — одно из гл. требований рациональной организации структуры обществ. произ-ва. Это требует обеспечения комплексности развития взаимосвязанных отраслей обслуживания населения. Капитальные вложения, необходимые для расширения этих отраслей, способствуют созданию развитой системы нар. х-ва, эффективному функционированию всего материального произ-ва в целом, выравниванию условий обслуживания в городах и сельской местности.
В зарубежных с о ц и а л и с т и ч. странах С. о. играет также всё более активную роль в формировании динамики роста всего нар. х-ва, в более существ. обеспечении подъёма нар. благосостояния.
В 1975 на долю бесплатного образования и культуры, здравоохранения и физич. культуры, с учётом дотации на содержание гос. жил. фонда, приходилось в составе обществ. фондов потребления в Болгарии 41,3%, в Венгрии — 41,0%, в ГДР — 42,3%, в Польше — 53,7%, в ЧССР — 40,3%.
Быстрое развитие С. о. в европ. социалистич. странах обеспечивается значит. расширением объёма используемых ею ресурсов экономики. В частности, это проявляется в увеличении осн. непроизводств. фондов. Их объём увеличился за 1971—75 в Болгарии на 33%, в Венгрии — на 25%, в Румынии — на 27%, в Чехословакии— на 30%. В большинстве европ. социалистич. стран занятость в С. о. растёт более быстро, чем в нар. х-ве в целом. Свидетельством этих процессов могут служить данные об изменении доли занятых в непроизводств. сфере в составе работающих (см. табл. 2).

Общая тенденция развития отраслей услуг в экономике развитых капиталистич. стран — постепенное повышение их доли в совокупном объёме создаваемых материальных благ и услуг. Среднегодовые темпы прироста валового внутр. продукта составили в 1960—73 5,0%, торговли — 5,2%, транспорта и связи — 5,8%.
Расходы на развитие отраслей услуг в отд. странах растут в соответствии с повышением уровня экономич. развития. Так, в нач. 70-х гг. при увеличении валового нац. продукта в разрезе отд. стран мира (без социалистических) в среднем на душу на 1 % затраты на расширение нац. систем здравоохранения возрастают примерно на 1,3%.
Однако возможности эффективного использования возрастающих ресурсов нац. экономики для расширения сферы услуг ограничиваются в капиталистич. странах частнопредпринимательской формой организации их деятельности. Вследствие этого, напр. в США, несмотря на увеличившееся в нач. 60-х гг. участие гос-ва в деятельности такой важной отрасли услуг, как здравоохранение, население продолжает возмещать большую часть всё возрастающих расходов на мед. услуги (в 1976 прямые расходы населения на мед. обслуживание оценивались в 39 млрд. долл. и, кроме того, более 30 млрд. долл. составляют ежегодные взносы по линии частного страхования). Федеральные программы мед. страхования охватывают незначит. контингент нуждающихся в мед. обслуживании и обесцениваются его растущей стоимостью. Т. о., частнопредпринимательская форма организации большинства отраслей С. о. в капиталистич. странах служит тормозом рационализации их деятельности.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
239.73 кб

Сфера обслуживания малых форм хозяйствования

Бобышева Ирина Николаевна, Фролова Ольга Алексеевна, Бессонова Елена Анатольевна
В данной статье определена сущность форм хозяйствования, их отличительные особенности. Определены проблемы развития малых форм хозяйствования.
Читать PDF
136.67 кб

Региональная сфера обслуживания: концепция развития

Молев М. Д.
В статье излагается авторская концепция развития сферы сервиса в регионе. Приводится обоснованная формулировка концепции, ее составляющие. Описаны цели и задачи региональной сферы сервиса.
Читать PDF
314.97 кб

Сфера коммунального обслуживания советы Всемирной паутины

Рудеhко Глеб
Коммунальное обслуживание, как и любой другой вид деятельности, подвержено разного рода рискам, имеет свои особенности, проблемы и пути их решения.
Читать PDF
628.78 кб

Сфера услуг Свердловской области. Тенденции и перспективы (на примере бытового обслуживания)

Соловьева В. П.
Читать PDF
313.79 кб

Проблемы дискриминации населения старших возрастных групп в сферах медицинского обслуживания и социа

Горелик Светлана Гиршевна, Колпина Лола Владимировна
В статье на основе данных авторского социологического опроса, проведенного методом анкетирования, проанализировано явление дискриминации пожилых людей в сферах медицинского обслуживания и социальной защиты.